Новозыбков – город, где соединяются Россия, Украина и Белоруссия, а так же "новый" и "старый" дониконовские миры.

Опубликовано 15.11.2022
Новозыбков  –  город, где соединяются Россия, Украина и Белоруссия, а так же "новый" и "старый"  дониконовские  миры.

Зыбкий град

Новозыбков и окружающие его села – земля с древней историей и культурой, представляющая собой своеобразное пограничье, где тесно переплелись русские, украинские и белорусские черты

Раньше на месте современного Новозыбкова была небольшая слобода, которая называлась "Зыбкая". Основали ее во второй половине XVII века старообрядцы, бежавшие от преследования властей.

Новозыбков был основан москвичами — жителями Китайгородской стороны, прихожанами церкви Всех Святых на Кулишках. Этот храм и по сей день украшает центр столицы. А 350 лет назад его община во главе с настоятелем, священником Козьмой, не пожелала принять церковную реформу патриарха Никона и была вынуждена покинуть Москву. Согласно преданию, после долгих, изнурительных странствий путники вышли на сильно заболоченную местность, посреди которой рос огромный раскидистый дуб. В могучих ветвях его они увидели литую икону Смоленской Божией Матери — Одигитрию, что в буквальном переводе с греческого значит "Указующая путь". От иконы исходил яркий золотой свет. Посчитав ее за знамение свыше, переселенцы заложили здесь небольшую слободку. В то время эти земли входили в состав Стародубского полка Новороссии, с начальством которого у новых жителей сложились дружественные отношения.

Фото: Фото авторов

Обретение Одигитрии на реке Зыбкой. Икона. 2000 год

С усилением гонений на старообрядцев при царевне Софье слобожане уходили еще дальше на запад, "за польский рубеж", попутно основывая другие поселения. Так возникли слободы Елионка, Митьковка, Лужки, Злынка, Понуровка и прочие. Лишь к началу XVIII века часть беженцев вернулась на старое место, где в 1701 году была официально учреждена слобода Зыбкая (новозыбковцы ставят ударение на второй слог. — Прим. авт.). 12 сентября полковник Миклашевский выдал фундушевый лист (дарственную) и выслал "певния особы для отведенья и ограниченья на тую слободку грунту". Свое название слободка обрела из-за особенности местных почв, отличавшихся "зыбкостью", другими словами — топкостью, заболоченностью. Зыбким является и сегодняшнее состояние ряда исторических зданий этого города в Брянской области, которые сохраняются лишь благодаря усилиям отдельных энтузиастов и пожертвованиям частных лиц. Первый в этом ряду — храм Святителя Николая с приделом Рождества Богородицы. Это один из главных архитектурных символов города.

ХРАМ НАД РЕКОЙ

Рождественско-Никольский храм был возведен на берегу реки Зыбкой, а потому местные жители прозвали его "церковь Николы над Зыбкой".

Подниматься по ветхим деревянным ступенькам храмовой колокольни следует очень осторожно: здесь все скрипит и шатается. Стены испещрены граффити, некоторым из них более 100 лет: вот нацарапанный в 1861 году портрет кота, а вот помета о реставрации колокольни в 1942-м. Дойти до самого верха отважится далеко не каждый — ноги предательски не слушаются. Но преодолевший страх посетитель будет вознагражден — такой великолепной панорамы города не увидеть более нигде: внизу остались пряничные домики с резными наличниками, прямо напротив возвышается Спасо-Преображенский собор, выкрашенный в небесно-голубой цвет, а где-то вдали виднеется дом купца Григория Осипова. Впрочем, обо всем по порядку.

Фото: Фото авторов

Особняк Григория Осипова. 1898 год

Церковь во имя святителя Николы построили, как то часто и бывало, на средства местного купца. История сохранила лишь его фамилию — Осипов (впоследствии мы еще не раз столкнемся с ней в городской летописи. — Прим. авт.), а родом он был из Злынки. Деревянное здание с колокольней возвели в 1774–1782 годах. Тогда оно представляло собой местную разновидность украинского барокко, которую сегодня можно увидеть на примере церквей Старого и Нового Ропска. В 1817–1818 годах храм был полностью реконструирован и обрел свой нынешний облик, близкий к модному в те годы стилю ампир. Сохранившиеся росписи на сводах и парусах церкви были выполнены масляными красками на холсте в начале XX века — в главном куполе на молящихся взирает Господь Саваоф. Среди храмовых икон встречаются весьма старые. Наиболее известная среди них — местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери, созданный в XVIII веке. Есть и совсем новые: например, икона, иллюстрирующая историю основания города, написанная московским реставратором Дмитрием Юровым в 2000 году. За алтарем сохранилось несколько старинных надгробий, покрытых слоем желтоватого мха.

В 1896 году для обучения грамоте окрестных детей при храме организовали церковно-приходскую школу. В 30-х годах XX века, несмотря на протест местных жителей, и храм, и школа были закрыты. Однако уже в сентябре 1941-го церковные двери вновь открылись для прихожан и с тех пор более не затворялись. В августе 1942 года храм отреставрировали: над колокольней засиял новый крест. Тогда же, в начале 1940-х, будущий священник Федор Щербаков собирает вокруг себя детей и молодежь, впоследствии составивших костяк послевоенной общины.

В хрущевские времена церковь вновь попытались закрыть. Однако на сей раз местные жители во главе с отцом Феодором сумели ее отстоять. Эту историю хорошо помнит старейшая из клирошанок — Надежда Евгеньевна Помелухо. Она — одна из тех мужественных женщин, благодаря которым храм Николы над Зыбкой стоит до сих пор. Неординарной личностью был и брат отца Феодора, Родион Никитич. Будучи слепым, он не только выполнял обязанности звонаря, каждый раз поднимаясь по ветхим ступенькам на самую высокую в городе колокольню, но также руководил певчими, зная наизусть все богослужебные тексты.

Фото: Фото авторов

Господь Саваоф. Холст, масло. Начало XX века

С историей Никольского храма тесно переплелась окутанная ореолом таинственности история богородичного образа, что был обнаружен первыми поселенцами на ветвях дуба. Долгое время икона хранилась в специально построенной для нее деревянной часовне, располагавшейся на прихрамовой территории. Теперь на ее месте стоит новая, кирпичная. Но сегодня увидеть образ уже не удастся: незадолго до закрытия церкви он исчез. Во второй половине 1940-х годов следы иконы теряются окончательно: некоторые полагают, что ее забрал с собой один из жителей, ушедших с немцами; другие же говорят, что святыня по сию пору пребывает в некоем потаенном месте, куда ее спрятали еще в 1930-х, и когда-нибудь явится вновь...

Сегодняшнее состояние храма и колокольни далеко от идеального: оба объекта остро нуждаются в серьезной реставрации. Пока ситуацию спасают пожертвования отдельных лиц, в основном — иногородних.

Важный показатель отношения к архитектурному наследию — его доступность, что подразумевает наличие хотя бы сносных дорог. В случае церкви Николы над Зыбкой в этом отношении до последнего времени было неладно: строительство подъездной дороги началось лишь в декабре 2016 года — после обращения в администрацию Брянской области. А еще совсем недавно не только местным жителям, но и заезжим туристам, желающим осмотреть храм и полюбоваться красотами города с одной из самых высоких его точек, приходилось каждый раз месить грязь.

С купеческим родом Осиповых в Новозыбкове связан не только крупнейший городской храм, но и воистину сказочный частный дом, которому, однако, повезло меньше, чем храму: еще недавно полуразрушенный особняк собирались сносить, но ситуацию спас Дмитрий Кузин — IT-предприниматель из Новосибирска.

Фото: Фото авторов

Рождественско- Никольская церковь. 1774–1782, 1817–1818 годы

ДВОРЕЦ СПИЧЕЧНОГО КОРОЛЯ

Рубеж XIX–XX веков — золотой век русского купечества. Именно на этот период пришелся расцвет спичечной империи новозыбковского предпринимателя Григория Федоровича Осипова, владевшего несколькими фабриками по производству столь необходимого людям товара. В 1898 году спичечный магнат начинает строительство собственного особняка, богатству и оригинальности которого могут позавидовать лучшие образцы домового зодчества тех лет. Автором проекта стал уездный архитектор И.П. Шмаков, о котором никаких сведений, к сожалению, до сих пор не найдено.

Фото: Предоставлено авторами

Иерей Федор Щербаков с семьей. 1950-е годы

Наиболее характерная черта дома Осипова — вызывающая архитектурная эклектика. В нем на удивление гармонично соединились неорусский и неомавританский стили, неоготика и необарокко. Так, верхнюю часть обшивки стен покрывает ажурная резьба, отсылающая к традициям русского деревянного зодчества. А на балкон выходит круглое окно со встроенной в него дверью — классическая деталь ар-нуво. Большим разнообразием отличалось и внутреннее убранство: изящная лепнина, роскошная изразцовая печь, метлахская плитка, роспись под мрамор. Подобное смешение эпох и архитектурных направлений, конечно, обычно для эклектики, но здесь этот стиль превзошел сам себя. И, что самое удивительное, случилось это не в Петербурге или Москве, но в, казалось бы, далеком от передовых тенденций провинциальном городе. Дом, оснащенный по последнему слову техники и дизайна, стал визитной карточкой Новозыбкова купеческого.

В 1919 году особняк был конфискован большевиками и передан уездному отделу народного образования. С 1925-го в нем размещалась школа имени Карла Маркса, которой в 1947 году присвоили 3-й номер. В 90-х годах вследствие аварийного состояния здания школу перевели в другое место. Дом же долгое время оставался бесхозным и постепенно разрушался. Отреставрировать по всем правилам старинный особняк, один из символов города, дорого, долго и ответственно, а потому ни среди местных чиновников, ни среди бизнесменов героев не нашлось. Дом спасли "понаехавшие": Дмитрий Кузин и его супруга Наталья Краснова влюбились в здание с первого взгляда.

Фото: Фото авторов

Основание колонны Рождественско-Никольской церкви

Сегодняшний хозяин особняка родился в Новосибирске, затем переехал в столицу. Дмитрий и Наталья всегда хотели иметь собственный дом, но не новодел, а строение с историей. Долгие поиски подходящего варианта привели их в Новозыбков: увидев объявление о продаже заброшенного купеческого особняка, они поначалу восприняли его скептически, однако в итоге не смогли пройти мимо разрушающейся на глазах красоты. И вскоре архитекторы-реставраторы провели обследование и обмеры дома, а в 2015 году начался первый этап реставрации, которым заведовал Михаил Бахман, известный по документальному фильму "Атлантида Русского Севера".

Фото: Предоставлено авторами

И.П. Шмаков. Рубеж XIX–XX веков

Восстановление здания идет не быстро: процесс отнимает много времени, сил и средств. К тому же в конце прошлого года, на завершающем этапе реставрации, о существовании особняка неожиданно вспомнили брянские чиновники. Появившееся лишь в 2016 году областное Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия предъявило претензии и даже пригрозило судом владельцам и реставраторам дома на том основании, что реконструкция осуществлялась якобы без согласования. Дмитрий и Наталья, фактически спасшие здание от окончательного разрушения, еще и были вынуждены заплатить штраф. Однако встречный иск к администрации города, с которой, собственно, и был согласован проект реставрации, они подавать не стали.

Фото: Фото авторов

Дмитрий Кузин в восстанавливаемом особняке

Дмитрий Кузин — человек открытый и дружелюбный. Он сам участвует в восстановительных работах, с удовольствием показывает гостям свое приобретение и прилегающую территорию, попутно рассказывая об истории дома и о находках, сделанных во время реставрации. Ни одна аутентичная деталь не уходит от внимания проектировщиков, но тщательно восстанавливается по имеющимся фрагментам — даже самым незначительным. "Другого такого дома нет нигде, — уверяет Дмитрий, — во всем — изящество, продуманность, законченность". В отреставрированном особняке хозяин планирует организовать музейно-выставочное пространство.

Фото: Фото авторов

Спасо-Преображенский собор. 1911–1914 годы

МУЗЕЙ КАК ПРОЕКТ

Новозыбков и окружающие его села — земля с древней историей и культурой, представляющая собой своеобразное пограничье, где тесно переплелись русские, украинские и белорусские черты. Исстари Новозыбков и Стародуб составляли единое культурное пространство с Веткой — прежде селом, а ныне городом в Гомельской области Белоруссии. До недавнего времени здесь еще сохранялись традиции и ремесла, утерянные в других областях России: браное ткачество, национальный костюм, своеобразная вышивка, песни и характерные обычаи, связанные с рождением, свадьбой, погребением. Пришедшие с востока старообрядцы привнесли сюда культуру традиционной рукописной книги и пения по крюкам, шитье бисером и металлопластику. В итоге в XVIII веке этот регион превратился в крупный книгописный и иконописный центр, где также изготавливались древнерусские молитвенные четки (лестовки) и священническое облачение.

Местные мастера создали своеобразный стиль оформления рукописных книг, сложившийся под влиянием московских манускриптов XVII столетия и соединивший в себе элементы травного письма и стиля барокко, — одной из его отличительных черт является отсутствие золота. Оригинальностью отличалась и содержательная часть некоторых рукописей. Так, ряд церковных песнопений был записан особым распевом, получившим в научной литературе название "ветковского".

Фото: Фото авторов

Икона, лестовка, рушник — экспонаты будущих выставок. Новозыбков. Частное собрание

Что касается ветковско-новозыбковской школы иконописи, то в ней традиции средневекового письма соединились с "живоподобием" Нового времени. В созданных здесь иконах ярко прослеживается наследие мастеров московской Оружейной палаты второй половины XVII века. Для многих из них характерны сложная иконография и многоплановость сюжетов.

Отдельного внимания заслуживает местная архитектура, в особенности деревянная, чья отделка, главным образом наличники, поражает красотой и разнообразием.

А на рубеже XIX–XX веков, в эпоху господства национального модерна, Новозыбков стал одним из региональных центров каменного строительства. Среди выдающихся архитектурных памятников — визитных карточек города — величественный Спасо-Преображенский собор 1911–1914 годов постройки, долгое время служивший кафедральным храмом Древлеправославной церкви. Еще одна жемчужина — возведенная в 1905–1914 годах Свято-Троицкая церковь, на строительство которой свои личные средства пожертвовали император Николай II и генерал-лейтенант Аркадий Вакуловский-Дощинский. Нельзя не упомянуть и ряд купеческих домов конца XIX — начала XX столетия, например особняки Шведова, Абросимовых, Волковых.

Идея организации культурно-выставочной площадки в столь насыщенном стариной городе, по признанию Дмитрия и одного из его друзей-антикваров, пришла сама по себе. Необходимость в месте, где люди, включая исследователей, могли бы не только знакомиться с экспонатами частных собраний, но и общаться, организовывать лекции, экскурсии и мастер-классы, назрела уже давно. Однако организация подобной площадки, несмотря на ряд инициатив, постоянно откладывалась. И вот наконец проект шаг за шагом начал воплощаться в жизнь. Появилось и конкретное здание, столь знаковое для Новозыбкова, — особняк Григория Осипова. Впрочем, говорить о точном сроке воплощения задуманного пока рано. Дом Осипова, где разместятся предполагаемый музей и культурный центр, все еще находится в процессе кропотливого восстановления. Сегодня пока единственным его обитателем является местный кот Кубик — любимец хозяина и строителей.

Авторы: Алексей Белас, Алексей Гудков

Источник: https://rusmir.media/2020/10/05/novozibkov
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Олег Кашицин
г. Антрацит, ЛНР
Евгений Шевцов
Севастополь
Роман Котов
Санкт-Петербург
Наверх