О сериале «Слово пацана» и последствиях пропаганды криминальной романтики

Опубликовано 29.11.2023
О сериале «Слово пацана» и последствиях пропаганды криминальной романтики

НА ФОТО: Продюсер фильма, кавалер ордена Александра Невского, Федор Сергеевич Бондарчук и председатель Союза кинематографистов России, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" (всех 4-х степеней), Герой Труда Российской Федерации, Никита Сергеевич Михалков

9 ноября стартовал показ нового российского сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», снятого при поддержке Института развития интернета, онлайн-кинотеатров Wink и Start, Национальной Медиа Группы. Сериал пропагандирует криминальную романтику в подростковой и школьной среде, содержит множество сцен насилия, употребления алкоголя, пошлости и нарушения закона, при этом по сюжету в центре внимания – школьники. И именно подростки, по всей видимости, и являются главной целевой аудиторией фильма.

Предлагаем ознакомиться со статьёй уполномоченного по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирины Владимировны Волынец, посвящённой выходу сериала:

«Сегодня старт сериала «Слово пацана». В целях увеличения сборов с показа с очередным рекламным постом выступила Ксения Собчак. Оно, понятно, у неё бизнес, как говорится, ничего личного. На этот раз Ксения вовсю нахваливает фильм о страшном времени казанских группировок, желает ему успеха, называет «экскурсом в историю, который заставляют тебя думать, рефлексировать и помнить», а меня она смело критикует за опасения по влиянию данного коммерческого продукта об организованной преступности на детей и молодёжь.

И даже упомянутая вынужденная маркировка «18+» вряд ли имеет значение: тем больше усилий приложат дети для доступа к запретному. Сильно сомневаюсь в том, что все наши родители способны держать под контролем детское внимание.

И если хвалебные оды в основном за деньги ссылаются на то, что «фильм наполнен высокой моралью в связи с плохим концом нехороших бандитов в финале, как в “Бригаде” или “Бумере”», то настоящие профессионалы в исследуемом вопросе единогласно выступают против аналогичной кинопродукции.

Михаил Федоренко к.э.н., член Наблюдательного совета Общероссийской общественной организации «Общее дело»:

«Многие работники полиции помнят рост преступности среди молодежи после выхода фильмов «Бумер» и «Бригада». Многие ребята под воздействием этого кино хотели походить на своих героев, и каков результат – тысячи убитых ими людей, изнасилования, десятки тысяч исковерканных судеб».

Вот что сказал в интервью один из актёров сериала «Бригада» Павел Майков:

«Сериал «Бригада» – это преступление против России, в котором я участвовал. Для меня как для актера сериал «Бригада» принес пользу – известность, а для общества, людей – вред. Вред в том, что мальчики хотели стать бандитами. А так нельзя. Нельзя спасти мир с помощью зла и насилия».

Заместитель начальника Главного управления МВД России по Москве, генерал-майора Аркадий Гостев:

«В полиции проводили специальное исследование, которое показало, что на поведение подростков сильно влияют фильмы, которые крутят по телевидению. Если подросток постоянно видит на экране распрекрасную жизнь криминальных авторитетов, которые курят, пьют и при этом купаются в богатстве, понятно, что они будут им вторить. Полицейские отмечали всплеск подростковой преступности после того, как на экраны вышел сериал «Бригада». Причем малолетки шли на преступление не поодиночке, а сплачивались в реальные банды».

Леонид Бойко. Ветеран спецслужб, член Центрального совета Общероссийского объединения «Российская организация содействия спецслужбам и правоохранительным органам»:

«После выхода телесериала «Бригада» мы расследовали дело о создании молодежной группировки в Калужской области. Там группа молодых подростков, старшему из которых было четырнадцать лет, сформировались в молодежную группировку и стали совершать правонарушения. Руководитель группы, назовем его «лидер», даже называл себя кличкой «Белый», в соответствии с названием лидера банды в телесериале. Для них этот фильм был как призыв к действию. Начало их деятельности было грабежи киосков, потом телесные повреждения. Хорошо их вовремя остановили, и дело не дошло до убийств. Фактически этот единственный фильм для вот этой группы подростков поломал им всю жизнь».

Сотрудники МВД будут снова ловить преступников, а кинематографисты получать кинопремии и овации. Не пора ли прекращать такую практик

Сотрудники МВД будут снова ловить преступников, а кинематографисты получать кинопремии и овации. Не пора ли прекращать такую практику

Александр Носовский. Российский кинооператор, оператор-постановщик, член Союза кинематографистов России:

«Я тогда очень дружил с компанией, которая занималась производством как раз фильма «Бригада». У нас были очень дружеские отношения, мне предложили этот проект. Но я отказался. Почему? Причина главная в том, что я всегда остерегаюсь вот этой романтизации криминального мира, криминальной философии. Это навязывание стереотипа, навязывание правил поведения. Это утверждение того, что агрессия – это круто. Во всей этой истории про «Бригаду», про парней, которые очень крутые, для меня самое страшное – это матери, которые рыдали, на полу валялись, рвали на себе волосы.
А потом я этих матерей видел возле тюрем. Я сам в этих очередях стоял. Вот стоял вот с такими сумками клетчатыми: сигареты, колбаса, хлеб, трусы, носки.
Понимаете, когда ты постоишь в этих очередях, ты начинаешь на мир смотреть по-другому. Потому, что вот это — с пистолетами — это круто. Да, круто. Но потом, начинается другое. Никакой романтики там нет. Никакой романтики в этом нет. Никакой красоты, никакого героизма. В этом есть кровь, пот, страдания и проклятия».

Ксения Анатольевна ссылается на то, что она эксклюзивно уже посмотрела две серии и сообщает по секрету всему свету, что там всё отлично. А вот мне как Уполномоченному по правам ребёнка авторы фильма на официальные запросы ещё до начала съёмок предоставить сценарий так и не удосужились. Как вы думаете, почему? Может, певцы криминала всё-таки побоялись получить непреодолимые помехи?

Меня упрекают в том, что мы не позволили провести в Татарстане кастинг юных актёров и заблокировали съёмки. Снимали в итоге в Ярославле. Ждём новый всплеск преступности после этого «поучительного» сериала?

ИСТОЧНИК: https://vk.com/@whatisgood2-slovo-pacana

Бандиты заказали пацанов? Татарстан опять на гребне скандала

Стриминговый сериал "Слово пацана", снимаемый ныне режиссёром Жорой Крыжовниковым по одноимённой книге Роберта Гараева про молодёжные банды Казани 90-х, вызвал локальный скандал в Татарстане ещё до выхода на экраны. От сериала не без оснований ожидают романтизации подростковой преступности, хотя создатели это всячески отрицают. Спрашивается: а нужна ли России вообще подобная кинопродукция? Сможет ли она сделать лучше хоть кого-то или только навредить?

ФОТО: ALEKSANDR SCHEMLYAEV / RUSSIAN LOOK / GLOBAL LOOK PRESS

ФОТО: ALEKSANDR SCHEMLYAEV / RUSSIAN LOOK / GLOBAL LOOK PRESS

Помнится история девятилетней давности: режиссёр Антон Борматов снял фильм о футбольных фанатах-хулиганах под названием "Околофутбола" на основе реальных рассказов "спартачей" – членов фанатской "фирмы". После проката фильма был зафиксирован всплеск фанатских послематчевых драк, подзатихший к тому времени со времен "золотых девяностых".

Ждать ли нам после выхода сериала "Слово пацана" активизации подростковых уличных банд? Именно так и считают сегодня многие – особенно в Татарстане, где люди постарше ещё хорошо помнят времена уличного беспредела в Казани и Набережных Челнах, когда тысячи малолеток, объединённых в группировки под кураторством взрослых "авторитетов" калечили и убивали друг друга, попутно терроризируя целые районы. А теперь большинство лежит на кладбищах. Нужно ли снимать об этом сегодня кино?

"Казанский феномен" – извлечение из прошлого

Сам Роберт Гараев – журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве, будучи в юности участником казанской банды "Низы", спустя 30 лет решил рассказать, откуда взялся "казанский феномен" молодёжных группировок и, так сказать, тепло вспомнить "боевую молодость". А разве можно вспоминать молодость холодно? Аннотация к произведению неясного жанра гласит:

Эта книга о тех, кто сделал насилие своим кредо: бил и попадал под раздачу – профессионально, ежедневно, беспощадно. Это пацаны, участники бесчисленных молодёжных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань.

После выхода книги "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х" в электронном виде ей заинтересовалась прокуратура Татарстана, проверяя текст на предмет пропаганды идеологии АУЕ*. Но таковую не нашла. После этого на "жареную" тему обратили внимание киношники, а именно – команда Жоры Крыжовникова, режиссёра комедии "Горько", фильмов "Ёлки новые", "Самый лучший день" и других довольно невзыскательных картин.

РОБЕРТ ГАРАЕВ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ ПИСАТЕЛЯ В FACEBOOK

РОБЕРТ ГАРАЕВ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ ПИСАТЕЛЯ В FACEBOOK

Ведёт проект, оцениваемый в 100 млн рублей, компания "Тумач Продакшн", а в Татарстане ей помогает дирекция "Время кино", ранее отснявшая провокационную картину "Зулейха открывает глаза" по роману Гузель Яхиной. Как писали местные издания, "финансовую помощь оказали некоторые республиканские VIP’ы". При этом в Сети – например, на Telegram-канале "Бабай позвонит" сообщается, что "инициаторами экранизации и главными спонсорами сериала "Слово пацана"... являются бандиты, которые отсидели полагающиеся им сроки, вышли на свободу и теперь пытаются романтизировать своё прошлое".

Надо заметить, что нынешние отечественные кинодеятели кино снимают в большинстве своём весьма посредственное, но вот пре-продакшном научились заниматься хорошо. Имея под этим в виду скандальную шумиху, рекламирующую фильмы ещё с первых дней съёмок. Так, с большой помпой в Казани и Набережных Челнах продюсерами был объявлен кастинг на участие в "Слове пацана" местных подростков, которые откликнулись с таким "огоньком", что мероприятие местными властями было отменено. И это инициировало, с одной стороны, нездоровый интерес к проекту, а с другой – его критику.

Или гопник, или Милохин

Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирина Волынец пошла ва-банк, попросив прокурора республики Илдуса Нафикова проверить сериал "на предмет вовлечения несовершеннолетних в контент, наносящий вред их психическому и нравственному здоровью". Особенно насторожил омбудсмена, по её словам, ажиотаж, который вызвал кастинг среди молодёжи на роли гопников:

Нельзя, чтобы дети стремились подражать бандитам. Сейчас мало рассказывают о настоящих героях прошлых лет и современности, а свято место пусто не бывает – если нет героев истинных, то появляются вот такие псевдогерои. А дети всё равно хотят быть на них похожими, им нужен авторитет. Мы должны предоставить детям правильную картину мира и помочь понять, что такое хорошо, а что – плохо.

Волынец сообщила "Первому русскому", что на её запрос создатели сериала до сих пор не предоставили сценарий. "Но ждать хорошего трудно, судя по тому, что автор одноимённой книги в социальных сетях оскорбляет правоохранительные органы, в частности, прокуратуру, которая будет проводить проверку опять-таки по моему обращению", – сказала уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан.

"Если фильм будет поставлен как учебный: мол, ребята, вот так делать нельзя, то это будет здорово, если же наоборот – то весьма печально. Режиссёру нужно постараться донести до зрителей, что участники группировок испортили жизнь своим близким, родителям, и в первую очередь – самим же себе", – в свою очередь высказал своё мнение зампред комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов.

Характерно, что в ответ на эти протесты и опасения посыпались "защищающие" будущий сериал комментарии в татарстанском сегменте Рунета:

Про продажных ментов и коррупцию день и ночь показывают, звёзды хвалятся, у кого денег больше, тем самым злят народ, миллиардами и тоннами воруют – это не подталкивает никого? Пусть снимают и показывают, это было с нами, это наша история, с удовольствием будем смотреть;

"А она в "ТикТок" заглядывала??? Там сидят жеманничают мальчики-девицы с накачанными губами, ногтями по 1,5 см, нарощенными ресницами и длинными волосами. Эти, конечно, не разлагают молодежь?";

Пацаном быть плохо? Надо быть непонятным персонажем, как Милохин, Моргенштерн и прочая нечисть?

Не правда ли, занятная дилемма для молодёжи: крутой "пацан"-гопник или... Даня Милохин!

Алгоритм – подражание

"Первый русский" поинтересовался мнением на этот счёт главы Центра кризисной психологии Михаила Хасьминского. Приведём его комментарий полностью:

"Подражательное поведение очень свойственно большой части подростков. Поэтому когда с элементами романтизации показывается некая модель поведения, она становится основанием для подражания. Именно на этом продвижение деструктивного поведения и строится. Когда в позднем СССР вышла на экраны "Маленькая Вера", а Газманов спел песню "Путана", то немало девочек вдруг захотело стать проститутками. И этот алгоритм, безусловно, знают люди, которые такие фильмы снимают и финансируют.

Теоретически фильм на подобную тему может нести определённый воспитательный смысл, если он не романтизирует эти все отношения и показывает их тяжёлые последствия. Так же, например, в произведениях с суицидом главного героя есть "эффект юного Вертера", но может быть и обратный. Но, как я понимаю, никакие специалисты по деструктивному поведению или по криминальным субкультурам над сценарием фильма не работали, поэтому не думаю, что там заложен именно второй – "полезный" вариант.Мне же хочется спросить: почему не выделяются деньги на какие-то конструктивные фильмы, про действительных героев, просто хороших людей? Почему экранизируют преимущественно всякую дрянь, вонючку и мерзость?!"

Что с того?

Вопрос психолога Хасьминского ещё недавно можно было бы назвать риторическим. Ответ был, в принципе, известен: потому, что сферу культуры в постсоветской России захватил клан людей циничных, а частью и целенаправленно работающих на разрушение традиционного национального кода русского народа. И в их руках – все финансы.

Конечно, романтизацию преступности не у нас придумали: ставшие классикой кино фильмы "Крёстный отец", "Однажды в Америке" – это всё о том же. Нашу молодёжь в 90-х воспитывали на мастеровито сделанных "Бригаде" и "Бумере". Не зря их прозвали "культовыми"! Это и был культ: братка-бандита, киллера, "вора в законе". На разных телеканалах в дешёвой обёртке вся эта "блатная музыка" продолжает крутиться практически в фоновом режиме. Но "деструкторам" этого, очевидно, мало – ведь бесконечные крим-сериалы молодёжь давно не смотрит. Значит, ей нужно "обновить дискурс" – выдать на большие экраны яркую скандальную киношку про казанских "пацанчиков", тем самым продолжив "культ".

Однако сегодня на фоне принятых многочисленных госдокументов о защите традиционных ценностей, о воспитании молодёжи вопрос Хасьминского из риторического становится "ребром". Не пора ли остановить этот "полёт свободного искусства", прямо и исподволь вбивающего в души молодых соотечественников ложных героев и гнилое мировоззрение? Никакой дилеммы здесь нет: гопота ничуть не лучше Моргенштерна. Государству, если хочет выжить, пора с этим завязывать – чисто по-пацански. Но самое главное – наконец определиться, нужен ли нашей стране основополагающий документ о защите традиционных духовно-нравственных ценностей.

-----

*Экстремистское движение, запрещённое на территории России

ИСТОЧНИК: https://dzen.ru/a/YhYC2l6CWEWWW-ns

«Многие ОПГшники давно на кладбище»: почему те, кто прошел 90-е, против «Слова пацана»

Несмотря на горячие споры в обществе, сериал «Слово пацана» добрался-таки до премьеры, пока – в онлайн-кинотеатрах. Почему его нельзя смотреть подросткам, как и для чего криминалитет использовал молодежь в 90-е и почему те, кто видел это своими глазами, вряд ли будут смотреть сериал, «Татар-информу» рассказали участники событий тех лет.​

«Многие ОПГшники давно на кладбище»: почему те, кто прошел 90-е, против «Слова пацана»

Сегодня скандальный сериал «Слово пацана» станет доступен зрителю. Это фильм о жизни казанских группировок в 90-е годы

Фото: скриншот видео

«Общественность была против того, чтобы этот фильм снимали в Казани»

Сегодня скандальный сериал «Слово пацана» станет доступен зрителю. Это фильм о жизни казанских группировок в 90-е годы – о том, как пацаны сбивались в организованные преступные группировки, как ломались их судьбы, как улицы городов заливали кровью. Сценарий написан по книге Роберта Гараева, который собрал истории членов ОПГ.

Изначально съемки должны были пройти в Казани, но общественность высказалась резко против – никто не хотел, чтобы все повторялось, пусть даже и на съемочной площадке. Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец обратилась в прокуратуру с просьбой провести проверку – она задалась вопросом, насколько законно участие подростков в съемках такого фильма.

«Прошу вас инициировать проверку действий сотрудников ООО "Тумач Продакшн" на предмет вовлечения несовершеннолетних в контент, наносящий вред их психическому и нравственному здоровью, и соответствие этих действий требованиям федерального закона», – говорится в обращении Волынец.

После этого занимавший тогда пост прокурора Татарстана Илдус Нафиков поручил проверить законность создания такого сериала.

Съемочную площадку перенесли – отсняли все в другом городе. Тем не менее картина все-таки увидит свет, премьера сегодня состоится в онлайн-кинотеатре.

Изначально съемки должны были пройти в Казани, но общественность высказалась резко против. Съемочную площадку перенесли

Кадр из фильма

«Мы должны заботиться о том, чтобы это все не повторилось»

Те, кто был свидетелем страшных событий 90-х, опасаются, что сериал может вызвать новую «моду» на ОПГ.
Одна из ярых противниц сериала – Ильсояр Гарифуллина. Она пришла в милицию в 1974 году. Сначала работала в детской комнате милиции, затем стала инспектором по делам несовершеннолетних, далее начальником отдела, затем замначальника милиции общественной безопасности. В 2009 году ушла на пенсию и теперь работает в Совете ветеранов – она ответственный секретарь Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних.

«Ветераны считают, что этот сериал можно воспринимать по-разному. Мы очень переживаем, какая реакция будет на этот фильм. Надеюсь, что кто-то из МВД консультировал создателей этой картины. События, которые там описываются, – это печальная страница нашей истории. Мы должны заботиться о том, чтобы это не повторилось», – говорит Ильсояр Гарифуллина.

Она отметила, что всплеск преступности в 80-е и в 90-е происходил не только в Казани, но и в других городах страны.

«Термин “Казанский феномен” вошел в обиход после статьи редактора “Вечерней Казани” Любови Агеевой. У нас состоялся с ней серьезный разговор, нам казалось, что в ее публикации информация подается так, будто именно с Казани все началось. Но я изучила вопрос и выяснила, что в Ульяновске, Алма-Ате и в других городах тоже было неспокойно», – вспоминает экс-инспектор ПДН.

Ильсояр Гарифуллина: «Ветераны МВД считают, что этот сериал можно воспринимать по-разному. Мы очень переживаем, какая реакция будет на этот фильм»

Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»

Ильсояр Гарифуллина вспоминает: криминальный мир не щадил никого, детей использовали в своих целях, инспекторам по делам несовершеннолетних приходилось работать в тяжелой обстановке, даже в выходные они готовы были в любую минуту сорваться на очередное ЧП.

«Готовых рецептов ведь у нас не было, нам надо было как-то выстроить такую систему, которая сохранит детей, чтобы меньше было привлеченных к уголовной ответственности. Мы были в одной упряжке со школами, с подростковыми клубами и со всеми субъектами профилактики. К процессу были подключены трудовые коллективы, создан ’’Форпост’’. Нам надо было эту всю систему выстроить. Я думаю, нам это удалось. Может, не сразу, но удалось», – говорит Ильсояр Гарифуллина.

«Хайдару Закирову было 16 лет, он был очень вежливый. Как он закончил, вы знаете»

Ветеран МВД говорит, что за детьми, которые засветились в уличных происшествиях, велся тотальный контроль – главной задачей было сделать так, чтобы подростков не вовлекли в еще более тяжкие преступления.

«В школах до сих пор существуют советы профилактики, которые работают с детьми, склонными к правонарушениям. Я до сих пор работаю в этой сфере, переживаю за судьбы детей. Если уж так случилось, что этот фильм выйдет, я бы хотела, чтобы нас услышали и люди поняли, что это та печальная история, которая не должна повториться ни в каком варианте. Этот образ жизни, показанный там, для нас неприемлем», – уверена Ильсояр Гарифуллина.

За детьми, которые засветились в уличных происшествиях, велся тотальный контроль

Кадр из фильма

Она вспоминает, что в те годы, несмотря на сложную обстановку, авторитет инспекторов ПДН был на высоте – их уважали и родители, и дети. Ребята, которые стояли на учете, с гордостью говорили: «Это мой инспектор».
Работая в Московском районе города, она отвечала за одну из самых жестоких группировок – «Жилка».

«Хайдару Закирову было 16 лет, когда мы обратили на него внимание. Он работал на вертолетном заводе в женском цеху. Сам по себе он был очень вежливый. Он тебе никогда не возразит, никогда в жизни, он со всем соглашался. Его увидишь, он обязательно поздоровается. И родители у него были люди хорошие, рабочие. Он очень уважительно относился к своим родителям. Тем не менее как он закончил, вы знаете. К сожалению, сколько бы мы ни старались, он получил свой первый условный срок. На тот момент он уже был в группировке, уже выбрал свой путь», – вспоминает бывшая инспектор ПДН.

«Те, кто выбрал криминальный путь, ушли из жизни слишком рано»

И если Хайдер, по словам экс-замначальника милиции общественной безопасности, был из тех, кого уже невозможно было переубедить, то находились и ребята, к которым осознание пришло вовремя.

«Таких было гораздо больше. Я десять лет проработала в Московском районе и этих мальчишек никогда не забуду. Они росли в таком окружении, росли в таком районе, где на них оказывали плохое влияние – ты же не можешь не здороваться, не общаться, не разговаривать с теми, кто живет рядом с тобой. Те, кто попал под нашу защиту, потом стали очень хорошими работниками, получили высшее образование, хорошие должности. Но те, кто выбрал криминальный путь, закончили свою жизнь слишком рано», – рассказывает Гарифуллина.

«Те, кто выбрал криминальный путь, закончили свою жизнь слишком рано»

Кадр из фильма

Ветеран МВД считает, что ребята вступали в ОПГ для того, чтобы получить защиту, – тем, кто выделялся из общей массы, приходилось несладко. Кого-то привлекал романтичный образ бандита, это считалось круто и модно.

«Внутри группировок существовал жесткий порядок – им запрещалось курить, пить, носить надо было только определенную одежду. Вместе они играли в футбол, занимались спортом, и это чувство команды для многих было привлекательным. Каждый чувствовал себя важной частью команды, чувствовал признание – все это очень важно для подростков», – считает Ильсояр Гарифуллина.

Еще один из факторов, который влиял на подростков, – в те годы практически отсутствовал организованный досуг.

«Тогда, конечно, не было такого изобилия кружков и секций для ребят, как сейчас, поэтому нам надо было задействовать для занятий все возможные площадки, чтобы каждый ребенок мог заниматься спортом или танцами. 90-е годы – это время, когда расширялся район Кварталов, строился район Азино, и в новых микрорайонах тут же создавалась инфраструктура. А если взять, к примеру, ту же самую Жилплощадку, там, кроме футбольного поля и клуба «Юность», ничего не было. В этом ДК был бетонный пол и холод, он был наспех построен и мало походил на культурное учреждение. Потом там на территории школ стали заливать каток и устанавливать хоккейные коробки. В них собиралась молодежь, все они были под нашим контролем. Мы следили за тем, чтобы там не происходили потасовки и разборки. Если вдруг что-то начиналось, мы моментально приезжали, с каждым проводилась беседа, каждого мы передавали лично в руки родителям. Даже если это было 30 или 40 человек», – говорит она.

Ильсояр Гарифуллина вспоминает: бывало, что поступали и угрозы в ее адрес – звонили на домашний телефон, обещали расправиться. Бывало, что и подкупить пытались, но честь мундира была превыше всего.

«Это непростая работа, поэтому мы старались и физически быть крепкими, и бегать нам надо было хорошо, быстро. Наверное, вся эта закалка и держит нас до сих пор, даже в таком возрасте, в строю. Мы были всегда на связи, на телефонах, общались тесно с родителями, ведь это была наша общая беда. Вся моя жизнь в эти годы была посвящена спасению детских душ. Я приходила к своим детям на два часа домой, но я рада, что они меня понимали», – поделилась экс-инспектор ПДН.

Работали в таком же режиме все инспекторы ПДН. К слову, на этой должности были в основном женщины – на их плечи тогда легла сложная задача по борьбе с преступностью в городе.

«Я не видела сценария этого сериала, но дай бог, чтобы этот сценарий был для всех преподнесен как урок, чтобы все поняли, что это не должно повториться. Но если подростки посмотрят и подумают: “Ой, как круто!”, то все наши старания словно горох о стену», – заключила она.

Лариса Осипова: «Для чего эту тему будоражить, романтизировать образ гопников?»

Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»

«Если лидер ОПГ ставил цель избить кого-то или ограбить, они не задумывались, для чего это делают»

Заместитель начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Лариса Осипова начала работать в ПДН в 1989 году. Узнав новость о том, что сериал покажут по ТВ, была, мягко говоря, удивлена.

«Для чего к этой теме привлекать внимание? Одно дело, когда в СМИ рассказывается о том, что задержаны какие-то члены ОПГ, приговорены к каким-то срокам лишения свободы. Это понятно, ладно. Надеюсь, в сериале не будут романтизировать образ гопников. В любом случае, хорошего там было мало. Кроме того, что они наносили увечья себе, незаконным образом пытались заработать деньги, они обижали предпринимателей или еще кого-либо. Поэтому я согласна с тем, что в данном случае для нашего общества сейчас это совершенно ненужная тема», – объяснила Лариса Осипова.

По ее словам, фильм может повлиять на психику молодежи, и что бы ни говорили взрослые, если подросткам западет в душу образ главных героев сериала, поменять их мнение будет очень сложно.

За свою работу инспектором ПДН она видела множество мальчишек, чьи судьбы были сломаны из-за участия в группировках. Говорит, что та среда вынуждала их вести себя агрессивно, быть жестокими.

«На мой взгляд, находясь в этой толпе, они очень быстро подстраивались под общие правила. И если лидер ставил цель, например, избить кого-то или ограбить, они не задумывались, для чего они это делают. Они просто поддавались чувству толпы и теряли контроль над собой: что ты там творишь в толпе и что с тобой может произойти, это уже никому не подвластно. Доходило до серьезных увечий и даже убийств», – рассказывает замначальника.

Мальчишкам приходилось играть по этим правилам, ведь если ты не в этой толпе, то толпа оказывалась против тебя

Кадр из фильма

«Если ты не в толпе, то толпа оказывалась против тебя»

Мальчишкам приходилось играть по этим правилам, ведь если ты не в этой толпе, то толпа оказывалась против тебя.

«Им приходилось искать свое место, где бы их защитили. Кто-то вступал в общественные отряды, которые работали с милицией, но их было немного. В основном же царили правила улиц. Живя во дворе, который относился к той или иной группировке, порой было некуда деться. Единицам удавалось избежать участи стать частью банды, такие ребята занимались спортом, например, но и они могли попасть под раздачу. Тогда, даже если ты оказывался на соседней улице, к тебе уже появлялись вопросы. Кто-то вступал в группировки, поддаваясь романтике, но когда понимал, что ничего хорошего там нет, уйти уже не мог. Выйти из группировки было не так просто – нужно было хорошо заплатить», – объясняет Лариса Осипова.

Порой осознание к подросткам приходило, когда уже было совершено множество непоправимых глупостей.

«К инспекторам по делам несовершеннолетних относились с уважением. Когда с возрастом у этих ребят вставали мозги на место, они подходили, рассказывали свои проблемы, говорили о том, какими они были глупыми, признавались, что очень жалеют, что не слушали нас, ведь жизнь могла бы пойти по-другому. Кто-то рассказывал, что смог наладить свою жизнь – жениться, найти работу, но сначала им пришлось пройти дорогу криминала. А можно было этого и вовсе избежать, конечно», – рассказывает Осипова.

Инспекторам ПДН приходилось дежурить на дискотеках, которые проводились каждую пятницу во всех ДК города. Туда толпами приходили представители разных группировок, и так как большинство из них чувствовали конкуренцию между собой, танцы эти были по-настоящему горячими.

Порой осознание к подросткам приходило, когда уже было совершено множество непоправимых глупостей

Кадр из фильма

«Там наглядно было видно: вот одна группировка танцует, вот – другая, и мы посреди них, чтобы, не дай бог, кто-то из них нечаянно плечом другого не задел. Такое бывало. Наша задача была непростая – не допустить этих драк. Сопровождали их потом до дома, каждую группу по отдельности», – вспоминает сотрудник МВД.

Ближе к нулевым годам молодежь стала отходить от группировок. Они даже внешне становились другими, и уже мало кто хотел походить на ту гоп-компанию, вспоминает Лариса Осипова.

«Менялась обстановка в городе и в республике. Сначала уменьшалось количество ребят в этих группировках, а затем и число самих группировок. Бывшие ОПГшники – те, кто выжил и не оказался за решеткой, – меняли свои интересы. Кто-то, может быть, пошел и в криминал, но они уже совершали единичные преступления, не групповые. Не скажу, что криминал исчез, кто-то по-прежнему грабежами занимался. А кто-то отошел, пошел учиться в техникумы, ушел служить в армию, и жизнь постепенно вошла в нормальное русло», – рассказывает Лариса Осипова.

Отголоски тех лет до сих пор слышны – группировки существуют, но уже в другой форме.

«В группировках, наверное, есть и несовершеннолетние, но опять же, масштабы иные. Возможно, есть взрослые лица, которым все это выгодно, и есть те, кто пропагандирует воровскую жизнь. Они хотят, чтоб это было романтично, чтоб это было интересно. Просто удобно использовать детей для решения каких-то задач, где-то с кем-то разобраться, если кто-то не угодил. Но в МВД существует подразделение по борьбе с организованной преступностью, которое четко отслеживает эту всю проблематику, связанную с ОПГ. Одна из главных их задач – чтобы подростки туда не входили», – отмечает она.

Подросткам, которые могут проявить интерес к сериалу, Лариса Осипова напоминает: проявить себя в жизни можно разными способами, самоутверждаться за счет преступлений – не лучший вариант.

«Чем закончится воровство, когда ты унесешь из магазина шоколадку или батон колбасы? Сначала, возможно, оштрафуют, а потом в любом случае будет уголовный срок. И все. И ты уже не сможешь реально занять какое-то лидирующее положение в компании какой-то интересной. То есть потеряется что-то ценное в жизни, уйдет важный период в жизни просто из-за глупости», – считает инспектор.

Ирэн Боброва: «У молодежи психика неустойчивая. Столько сцен жестокости и насилия у них могут вызвать нежелательную реакцию»

Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»

«Как психолог, я не рекомендую просмотр данного фильма для подростков»

Ирэн Боброва – подполковник МВД РФ РТ в отставке, в настоящее время клинический психолог. По ее словам, от таких фильмов, как «Слово пацана» молодежь надо ограждать – должен как минимум стоять возрастной ценз «18+».

«Как психолог, я не рекомендую просмотр данного фильма подросткам. В этом возрасте у них формируется эмоционально-волевая сфера, они могут получить психологическую травму. Такие фильмы для них крайне нежелательны во избежание формирования негативных установок. Нужно выставить возрастное ограничение для просмотра. У молодежи психика неустойчивая. Столько сцен жестокости и насилия у них могут вызвать нежелательную реакцию. Раньше, в советские времена, все печатные, видео- и аудиоматериалы проходили определенную экспертизу. Тогда придерживались нравственных и идеологических установок. Это позволяло формировать личность», – объясняет психолог.

Ирэн Боброва сомневается, что люди, которые жили в 90-е и видели все своими глазами, будут с удовольствием просматривать этот сериал. Никому не приятно вспоминать плохие моменты, считает она.

«Последствия будут на совести тех людей, которые будут показывать этот сериал. Я считаю, что эти люди берут на себя ответственность за то, какой аудитории они будут это транслировать», – говорит психолог.

Если и смотреть такие фильмы, то только в присутствии экспертов, которые объяснят, что так делать нельзя, считает психолог

Кадр из фильма

Последствия могут быть самими разными. Если ребенок уже сталкивался с насилием, его психотравмы будут усугубляться, объясняет Боброва.

«Дело в том, что агрессия у подростков может быть чисто возрастной, она может быть направлена на разрушение или на созидание. Например, ребенок занимается спортом, он хочет быть первым и лучшим. Не скажешь, что это агрессия, это больше энергия, направленная на созидание. Он хочет быть лучшим, хочет быть правильным. А если ребенок кем-то травмирован? Не секрет, что в школе существует буллинг. И какая реакция может быть у него после просмотра этого фильма? Он может себя ощутить еще хуже. А тот, кто занимается буллингом, кто формирует вокруг себя группу агрессивных ребят, решит, что это правильно», – говорит она.

Если и смотреть такие фильмы, то только в присутствии экспертов, которые объяснят, что так делать нельзя, считает психолог.

«Вот есть фильм ‘’Чучело’’. Его детям показывают психологи с комментариями, формируя у них определенные установки, что так делать нельзя. И сам сюжет фильма подчеркивает, как делать нельзя. Там есть и доброта, и отзывчивость, там идет борьба добра и зла, и добро побеждает в этом фильме. А здесь что? Любое произведение должно иметь определенный смысл. Автор должен задумываться, какое чувство он хочет вызвать у зрителя, а не просто добиться того, чтобы фильм посмотрели. У меня вопрос: что автор сериала про бандитов хочет сказать своим произведением?» – заключила Ирэн Боброва.

Борис Сагадеев:«Кто помнит те времена, был участником событий, потерял близких, вряд ли захотят об этом вспоминать»

Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым

«Кто в 90-е потерял близких в войнах ОПГ, вряд ли захочет об этом вспоминать»

Свое мнение о сериале «Татар-информу» ранее высказали бывшие оперативники, которые боролись с преступностью в Казани в 90-е годы, а также один из бывших лидеров ОПГ. Все они считают, что сериал может романтизировать образ группировщиков и вызвать новый всплеск преступности.

«Кто помнит те времена, был участником событий, потерял близких, вряд ли захотят об этом вспоминать», – рассказал «Татар-информу» полковник полиции Борис Сагадеев.

Бывший лидер одной из ОПГ считает, что на сайте «Казанский феномен», который принадлежит автору книги, размещается неправдоподобная информация, а работает он ради собственного пиара.

«Там пишется полная ерундистика. Ну просто караул. Откуда этот автор берет информацию, просто непонятно. Там написано, что в одной из тетрадок у Хайдера были перечислены правила: что нельзя пить и курить, нужно вести здоровый образ жизни – и чуть ли не перечислен свод каких-то законов. Это ерунда, об этом никто не писал, никакой уличный мир в тетрадках законы не прописывал. Это все делается для того, чтобы поднять рейтинг сайта. Зачем писать о здоровом образе жизни? Об этом и так понятно без слов», – считает он.

Он подчеркнул, что мало для кого участие в группировках заканчивалось хорошо, подтверждением тому – надгробия молодых ребят, погибших в 90-е.

ИСТОЧНИК: https://www.tatar-inform.ru/news/mnogie-opgsniki-davno-na-kladbishhe-pocemu-te-kto-prosel-90-e-protiv-slova-pacana-5925318

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх