НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ОБ ОСОЗНАНИИ ДРЕВНИМИ ГЕРМАНЦАМИ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

Опубликовано 20.08.2018
НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ОБ ОСОЗНАНИИ ДРЕВНИМИ ГЕРМАНЦАМИ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

По мнению многих современных (и прежде всего – немецких) историков, у древних германцев якобы отсутствовало сознание своей этнической общности. На основании данной точки зрения, некоторые из них доходят до утверждения, что «германцев в действительности никогда не существовало», что «существование германцев – миф», что «германцы не воспринимали сами себя в качестве этнического сообщества», что «существование германцев – выдумка римских авторов». Что «Цезарь, Тацит и другие римские авторы выдумали германцев» и т.д. Так, например, гамбургский историк Ганс-Вернер Гётц утверждает: «На основе источников можно сказать, что ни один германец никогда не хвалился перед другими тем, что он германец, поскольку он этого попросту не осознавал». Так существовали ли в древности «ГЕРМАНЦЫ» и «ГЕРМАНИЯ» (здесь и далее выделено нами – В.А.)?

При рассмотрении приведенных выше утверждений современных немецких историков нельзя не признать следующего несомненного факта. В эпоху Античности распространенный в настоящее время этноним «германцы» никогда не был самоназванием всех народов, рассматриваемых сегодняшней исторической наукой как германцы. Первое в истории упоминание племени или народа, называвшегося германцами, содержится в т.н. триумфальных фастах (списке триумфов – торжественных парадов и одновременно – религиозных церемоний, которых победоносные римские полководцы были удостоены по велению римского сената) за 222 г. до Р.Х., согласно которым римский консул Клавдий Марцелл победил в Северной Италии Germ(ani), т.е. герм(анцев). Вероятнее всего, речь шла о победе этого римского высшего должностного лица и полководца не над германцами в собственном смысле этого слова, а над носившим аналогичный этноним, возможно, кельтским (галльским) племенем, или же, возможно, над отрядом упоминаемых античными авторами лишь впоследствии Germani cisrhenani - заренских (зарейнских) германцев, обитавших в северо-восточной части древней Галлии. Следующее упоминание германцев, в сочинении историка Посейдония (135-31 гг. до Р.Х.), датируется 80 г. до Р.Х. Посейдоний (Посидоний) пишет о Germanoi (греч. германой, т.е. германцах), обитающих в Галлии, без точной локализации мест их обитания. Возможно, его «германой» обитали в Бел(ь)гике (области белгов, или бельгов), но, возможно, они были приграничными соседями галлов-кельтов на правом берегу Рена (Рейна).

Этимологическое происхождение этнонима «германцы» всегда служило предметом оживленных дискуссий. Существовали гипотезы их кельтского или даже иллирийского происхождения. Согласно наиболее распространенной в настоящее время теории Гюнтера Ноймана (Неймана), этноним «германцы», имеет, однако, германское происхождение. По Нойману, его исконное значение – «желанные», «обладающие желанным» либо «приносящие желанное». Корень этого слова содержался в раннесредневековых западнофранкских именах собственных типа Герменберга, Герменильдис, Германингус, Герментрада, Герменульфус, Герминбург/Гирминбург, готских именах типа Германарих, Герменгильд и др. (ср. также имя одного из двух волков – спутников германского бога Одина-Вотана – Гери). Существует и версия, производящая этноним «германцы» от названия копья (не только главного оружия, но и атрибута всякого свободного человека, и в то же время – воина, обладающего права участвовать в народном собрании) – «гер»: «германцы»=«герман(н)ы»= «мужи с герами»=«мужи с копьями», «мужи-копьеносцы», т.е. «свободные (полноправные) люди».

Первым автором, противопоставившим германцев как отдельную крупную этническую группу галлам (кельтам) был римский полководец, политик и писатель Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до Р.Х.). Цезарь описал германцев в качестве такой группы в своих «Записках о Галльской войне» (58-50 гг. до. Р.Х.) . Согласно Цезарю, границей между галлами (кельтами) и германцами служила река Рен(ус) – современный Рейн. Впрочем, Цезарь сообщал и о германских племенах, обитавших к западу от Рена – упомянутых выше «цизренанских германцах» на территории современной Рейнской области Германии и Бельгии. В то же время Цезарь упоминает и кельтов, обитающих к востоку от Рена – тектосагских вольков (Volcae tectosages) в Герцинском (Геркинском) лесу (нынешней германской области Шварцвальд, т.е. Черный лес). И, наконец, римский историк Публий (или Гай) Корнелий Тацит (58.120 п. Р.Х.) употребляет в своем труде «О происхождении германцев и местоположении Германии», именуемом сокращенно просто «Германия», этноним «германцы» по отношению ко всем германским племенам, включая обитающие в южной Скандинавии и в восточной части Центральной Европы. Со ссылкой на своих местных информаторов, Тацит писал в «Германии» (I, 2) :

«…слово Германия – новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов, ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того, как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами».

Таким образом, по Тациту получается, что этноним «германцы» первоначально относился лишь к небольшому племени и лишь впоследствии распространился на все прочие германские племена.
Как бы то ни было, не позднее написания Гаем Юлием Цезарем «Записок о Галльской войне» этноним «германцы» в его современном значении нашел распространение и вошел в употребление в Римской империи. В этом не сомневаются даже самые строгие и пристрастные критики. До наших дней дошли каменные надгробия германцев, служивших в лейб-гвардии римских принцепсов (императоров), на которых наряду с их конкретным племенным происхождением высечены и слова ex collegio Germanorum, т.е. «из германской коллегии» (коллегиями в древнем Риме назывались погребальные братства). К числу германских телохранителей римских принцепсов относились, прежде всего, представители западногерманских племен батавов, убиев и фризов, но также свевов (свебов или свабов – предков современных немцев-швабов) и восточногерманского племени певкинов (относившихся к племенному союзу бастарнов, раньше всего появившихся в пределах греко-римской Ойкумены/Экумены (обитаемого, т.е. «цивилизованного» мира) и служивших наемниками еще в войске македонских царей вплоть до их разгрома римлянами во II в. до Р.Х.). Аналогичные археологические свидетельства сохранились и от германцев, служивших в других римских военных частях. Следовательно, этноним «германцы» был понятен, как собирательный, по крайней мере, германцам, служившим и жившим в Римской империи.

Если верить Цезарю и Тациту, этноним «германцы» применялся по отношению к себе германцами, проживавшими не только в Римской державе, но и за ее пределами, , как это делали, к примеру, царь свебов Ариовист или князь херусков (предков саксов) Арминий. Царь свебов Ариовист, отклонив неприемлемые для него требования посланцев Цезаря, подчеркнул: «Пусть Цезарь идет, когда хочет: он тогда убедится, что значит храбрость непобедимых германцев, этих очень опытных воинов» (Цезарь, Записки о галльской войне I, 36). А в ходе переговоров с Цезарем Ариовист выступил как представитель не только свебов, но и, так сказать, всегерманской общности: «Что он переводит в Галлию массу германцев, это он делает для своей безопасности…» (Там же, I, 44) .

Арминий же, согласно Тациту, боролся не только за свободу херусков, но и за свободу всех германцев: «Это был, бесспорно, освободитель Германии, который выступил против римского народа…» (Тацит. Анналы II, 88). Князь батавов Цивилис, если верить «Истории» Тацита, в ходе антиримского восстания батавов, к которому присоединились и другие германские племена, говорил обо всех германцах, как братьях: «У нас — могучие пешие и конные войска, германцы нам братья, галлы хотят того же, что мы; (Тацит. История IV, 14). Да и убии, жившие в Колонии (современном немецком городе Кёльне) на Рене, именуемые Тацитом в «Истории» (IV, 65) «колонистами» дали попросившим их о помощи в борьбе с римлянами восставшим батавам ответ, явно указывающий на осознание убиями своей принадлежности к германской общности: «Колонисты думали долго и, наконец, дали следующий ответ. «Едва обретя свободу, мы нетерпеливо, не думая об осторожности, воспользовались первой же возможностью, чтобы воссоединиться с нашими соплеменниками — с вами и другими германскими народами». Как ни странно, современные «гиперкритики» считают все эти и другие явные свидетельства германского самосознания и свойственного древним германцам чувства этнической общности предположениями Цезаря и Тацита.

«Гиперкритики» фактически утверждают, что римляне «изобрели» германцев, создав тем самым некую новую реальность. Как пишет немецкий специалист по первобытной и древней истории Герман Амент: «С тех пор тот, кто жил восточнее Рейна, само собой, оказывался в германской среде, считался германцем и, вследствие этого, в конце концов, начинал сам себя воспринимать в качестве такового». Гервиг (Хервиг) Вольфрам и другие критики понятия «германцы» постоянно указывают на то, что поздние римские авторы – например, Прокопий Кесарийский (500-562 гг. п. Р.Х.), именовали восточногерманские народы готов, вандалов, гепидов и мигрировавших вместе с ними ираноязычных аланов не германцами, а «готскими народами». По мнению «гиперкритиков», в эпоху поздней Античности даже сами римляне перестали употреблять собирательное понятие «германцы», применительно ко всем германским народам. Римляне якобы рассматривали в качестве германцев только западных германцев – франков, бургундов и ал(л)еман(н)ов. А вот восточногерманские племена готов и вандалов римляне якобы перестали причислять к германцам, тем более, что те, мол «и сами не догадывались о том, что они – германцы».

Странная точка зрения, что и говорить...

Вольфганг Викторович Акунов

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх