«Опознать невозможно»: одесские медэксперты исследуют сто пакетов в день. Что происходит с телами погибших украинских солдат

Опубликовано 01.11.2025
«Опознать невозможно»: одесские медэксперты исследуют сто пакетов в день. Что происходит с телами погибших украинских солдат

Получила продолжение история с телами погибших украинских вояк, которые Украина этим летом не хотела принимать от российской стороны и сделала это лишь со второй попытки после огромного негативного резонанса. Стало известно, что под Одессой заработал первый на Украине полевой морг. На средства, выделенные международной организацией Красный Крест, в нём идентифицируют по ДНК поступившие останки 6 тысяч тел. Большинство погибших, которых отдала российская сторона, — это потери ВСУ в Курской области. Есть среди них и тела, собранные после боёв на стыке Белгородской и Сумской областей в краснояружском приграничье, и в других местах.

«Одесса приняла уже одиннадцать репатриаций. Летом прошел большой обмен, и на Украину вернулись останки шести тысяч человек. «На Одессу распределили самую большую часть, —сообщила глава Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Татьяна Папиж. — Мы их обработали. В среднем за рабочий день удается отработать около ста пакетов. Никто в стране не был готов к такому количеству погибших».

«Иногда в пакете — несколько тел, — рассказал украинским СМИ судмедэксперт Александр Януков. — Однажды мы видели четыре погибших в одном мешке. Все перемешано. Приходится часами сортировать и исследовать каждый костный фрагмент. Мы получаем тела в ужасном состоянии — в стадиях мумификации, гнилостных изменений, скелетирования. Не всегда удается с первого раза определить генотип человека, приходится отбирать биологический материал по несколько раз. Кто-то погиб летом, кто-то зимой. Кто-то пролежал в степи неделю, кто-то — больше года. Нам неоднократно приходилось видеть тела с отрубленными кистями. Это, вероятно, делается специально, чтобы усложнить идентификацию. Родственники также надеются на татуировки, по которым можно было бы опознать тело, но и они часто исчезают».

В этом рассказе особенно поражает деталь с посмертным отсечением рук. Два года назад, в ходе боев за Артемовск (украинское название Бахмут) в Донбассе глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин заявлял, что при занятии оставленных украинскими боевиками позиций на улице Ватутина его бойцы обнаруживали тела в украинской военной форме без других опознавательных знаков или шевронов с отрезанными головами и кистями рук. Жуткие фото изуродованных тел на снегу облетели все СМИ. А глава ЧВК тогда выдвинул предположение, что это могли быть иностранные наемники, которых в связи с плотными боями ВСУ не смогли вывезти и таким образом попытались скрыть их личности. Рядом с ними были найдены телефоны и другие электронные носители, которые вместе с другими доказательствами передали следователям.

Об аналогичных случаях сообщали и в Следственном Комитете России. Такое изуверство применяется, чтобы скрыть персональные данные погибших и осложнить опознание тел, пояснили в российском ведомстве. В СКР добавили, что им известно несколько подобных случаев. В частности, в том же 2023 году в бюро судебно-медицинской экспертизы в Луганске из зоны СВО поступили тела трех человек без документов. У двух трупов тоже не было головы и кистей рук. Глава СК РФ Александр Бастрыкин проводил тогда в Донецке оперативное совещание и такие факты приводились в одном из докладов.

И вот теперь с жуткими случаями столкнулись уже одесские судмедэксперты. По понятным причинам, они не стали оглашать версию о том, что это делали свои, иначе образ «украинских воинов света» приобретет прямо противоположный – инфернальный – смысл. А довольно значительное число таких эпизодов говорит о том, что это в ВСУ стало нормой, а не исключением. И неважно, наемники это были или украинские боевики: сам факт специального уродования тел говорит то ли о необратимых сдвигах в психике у тех украинских вояк, кто это делал, то ли о меркантильных и оттого еще более отвратительных мотивах. Есть версия, что без идентификации тела семьи не смогут получить положенные им от Украины миллионные компенсации за потерю и на похороны. А случаев, когда погибших украинских вояк оформляют «отказавшимися выполнять приказ», дезертирами, самовольно оставившими часть или наркоманами – достаточно много. Самый нашумевший – это история погибшего солдата 117-й бригады теробороны ВСУ. Его бабушке Наталье Титовой командование сообщило, что внук пропал без вести в селе Проходы Сумской области. Однако быстро выяснилось, что подразделения бригады покинули указанный район еще в марте 2025 года, а данные о пропаже солдата в июле основаны на рапорте пропавшего командира роты. Такая практика позволяет ВСУ экономить на выплатах семьям погибших, что вызывает возмущение украинцев.

Этим же летом губернатор Херсонской области Владимир Сальдо опубликовал видеозапись, сделанную российским дроном, на которой украинские вояки на Херсонском направлении спешно закапывают тела погибших сослуживцев по приказу командира

«На Херсонском направлении наши операторы дронов засекли «похоронную команду» ВСУ — солдаты в панике закапывали тела своих же сослуживцев. И это не просто отдельный эпизод, а целая система. Киев уже много лет скрывает настоящие потери своих военнослужащих. Вместо того, чтобы признавать погибших, их объявляют самовольно оставившими часть, проводят массовые захоронения без опознания и отказываются выплачивать компенсации семьям», — рассказал Сальдо.

И вот теперь уже украинские судмедэксперты столкнулись с тем, что их работе препятствуют не только состояние тел, но и намеренное уничтожение важных идентифицирующих параметров.

То есть, украинские боевики, вопреки правилу «с мёртвыми не воюют», изуродовали своих же побратимов. В целом, все происходящее с останками было запредельно циничным.

Напомним канву событий.

В июле Украина без объяснения причин отказалась сразу принимать 6000 тел погибших бойцов ВСУ и сделала это лишь под нажимом общественности.

В рамках переговоров в Стамбуле Россия и Украина договорились о масштабном обмене военнопленными. Дополнительно российская сторона решила в одностороннем порядке передать Киеву тела 6000 украинских военных. В России тела хранились в замороженном виде, также были проведены ДНК-тесты и установлены личности некоторых из них. Но когда 6 июня рефрижераторы с первой партией — 1212 телами — погибших украинских военнослужащих прибыли к государственной границе для передачи их украинской стороне, с той стороны на встречу никто не явился. Российская делегация отметила, что со стороны Киева звучат «довольно странные» причины неявки и срыва договорённостей. 8 июня киевский режим внезапно заявил, что на него якобы оказывают «информационное давление», и, как сообщил украинский Координационный штаб, якобы не была согласована дата, а потому обмен переносится на следующую неделю. Тем временем помощник президента РФ Владимир Мединский призывал украинскую сторону «забрать тела 6000 солдат и офицеров ВСУ, чтобы семьи могли их по-человечески предать земле».

А официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что киевский режим исповедует человеконенавистническую идеологию, ему не нужны свои граждане ни живыми, ни мёртвыми.

«Нет такого народа или этноса в мире, чтобы отказывались предать земле своих воинов. Но есть киевский режим, который исповедует человеконенавистническую идеологию и совершает геноцид своего собственного народа», — подчеркнула она.

Действительно странная ситуация с телами на границе затянулась на несколько дней. На место предполагаемой передачи Украине тел погибших бойцов ВСУ пригласили иностранных журналистов, чтобы те могли увидеть всё своими глазами. Зарубежные съёмочные группы и корреспонденты приняли предложение и приехали в Брянскую область. Прибыло несколько десятков репортёров и блогеров из Франции, Германии, Нидерландов и других стран. «Украинские власти совершают преступление, отказываясь забирать у России тела погибших военных для передачи родственникам», — высказалась журналистка из Нидерландов Соня Ван Дер Энде после осмотра грузовиков с телами. Она обратила внимание, что так поступать с семьями военных, которые были отправлены на фронт, недопустимо.

Увиденное повергло корреспондентов в шок — большие рефрижераторы, в которых поддерживалась определённая температура для максимального сохранения тел погибших, просто стояли на границе, и никто не собирался забирать останки — выясняется, что на той стороне их никто не ждет. Между тем, организация процесса была очень тщательной. Для транспортировки тела помещались в специальные гробы и контейнеры, вместимость которых составляла примерно два метра в длину и 0,5 м в ширину с учетом мешков для тел и пространства. Таким образом, в одном рефрижераторе находилось около 40 погибших. Всего из Ростова, где находятся специальные рефрижераторные ангары для хранения тел погибших, 150 спецмашин перевозили погибших украинцев на границу с Белоруссией.

Даже самые непримиримые враги никогда не опускались до такой подлости и

кощунства, которые проявил киевский режим, отказавшись своевременно забрать своих погибших военных. В итоге, трое суток рефрижераторы с телами стояли в условленной точке. Процедуру проводили в три захода, и последующие два этапа не вызвали такого скандала, как первый.

Реакция отторжения и критика посыпались на киевский режим со всех сторон. Его действия осудили даже в далёком Египте. Зарубежные комментаторы порицали Зеленского на все лады. По их мнению, приём такого большого числа тел погибших стал доказательством, что официальная украинская статистика о небольших потерях ВСУ на фронте — особенно на Курском направлении — лжёт. Так, например, во время интервью с британским журналистом в начале 2025 года Зеленский заявил, что за время СВО погибло 45 100 украинских военных. Но тогда 6000 — это более 13% от этого числа и заявление Зеленского выглядит абсурдно. Кстати, Зеленский и после передачи тел украинских вояк поглумился над мёртвыми, заявив, что из 6 тысяч тел военных, которые должен получить Киев, опознано только 15% и поэтому «очень важно все проверить, так как у нас уже был случай, когда с телами наших солдат они передавали тела своих убитых солдат». Даже в теме о павших, где достойный человек нашёл бы слова скорбные и сдержанные, или просто промолчал бы, Зеленский не удержался и раскрыл свою испорченную, гнусную и гнилостную натуру, отреагировав как нелюдь.

Почему же сорвался первый этап передачи тел? Основной причиной эксперты называли экономию денег киевским режимом. Дело в том, что за

6000 тел военнослужащих ВСУ, которые Россия передала Украине, Киев будет вынужден заплатить семьям погибших 180 млрд рублей, так как за каждого власти страны обещают выплату в 30 млн в рублевом эквиваленте. При этом, по словам депутата Верховной рады Юлии Яцык, переданные 6000 тел украинских военных еще не учтены в официальных сведениях о потерях.

«Гибель этих людей еще не установлена, и они будут вноситься в официальные списки», — уточнила она.

Яцык добавила, что необходимо будет провести генетический анализ, опознание и юридическое оформлении тел бойцов ВСУ, а это существенно повлияет на работу учреждений судебно-медицинской экспертизы.

Их просто не были готовы принять технически — отсутствовала база для размещения тел, протоколы, как принимать и идентифицировать, и специалисты. Для проведения судебно-медицинских экспертиз на Украине приспособлены отнюдь не все морги, а состояние тех помещений, куда могли бы принять погибших, оставляет желать лучшего. Для захоронений на кладбищах также необходимы дополнительные места. Так что одномоментный приезд большого количества тел погибших оборачивался большой проблемой. Теперь, как видно, Красный Крест помог Украине в технических вопросах, снабжению аппаратурой для ДНК-тестирования и другим оборудованием, а большая часть останков попала в одесские морги, где их исследуют местные медэксперты.

Возвращение такого количества останков требовало и значительных финансовых вливаний — ведь за каждого погибшего родственника по закону необходимо выплатить, как говорилось выше, около 30 миллионов в рублёвом эквиваленте. Статус же пропавшего без вести позволяет затягивать процесс. Неслучайно украинский парламент одобрил законопроект, по которому пропавшие без вести во время военных действий будут официально признаны погибшими лишь спустя два года после завершения активных операций и по решению суда. Украинские СМИ отмечают, что до этого момента родственники погибшего не получают компенсации. В отдельных случаях суд может вынести решение о признании военного умершим и до истечения этого срока, но не ранее чем через шесть месяцев после событий, которые давали основание считать его погибшим. То есть, за пропавших без вести будут платить по 15 млн грн компенсации только через 2 года после войны. И то — по решению суда, который родственникам погибшего придётся сначала выиграть. В итоге теперь украинский режим может держать погибших на фронте в списках пропавших без вести сколь угодно долго.

Таким образом, возврат шести тысяч тел означал для украинского бюджета 90 миллиардов гривен выплат (около 172 миллиардов рублей или 2,2 миллиарда долларов) — это почти 10% военного бюджета Украины на весь нынешний год. Кроме выплат семьям погибшим, родственникам также надо обеспечивать льготы. Из-за выросшей финансовой нагрузки на бюджет украинский режим под разными предлогами пытается или не выплачивать обещанного, или урезать выплаты и уменьшить число убитых.

А семьям придется пройти ещё несколько кругов ада: одесский морг был только первым из них…

Андрей Булатов

Источник: https://antifashist.online/item/opoznat-nevozmozhno-odesskie-medeksperty-issleduyut-sto-paketov-v-den-chto-proishodit-s-telami-pogibshih-ukrainskih-soldat.html
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
ЧИТАТЬ ПОВЕСТЬ
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Евгений Шевцов
Севастополь
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Наверх