НАЧАЛО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ВОЙСКА

Опубликовано 16.11.2022
НАЧАЛО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ВОЙСКА

Еще в XVII в. правительство обращало внимание на природные богатства Сибири. Приказ Рудного сыска рассылал воеводам запросы о полезных ископаемых, прилагал инструкции, как брать образцы, которые пересылались в Москву для анализа специалистов. Когда в столице узнали, что где-то в окрестностях Байкала находят серебро, была организована экспедиция “для проведывания руды”. Туда отправились енисейские казаки атамана Василия Колесникова, присоединились и якутские с атаманом Иваном Галкиным. Они основали Верхнеангарский острог. Колесников остался здесь, группа его казаков во главе с Иваном Похабовым перешла по льду озеро, возде устья р.Иркут построила зимовье – из которого вырос Иркутск. А Галкин обогнул Байкал, в 1648 г. заложил Баргузинский острог и совершил поход на р. Шилку, открыв месторождение серебра, за что был пожалован в дети боярские.

Да, первыми сибирскими геологами были казаки-землепроходцы. В XVII в. были открыты залежи слюды в Западной Сибири, Енисейске, Прибайкалье, медь под Невьянском, железная руда на Туре, Тоболе, Исети, в Якутии, Прибайкалье, селитра на Олекме, свинец на Аргуни, нерчинское серебро. Делались пробные шурфы, строились домницы, заводики. Казаки оставались и прекрасными дипломатами, устанавливая дружеские отношения с местными племенами. В Западной Сибири этому способствовала угроза со стороны калмыков и казахов. А на востоке усилились маньчжуры. Они одолели и подчинили Китай, возникла могущественная и агрессивная империя Цин - и стала разворачивать экспансию на север. Подмяла часть монголов, обложила данью приамурских дауров и дючеров. В таких условиях буряты и тунгусы предпочли переходить под власть Царя.

Здесь выдвинулся Ерофей Хабаров. Он был помором с Двины, поехал в Сибирь в надежде разбогатеть на пушном промысле. Не получилось. Но Хабаров обнаружил, что в этих краях очень выгодны другие способы – в Сибири очень дорого стоили хлеб, промышленные товары. По законам, частным лицам разрешалось самим строить деревни и управлять ими. Требовалось только согласовать с уездным воеводой и платить налоги. Хабаров обосновался у устья Киренги, нанял работников, возделывал землю, обзавелся своими кузницами, мельницами, соляными варницами. В 1648 г. он обратился к якутскому воеводе Дмитрию Францбекову (Ференцбаху) с проектом освоения Приамурья. Собрал отряд из 70 казаков и крестьян, по дороге заложил г. Олекминск, а на Амуре построил Даурский городок. Совершал плавания по реке, приводя в подданство местных жителей, составил карту, “чертеж реке Амуру”

В 1651 г. по следам Хабарова пошли из Якутска 27 казаков во главе с Иваном Нагибой. Но с хабаровцами они каким-то образом разминулись. Построили судно и проплыли по всему Амуру, причем с непрерывными боями. Вышли в море, но судно раздавило льдами у Шантарских островов. Экспедиции удалось спастись, и она сухим путем вернулась в Якутск, собрав большой ясак. Современники считали чудом, что отряд во всех передрягах не потерял ни одного человека. Однако другие отряды к Хабарову добирались, его силы росли.

В Пекине крайне враждебно восприняли выдвижение землепроходцев к своим границам. Император категорически запретил подданным контакты с русскими. Подчиненных ему монгольских князей нацелил в набеги на Забайкалье, чтобы покорить здешние племена. А на Амур в 1651 г. отправил 2000 солдат с 6 пушками. У Хабарова к этому моменту собралось около 300 человек. Но, как писали китайцы, в лице казаков они встретили бойцов “храбрах, как тигры, и искусных в стрельбе”. Маньчжурский корпус они разгромили.

Хотя Хабаров и с подчиненными был очень крут. Против него взбунтовались 136 человек во главе со Степаном Поляковым. Хабаров мятеж подавил, 12 казаков казнил, остальных бил батогами. В 1653 г. на Амур для проверки приехал из Москвы дворянин Зиновьев. Казаки нажаловались, и он арестовал Хабарова. Назначил вместо него старшим казака Онуфрия Степанова. Бывшего предводителя доставили в Москву, и после долгих разбирательств Царь решил дело компромиссом. Мятежников оправдал, но и Хабарова, учитывая его успехи, наказывать не стал, пожаловал в дети боярские, назначил начальником Усть-Кутской волости в Сибири.

Поход в забайкалье предпринял и Петр Бекетов (который 20 лет назад строил Якутск). Теперь он заложил Иргенский и Нерчинский остроги. Их основание в 1655 г. принято за отсчет старшинства Забайкальского Казачьего Войска. Впрочем, одновременно возникла и другая казачья община, вольная. От Москвы здешние места были далеко, злоупотребления властей бывали частенько. Но и люди в Сибири подбирались отчаянные, терпеть “неправд” не привыкли. В 1655 г. взбунтовались служилые Верхнеленского острога во главе с Максимом Сорокиным и ушли в Приамурье. А в Илимском остроге казаки и крестьяне убили воеводу, избрали атаманом Никифора Черниговского и тоже двинулись на Амур. Здесь два отряда объединились и построили крепость Албазин.

Россия закреплялась в Прибайкалье и Забайкалье. Возводились Балаганский, Телембинский, Селенгинский, Удинский остроги. Буряты и тунгусы помогали в строительстве, ведь и для них крепости обеспечивали защиту от маньчжуров. А отряд Степанова поставил на Амуре Кумарский острог. Китайский император направлял сюда новые войска. В 1654 г. 320 казаков на Сунгари одержали победу над 3-тысячным маньчжурским корпусом. В следующем году Кумарский острог осадила 10-тысячная армия. Отряд Степанова вместе с подоспевшими 30 казаками Бекетова отразили несколько приступов, и враги отступили “к немалой чести казаков”.

Тогда в Пекине было принято решение оставить русских без данников и продовольственной базы. Маньчжуры устроили массовую депортацию дауров и дючеров, переселяя их на Сунгари. А казаков теснили, не прекращались бои. В 1656 г. Степанов отправил 50 человек в Москву с письмом Царю: “Поне все в войске оголодали и оскудали, питаяся травою и корением… а сойти с великия реки без государева указу не смеем никуда. А богодойские (китайские – авт.) воинские люди над нами стоят близко и нам против их… стоять и дратца стало нечем, пороху и свинцу нет нисколько”. В 1658 г. отряд предпринял поход на Сунгари, чтобы добыть продовольствие. Враги окружили его. Степанов и 270 его соратников погибли, 222 прорвались и отступили.

Но очистить от русских Приамурье маньчжурам не удавалось. На смену погибшим шли другие, партию из 600 казаков и крестьян привел сюда из Енисейска атаман Афанасий Пашков. А депортация дауров и дючеров дала совсем не те результаты, как виделось в Пекине. Земель, пригодных для пашни, в Сибири было мало, тем более что русским дозволялось селиться только “на порозжих местах”. А места в Забайкалье и Приамурье освободились! Сюда пошло переселение – и Даурия, оставшаяся без дауров, становилась казачьей.

Продолжались экспедиции и в других направлениях. В 1651 г. Иван Баранов с группой “охочих людей” прошел с Колымы на Гижигу, к Охотскому морю. Василий Власьев и Кирилл Колкин предприняли плавание на Чукотку. Сотник Курбат Иванов, сменивший в Анадырском крае Дежнева, тоже построил кочи и ходил морем на Чукотку. Открыл залив Креста, бухту Провидения. Десятник Иван Меркурьев Рубец совершил поход на Камчатку. Туда же отправился енисейский казак Иван Камчатый. Открыл реку, названную его именем. На обратном пути Камчатый был убит юкагирами, но название реки “Камчатка” перенеслось на весь полуостров. В 1680-х иезуит Авриль добыл в Москве информацию об Америке и ее жителях. Стало быть, казаки уже и туда забирались…

Русские и коренные жители Сибири постепенно сживались друг с другом. Впрочем, сибирское казачество само было смешанным. Русских женщин тут было очень мало. В Западной Сибири казаки брали в жены татарок, в Восточной – якуток или буряток. Эти народы были ближе русским по быту, и жены могли вести хозяйство казака, да и мужа поучить особенностям сибирского скотоводства, земледелия. При заключении браков местных уроженок крестили, но в остальном царское правительство проявляло полную веротерпимость. Проповедью христианства занималась только Церковь. Хотя по тогдашним понятиям смена веры вела и к изменению статуса. Крещеный “ясачный” становился “русским” и переставал платить ясак. Но и крестьянских податей вносить не мог. Воеводам предписывалось брать таких людей на службу, они тоже становились казаками. А в Забайкалье в связи с маньчжурской угрозой и условие крещения не соблюдалось. В службу принимали бурят-буддистов, тунгусов-язычников. Например, к Нерчинскому острогу было приписано 800 конных тунгусов.

А казачья община в Албазине повела себя своеобразно. Официально ее числили «ворами», но сами албазинцы считали себя на службе России. Собирали с местных ясак и сдавали его в ближайшие остроги. Принимали беглых, пахали землю, разводили скот. Отбивались от маньчжуров. Но становились ясно, что рано или поздно враги их сомнут. В 1672 г. атаман Черниговский и его казаки били челом Государю, “вины свои принесли”. Царь их простил, послал в знак милости икону Знамения Пресвятой Богородицы и назначил в Албазин своего чиновника, приказчика. В 1682 г. было учреждено Албазинское воеводство под началом Алексея Толбузина. Москва пыталась урегулировать отношения с Пекином, туда ездили посольства Байкова, Спафария. Но император Канси был настроен непримиримо.

В 1684 г. он начал наступление. Подчиненных ему монголов во главе с Тушету-ханом бросил на Селенгинск и Нерчинск, а на Албазин – армию генерала Лантаня. В Забайкалье русские с бурятами и тунгусами отбили нападение. Но на Амуре маньчжуры построили свою базу, крепость Айгун, разгромили и пленили 70 казаков Григория Мыльника. 10 июня 1685 г. 3 – 5 тыс. солдат с «ломовыми» пушками нагрянули к Албазину. Под страхом смерти потребовали от защитников уйти. Их было несколько сотен с тремя пушками, и они отказались. Враги открыли жесточайшую бомбардировку, подожгли город, погибло около 100 служилых и жителей. 16 июня последовал общий штурм – его отбили.

Но у албазинцев кончался порох, и воевода Толбузин вступил в переговоры. Согласился уйти. Лантань обрадовался – он понес большие потери. Гарнизон покинул крепость, маньчжуры разрушили то, что от нее осталось, и тоже удалились. Однако к Албазину уже шли подкрепления. Один отряд выслали из Нерчинска, другой из Западной Сибири вел Афанасий Бейтон – из немцев, связавших себя с Россией и перешедших в Православие. Толбузин встретился с ними и вернулся. Заново отстроили крепость, для защиты от артиллерии окружили земляными валами. Вместе с подмогой численнось защитников составила 800 человек, 9 орудий и 3 затинных пищали.

В 1686 г. Лантань двинул на Албазин 5 тыс. солдат с 40 пушками. Канси послал к нему еще 5 тыс., предписал после взятия крепости идти дальше на Нерчинск, соединиться там с монголами и изгнать русских за Байкал. В июле маньчжурская флотилия появилась у Албазина, начала высадку солдат. Бейтон с казаками ударил на них, в рукопашной сбросили в воду первый десант. Но подошли главные силы, начали осаду. Толбузину ядром оторвало ногу, он умер. Оборону возглавил Бейтон. Маньчжуры возвели высокий вал вокруг крепости, отгородив ее от внешнего мира. На валу установили батареи, простреливая город. Но казаки отбивали штурмы. Пять раз сами ходили на вылазки, отбрасывали противников. Прославился пушкарь Алеша Наседкин, выигрывавший дуэли с китайской артиллерией. Легендой стал казак Квашнин, прозванный “Отойди подальше”. Ему любое оружие оказывалось “не по руке”, и он вооружился огромной самодельной секирой. Предупреждал товарищей: “Отойди подальше”, раскручивал ее над головой и кидался в гущу врагов.

Осада длилась 5 месяцев – непрерывные бои, бомбардировка. В Албазине сгорело все, что могло гореть. Защитники погибали, их стала косить цынга. В декабре от гарнизона осталось 150 живых, из них лишь 45 боеспособных. Бейтон с опухшими от цынги ногами передвигался на костылях. Но маньчжуры, положив 2,5 тыс. солдат, так и не смогли взять крепость. Лишь после этой неудачи император согласился на перемирие и переговоры.

В 1687 г. в Селенгинск прибыло царское посольство Федора Головина. Но маньчжуры еще силились запугать, вместо своих дипломатов Канси бросил на город войско. Гарнизон выдержал осаду и отбился. После нескольких наскоков наконец-то появились послы императора, опять с большим войском и требованием к русским уйти за Байкал. Спорили, прерывали переговоры. Только в августе 1689 г. был подписан компромиссный Нерчинский договор. Россия отстояла за собой Забайкалье, верхние притоки Амура, но Амур уступила. Непобежденный гарнизон оставил Албазин. По условиям договора он был «разорен до основания», но и Пекин обязался «не заселять Албазинские земли». Левобережье Амура осталось ничейным, буферной зоной между Россией и Китаем.

ИЗ КНИГИ В.Е. ШАМБАРОВА "КАЗАЧЕСТВО. Путь воинов Христовых".

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх