Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского

Опубликовано 18.10.2021
Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского

— Вы знаете, господа, меня форменным образом преследует один иезуит, переодетый простым слугой, строит всякие козни, пытается погубить… Типичная иезуитская рожа: бледная, вытянутая, словно хлебнул полведра уксуса, вид постный и весь какой-то ханжеский, словно его уже записали в святые…

— Он мне сразу показался подозрительным! — выпалил младший бальи. — В самом деле, вылитый иезуит…

Александр Бушков «Д`Артаньян — гвардеец кардинала»

Орден Иисуса — одна из самых загадочных и неоднозначных организаций в истории церкви. По уровню популярности она уступает разве что инквизиции. Слово «иезуит» стало синонимом лицемера и коварного интригана. Чем Общество Иисуса заслужило подобную репутацию? Насколько она справедлива? Чем ещё занимались иезуиты, помимо интриг и заговоров? Попытаемся разобраться.

Основание ордена

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 6

Два лика Игнатия де Лойолы: закованный в латы рыцарь до обретения веры…

Гюстав Лебон в своем труде «Психология народов и масс» удачно подметил, что по-настоящему харизматичный лидер должен быть сумасшедшим. Личность основателя ордена иезуитов служит прекрасным тому подтверждением. История ордена начинается с истории испанского аристократа Игнатия (Иньиго) де Лойолы, который в юности очень любил рыцарские романы и характером во многом напоминал Дон Кихота из знаменитой книги Сервантеса, написанной немного позже. Лойолу постоянно тянуло на рыцарские подвиги во имя прекрасной дамы.

В 1521 году Иньиго — уже не мальчик, но тридцатилетний мужчина — наконец-то попал при Памплоне в настоящий бой. Наваррцы приняли решение сдать город, но Иньиго был слишком самолюбив, охоч до подвигов и безумно храбр. Благодаря харизме и красноречию ему удалось убедить сослуживцев сражаться до конца. Впрочем, конец этот наступил достаточно быстро. В разгаре сражения Иньиго был ранен пушечным ядром, и после этого идею капитуляции уже никто не оспаривал.

Раненого идальго спасли, что по тем временам уже было чудом, но инвалидность навсегда перечеркнула для Иньиго военную карьеру. Несколько месяцев прикованный к постели, он хотел уйти в мир рыцарских романов, но из книг в отцовском замке были разве что жития святых и религиозные трактаты. У будущего основателя Общества Иисуса начались видения, с ним говорили ангелы и святые. Отчасти из-за сильного душевного потрясения, отчасти из-за информационного голода Лойола — будем откровенны в суждениях — тронулся умом на религиозной почве. Это ещё более удивительно ввиду того, что ранее Иньиго к Церкви был совершенно равнодушен.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 12

…и святой учитель после обращения

И тогда Лойола решил, что раз уже никогда не станет земным рыцарем, то просто обязан стать рыцарем небесным. Он принял новое имя Игнатий, место сюзерена в его мечтах занял Бог, а место прекрасной дамы — Дева Мария. Вместо ратных подвигов Лойола совершал подвиги аскетизма — он голодал, проводил дни в молитвах и покаянии, раздавал имущество нищим. При этом честолюбие осталось при Лойоле: бывший рыцарь решил во что бы то ни стало добиться успеха на церковном поприще, раз уже поле брани для него стало недоступным.

Дальнейшие события в жизни Лойолы происходили по канонам классического жития. Обет целомудрия, трёхдневная исповедь в горном монастыре Монсеррат и, наконец, откровение на берегу реки Карденер. Годом позже, в 1523-м, Лойола совершает паломничество в Иерусалим, чтобы поступить там во францисканский монастырь. Но глава общины отказал инициативному Игнатию, явно жаждущему не смирения, а славы. Последний с некоторых пор воспринимал любое поражение как жизненный урок. Из отказа настоятеля он сделал вывод: нужно учиться и учить.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 9

Знаменитый монастырь Монсеррат в Каталонии: здесь Лойола обрёл прощение после покаяния в военных грехах

Потерпев поражение в Иерусалиме, Лойола вернулся, чтобы учиться и проповедовать в своей стране. Он довольно быстро овладел латынью и поступил в университет Алькалы, при этом не прекращая проповедовать. Но и тут всё оказалось не так просто. Хотя в проповедях Лойолы не было ничего антикатолического, он постоянно подвергался гонениям со стороны официальной Церкви, поскольку рассуждать о религии и Боге позволялось лишь «аккредитованным» специалистам. Инквизиция отнеслась к Игнатию лояльно, запретив ему проповедовать под страхом изгнания — и не более того. Игнатий безропотно принял запрет и следующие шесть лет провёл за учёбой. Не растерявший своей харизмы Лойола сколотил из десятка студентов-теологов что-то вроде небольшой секты. Эти люди позже стали костяком ордена.

Постепенно из религиозного фанатика Лойола превращался в хитрого и умелого администратора. Образованный и идеологически подкованный, «рыцарь веры» возвратился к проповедям после снятия запрета — и на этот раз сумел доказать свою правоту, получив разрешение на проповедническую деятельность. Полный энтузиазма и рвения, Игнатий стал искать встречи с самим римским папой.

Это были тридцатые годы XVI века, в Европе бушевала Реформация. Всё больше простолюдинов, аристократов и даже священников становилось под знамена протестантизма. Католическая церковь искала любые способы исправить положение. В этой обстановке Лойола и преподнёс наместнику Святого Петра проект нового монашеского ордена, который мог бы стать мечом и щитом против Реформации. Увидев небывалую инициативность и преданность Лойолы, Павел III решил: а почему бы и нет? В 1540 году понтифик утвердил новый религиозный орден.

Принципы общества Иисуса

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 13

Папа Павел III, в миру Алессандро Фарнезе, даёт добро на основание Общества Иисуса

В чем особенности ордена иезуитов по сравнению с другими церковными организациями? Общество Иисуса было не совсем религиозным орденом. Иезуиты имели все права священников, но при этом минимум традиционных для них обязанностей. Зато от членов общества Иисуса требовалась железная, практически армейская дисциплина. Каждый желающий вступить в орден был обязан принести клятву беспрекословного подчинения римскому папе и вышестоящим членам ордена. Как выразился сам основатель, иезуит должен быть для своего начальника безвольным, как труп, который не противится, как его ни перекладывай. При этом иезуит не должен никому отчитываться, кроме своего начальника в ордене, и даже местные епископы ему не указ.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 14

Титульный лист труда Маттиаса Таннера (1630–1693) Societas Jesu Apostolorum imitatrix, где рассказывается о благих деяниях великих иезуитов

Поначалу этот принцип соблюдался превосходно, но уже в середине XVII века дал слабину. По мере разрастания орден становился всё менее управляемым и всё сильнее зависел от местных правителей (и, конечно же, их денег). Во времена Тридцатилетней войны многие французские иезуиты поддержали не папу, а кардинала Ришелье. А ведь знаменитый интриган втянул Францию в войну на стороне протестантской коалиции, даром что сам носил рясу католического священника. Интересы родного государства возобладали над интересами далекого Рима. Воспетое Лойолой «повиновение трупа» осталось в прошлом — за умеренную плату иезуит готов был пересмотреть клятву верности.

Второе отличие Общества Иисуса от прочих религиозных орденов — весьма нетривиальный подход к определению греха. Иезуиты понимали, что сулить всем отступникам муки ада — уже не эффективная стратегия. А вот если дать любому грешнику шанс и не закрывать врата рая ни перед кем, то завоёвывать сторонников станет легче. Протестанты со своей пуританской моралью называют тебя грешником? Сулят жестокие кары и требуют унизительных покаяний? Не проблема, Общество Иисуса поможет найти дорогу в рай. Мы всегда найдём оправдание твоим поступкам и причину, почему твой грех — небольшой, а то и вовсе не грех.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 2

Столь гибкие моральные принципы позднее стали объектом насмешек в антииезуитских памфлетах. Пародии маскировались под инструкции для иезуитских проповедников и учили, как лгать, выманивать у своей паствы деньги и при этом не попадаться. Этакие «вредные советы» для взрослых. Некоторые принимали эти пародии за настоящие иезуитские руководства, но вряд ли орден (безусловно, занимающийся и весьма тёмными делишками) выпустил бы столь компрометирующие документы. Самая известная подделка подобного рода — Monita Secreta, или «Тайные наставления».

Интересны так называемые «духовные упражнения», которые Игнатий Лойола рекомендовал практиковать вступающим в Общество Иисуса. Это были уже опробованные основателем ордена способы узреть Бога и ангелов. Резкая смена обстановки, голод (физический и информационный), перебои со сном, и всё это — в совокупности с попытками представить рай, поговорить со святыми и так далее. В наше время подобные методы используются для промывки мозгов в тоталитарных сектах — видимо, многие из лидеров сектантов читали книгу Лойолы о духовных упражнениях. Впрочем, методы эти применялись очень избирательно, ведь кем-кем, а безмозглыми фанатиками иезуиты не были.

Министерство пропаганды

Вряд ли Общество Иисуса изначально создавалось как личная разведка и диверсионная служба папы, хотя подобное мнение и бытует. Не стоит преувеличивать этот аспект деятельности иезуитов. Главной целью Общества была подготовка высококлассных католических проповедников — харизматичных, красноречивых и в совершенстве знающих теологию. Таких, чтобы ни один протестант в религиозном диспуте не победил католика (помимо конфликтов и преследований, между враждебными конфессиями происходили вполне цивилизованные переговоры и споры).

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 7

Святые из числа иезуитов на витраже в Ирландии: Франциск Ксавьер, Игнатий Лойола и Алоизий Гонзага

В первую очередь иезуит должен был уметь производить впечатление на королей, герцогов и графов, от которых зависели религиозная политика государства и доход ордена. Обратили в свою веру короля и нескольких могущественнейших людей королевства — и вот вам деньги, власть, влияние. Наделённые властью, как правило, образованы значительно лучше простых мещан, и поэтому самим иезуитам приходилось держать очень высокую планку. Аргумент «я прав, потому что мне явился Бог и всё рассказал» не действовал на государственную элиту, и потому проповеднику высокого класса полагалось быть умным, эрудированным собеседником. Для этого и понадобилась превосходная по тем временам система образования, которую удалось создать иезуитам.

Типичный проповедник Общества Иисуса не был похож на безумца с горящими глазами. Это был респектабельный и остроумный человек приятной наружности (так обычно выглядят профессиональные обманщики — что брачные аферисты, что адвокаты). Привлекательная внешность и красивый голос были среди первых критериев для отбора кандидатов в орден, не меньшую роль играла лояльность. Всему прочему иезуиты могли научить.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 17

Арамис — самый известный вымышленный иезуит, причём весьма характерный. Иезуиты должны были излучать обаяние и положительные эмоции

Орден Иисуса открывал школы по всей Европе и через обучение пропагандировал свои ценности студентам. Многие (но не все) выпускники иезуитских колледжей изъявляли желание вступить в орден или принять католичество. Даже несмотря на столь явную вербовку, европейские государи не закрывали иезуитских школ. Иезуиты давали действительно прекрасное по тем временам образование, и это считалось более важным, чем идеологические разногласия. А главное — проповедники Общества Иисуса всячески подчёркивали своё миролюбие и отказ от любого насилия. Монарх-протестант не мог надеяться обратить всех своих подданных-католиков, но умиротворить их при помощи иезуитов, заставить отказаться от вооружённого бунта — вполне. Тем более на ранней стадии, во второй половине XVI века орден ещё не ассоциировался с коррупцией и «экспортом революции».

Иезуитская пропаганда (кстати, именно иезуиты ввели в обиход это слово) имела огромный успех. По всей Европе, будто грибы после дождя, множились колледжи, в одной только Франции в начале XVII века их насчитывалось тридцать шесть, а в германских землях — свыше пятидесяти. Количество иезуитов перевалило за десяток тысяч. Некоторым членам Общества Иисуса даже удалось стать личными духовниками государей. И вот тут начинается самое интересное — большая политика.

Папская спецслужба

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 1

Елизавета I — пожалуй, одна из немногих европейских монархов, кто не давал иезуитам ни спуску, ни поблажек. При Елизавете у Общества Иисуса не было в Англии почти никакого влияния

Католическая церковь располагала развитой системой разведки задолго до основания Общества Иисуса. Можно сказать, что сама церковь была разведывательной организацией: от священнослужителей разных рангов требовалось писать регулярные рапорты о важных событиях на подотчётной территории, будь то маленький провинциальный городок или целое государство.

Эффективная спецслужба в обязательном порядке требует государственной бюрократии. В Средние века, эпоху всеобщей разрухи, государственные аппараты феодальных королевств находились в зачаточном состоянии. Не то что образованных — даже просто грамотных людей хронически не хватало. Король мог лишь отдалённо представлять, что творится на дальних границах его владений. В то же время церковь обладала достаточно эффективной и дисциплинированной бюрократической системой с представительствами по всей Европе. Не в последнюю очередь поэтому Папа Римский постоянно навязывал свою волю королям и даже императорам. Но наступило Новое время, и Реформация наглядно показала, что церковь обленилась и разжирела. Создание Общества Иисуса было попыткой обновить разваливающуюся систему.

Хорошей разведывательной службе нужны не только тайные осведомители, но и легальное прикрытие. Разбросанные по всей Европе иезуитские колледжи прекрасно справлялись с этой ролью. В них можно было вербовать и тренировать будущих агентов. Как уже говорилось, не каждый выпускник коллегии после окончания обучения вступал в орден, — но сколько из них тайно работали на иезуитов? Через легальные представительства можно было переправлять людей и деньги. Роль иезуитских коллегий можно сравнить с ролью посольств в современном шпионаже.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 5

Жуан III — один из самых религиозных правителей Португалии. Он пережил всех шестерых своих сыновей, и трон унаследовал его внук, сын принца Жуана Мануэля

Главными центрами шпионажа становились дворы европейских монархов. Иезуиты вербовали как аристократов, так и простых слуг, заставляя их действовать в своих интересах. Множество иезуитских агентов работало на сохранение и преумножение власти ордена, уничтожение или дискредитацию его противников. Если иезуиту удавалось стать духовником короля, например, Жуана III Португальского, другие члены ордена слетались ко двору, как осы на сладкое. Желая угодить монарху, многие аристократы тоже делали своими духовниками иезуитов. Кроме того, орден с юных лет воспитывал наследника престола, чтобы внушить будущему королю лояльность.

Подобным образом дело обстояло в Испании после смерти Филиппа IV. Сын Филиппа Карл был умственно отсталым, а королева-регент Марианна Австрийская была полностью зависима от иезуитов и назначала их на важные должности. Интересно, что в Испании врагом Общества Иисуса стали не еретики, а коллеги-католики в лице доминиканского ордена. «Псы господни» пришли в ярость от вторжения конкурентов на традиционно доминиканскую территорию.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 16

Гай Фокс и его соратники по «Пороховому заговору» 1605 года. Сам неудавшийся переворот был следствием того, что Яков I, получивший трон после смерти Елизаветы, ещё больше закрутил гайки, не давая католикам спуску

Не везде удача так улыбалась Ордену Иисуса, как в Португалии. Если некий монарх не слишком благоволил к иезуитам, последние в обязательном порядке готовили заговор по свержению короля и замене его на более лояльного. В Англии во время правления Елизаветы иезуитские агенты занимались «чёрным пиаром» против королевы-еретички и собирали разведданные в пользу враждебной Испании. Многие историки видят тень Общества Иисуса за чередой католических заговоров, среди которых — знаменитое восстание Гая Фокса 1605 года. Орден стоял за многими покушениями на правителей, неугодных иезуитам и их оплоту, например, на голландского короля Вильгельма Оранского и французского монарха Генриха IV.

Планы Общества Иисуса распространялись и на Россию — иезуиты сотрудничали с царём-самозванцем Лжедмитрием I. Со своей стороны, самопровозглашённый государь Дмитрий обещал вернуть Россию в лоно католической церкви. Как известно, не получилось.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 15

Лжедмитрий I за своё недолгое правление показал себя современным европейским монархом. Возможно, удержись он на российском престоле, снискал бы славу реформатора. Иезуиты при Лжедмитрии чувствовали себя очень вольготно

Иезуиты вне Европы

Так или иначе, целью Общества Иисуса было распространение истинной веры, тем более что это распространение шло рука об руку с прибыльным бизнесом. Иезуитские миссии действовали в Японии, Китае, Индии и Южной Америке. Миссионерская деятельность ордена была на удивление успешной благодаря иезуитскому подходу к обращению.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского

Посланцы иезуитов в Китае

Проповедники Общества Иисуса не пытались с нуля навязать туземцам чужую веру. Иезуиты тщательно изучали культуру, обычаи и религию страны, куда приехали, и адаптировали христианскую веру под местные особенности. Миссионеры искали в культурах общее, а не разное. Верховное языческое божество часто оказывалось христианским богом под другим именем, а прочие боги — его ангелами. Например, в Японии иезуиты объясняли, что Христос — одно из воплощений Будды Амиды, а Дева Мария — богиня милосердия Каннон. Также миссионеры искали общие мотивы в учении Христа и Конфуция.

В Индии представители ордена причисляли себя к варне брахманов, меняли темные католические робы на оранжевые буддийские и прекращали есть мясо. Ведь будет ли уважающий себя индус слушать жреца, который даже не вегетарианец? Обряды тоже по большей части оставались языческими. Лишь среди менее цивилизованных народов, например, американских индейцев, можно было проповедовать более или менее «чистое» христианство.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 11

Иезуит Маттео Риччи и китайский христианин Сюй Гуанци

Грандиозный успех Общества Иисуса (в одной только Индии XVII века число христиан измерялось сотнями тысяч) был перечёркнут его же начальством. Удивившись докладам с внушительными цифрами обращённых, Папа Римский отправил в колонии ревизоров — тут явно что-то не чисто! И действительно, христианство, которое исповедовали японцы или индусы, мало походило на христианство Папы.

После того как руководство католической церкви потребовало отказаться от прогрессивных методов, количество обращённых резко пошло на спад. И ладно бы церковные сановники только души не спасли, так они ещё и подорвали прежде высокий авторитет европейских священников в глазах неевропейцев, что ощутимо вредило торговле. Интересно, что китайский император Канси даже пытался защищать иезуитов, просил их остаться и продолжать в том же духе, несмотря на приказ свыше. Это опять-таки было заслугой хорошего иезуитского образования, в котором нуждались знатные китайцы. Неиезуитских же миссионеров правитель Поднебесной с позором изгнал — что это за религия такая, в которой нет обряда почитания предков?

Южная Америка

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 4

Руины иезуитской редукции в Парагвае

В Южной Америке, где испанцы и португальцы не только торговали, но и властвовали, иезуитские миссионеры действовали по-другому. Орден создавал иезуитские редукции — мини-государства, в которых миссионеры были правителями, а индейцы — подданными. С одной стороны, туземцев использовали как дешёвую рабочую силу на плантациях, с другой — они получали сытую, безопасную жизнь без постоянных межплеменных войн и какое-никакое медицинское обслуживание. Особого недовольства иезуиты у индейцев не вызывали, ведь условия жизни в редукциях были относительно неплохими, к тому же власть миссионеров обычно опиралась на власть туземных вождей.

Наиболее известная иезуитская редукция возникла в Парагвае в 1608 году. Орден провел настоящий социалистический эксперимент: плановая экономика, рабочие места для каждого, перераспределение товаров в пользу бедных. Уже тогда вскрылись как достоинства, так и недостатки социализма: стабильность, никакой безработицы, никто не умирает с голода, но при этом туземцы работают вяло, без личной заинтересованности, не проявляя никакой инициативы.

Падение ордена

К XVIII веку власть Папы значительно ослабла, монархии же, наоборот, стали сильнее. Иезуиты к тому времени уже имели весьма скверную репутацию — все знали, что орден в прошлом стоял за многими заговорами и шпионил в пользу Испании. Терпеть на своей земле организацию, которая профессионально занимается шпионажем и переворотами? Добавим сюда очевидную коррумпированность иезуитов — в моду вошли памфлеты, высмеивающие «иезуитскую мораль». Сыграл роль и плохой имидж католической церкви в целом — на дворе стояла эпоха Просвещения! Интересно, что первые страны, которые запретили деятельность ордена на своей территории, были католическими — Испания, Португалия и Франция. Видя, что Общество Иисуса дискредитировало себя и теперь дискредитирует Церковь, папа Сикст XIV в 1773 году издал буллу о роспуске ордена.

В некоторых странах, в том числе и в России, Общество Иисуса продолжало действовать, несмотря на запрет папы: императрица Екатерина запретила публикацию буллы. Причина — всё то же качественное образование, которое давали в иезуитских колледжах.

Орден иезуитов. Общество Иисуса — и спецслужба Папы Римского 18

Адольфо Николас (слева), генерал Общества Иисуса скончался в 2020 году, и его преемником стал Артуро Соза. Интересно, что всего двое из тридцати иезуитских генералов подавали в отставку, не дожидаясь естественной смерти, в том числе предшественник Николаса Петер Ханс Кольвенбах

* * *

Общество Иисуса возродилось в 1814 году. Но история возрождённого ордена скучна и пресна — только образовательная деятельность, никаких интриг и заговоров. Иначе вместо написания этой статьи её автор готовился бы к вступительному экзамену по теологии.

От былого могущества остались лишь конспирологические теории, любая из которых подойдет для приличного фантастического романа. Или для шпионского романа в антураже XVI-XVII веков, где действует могущественный и хорошо организованный церковный орден наподобие иезуитского (вместо уже наскучившей инквизиции): история гораздо интереснее любого вымысла.

ИСТОЧНИК: https://www.mirf.ru/science/orden-iezuitov-obschestvo-iisusa/

Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях

О публикации: Во время эпохальной гаванской встречи Папы Римского и Патриарха Кирилла стороны излучали оптимизм и братские чувства. В подписанной итоговой декларации ими были осуждены западные лжеценности и зафиксировано отсутствие намерений католического прозелитизма на канонической территории русского православия.

Отвечая на возмущение украинских униатов, папский нунций в Украине архиепископ Клаудио Гуджеротти так прокомментировал событие в Гаване: «Я знаю, как ваш народ страдает в своём собственном теле из-за трудностей понимания. Но, прошу вас, будьте терпеливы. Не всегда стороны могут сказать то, что хотят сказать... То, что люди будут помнить,
это их объятия. И объятия стали святой вещью. Но, вы скажете, даже Иуда поцеловал Иисуса Христа, а потом его предал. Иногда все мы тоже становимся маленькими предателями». При этом Апостольский нунций сообщил, что через несколько дней он поедет в зону проведения боевых действий, туда, где люди страдают. «Именно это является главной целью, ради которой меня Святейший Отец сюда направил. Я должен быть вместе с теми, кто страдает, и помогать им от имени Папы Римского. И я с удовольствием оставлю другим возможность читать, перечитывать различные тексты, декларации и находить в них то, что они пожелают», сообщил представитель Ватикана в Украине, отметив, что эту его поездку кто-то может назвать попыткой прозелитизма, «но это меня не интересует».

Разбомбленные православные храмы Новороссии и умученные люди, увы, не в прошлом. И во время гаванской встречи иерархов на Украине продолжаются конфессиональные противостояния, травля националистами, науськиваемыми в том числе и греко-католическими иерархами, православных верующих, отъем православных храмов и усугубление раскола
события, уже неоднократно имевшие исторические прецеденты на этих многострадальных землях, и искусно направлявшиеся в прошлом орденом иезуитов, к которому принадлежит и нынешний Папа Франциск.

О методах влияния и политических технологиях иезуитов на русских землях приводим редкую актуальную научную статью к.и.н. Анжелы Васильевны Папазовой
историка, специалиста по деятельности этого ордена.

Опубликовано: статья А.В.Папазова «Реализация методов ордена иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI — первой половине XVII вв.» опубликована в научном издании Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова и Украинской Академии наук: Ґілея (науковий вісник): Збірник наукових праць / Гол. ред. В.М.Вашкевич. Київ, 2009. Спецвипуск. 368 с.

Перевод с украинского И.М.Березина (с небольшими сокращениями).


РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОМ РЕГИОНЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ.

Проблема методов деятельности ордена иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI — первой половине XVII ст. является важным составным элементом изучения деятельности католической церкви в регионе вообще и Общества в частности. Религиозная политика ордена (Общество Иисуса) в восточнославянском регионе осуществлялась в рамках политики римской курии, с разрешения и по поручению папы римского.

Однако орден был не только составной частью политики курии, но и проявлял инициативу в достижении целей. Орден, прежде всего, выполнял свои внутренние задачи и применял методы, которые выходят за рамки методов католической церкви и религиозной деятельности. Рассмотрим реализацию иезуитских методов религиозного влияния в регионе. <...> В начале миссии, при проникновении в определенную местность, иезуиты использовали миссионерские способы распространения католичества: благотворительность, проповедь, религиозные диспуты и шествия, представления, демонстрацию «чудес», участие в светских мероприятиях, распространение религиозной литературы [7]. Например, как в Луцко-Волынской епархии, куда епископ Б.Мациевский возил их с собой. Иезуиты оставляли епископа в городе, а сами читали проповеди, причащали, крестили, венчали. Потом разговаривали с сельскими священниками, устраивали переносные алтари, оставляли своего священника для создания прихода. Члены ордена предлагали свои услуги в домах шляхты, а когда семья переходила в католичество, добивались подарков для себя.

В Луцке они привлекли в лоно католической церкви 28 православных верующих, в Ольге — 35, в Бресте — 130, в Янове над Бугом — 58. Подобное часто случалось в церковные праздники, во время несчастий, татарских нападений, эпидемий [8]. Однако данный метод в начале работы ордена не давал больших результатов, потому что были сильны традиции православия и орден не имел достаточного опыта работы в регионе.

После закреплении ордена в регионе миссионерские методы продолжали применять. Прежде всего, это проповедь, которая отличалась особой качеством и подготовкой, зависела от конкретных условий применения: аудитории, церковных праздников, политической ситуации.

Петр Скарга

Например, иезуит Петр Скарга в своих проповедях относился к не католикам как к заблудшим в своих убеждениях, которых нужно спасать [9].

Все проповеди объединяло то, что иезуитам не важно было научить догматам, а убедить в подчинении католической церкви. Иезуиты проводили диспуты (на улицах, площадях, в домах шляхты, костелах, коллегиумах) по любому поводу (праздник, открытие дома, встреча гостей). Иезуиты почти всегда побеждали в них, а если не находили противников, организовывали диспут двух групп членов ордена. На диспутах нередко присутствовали чиновники, епископы, короли. К примеру, на диспуте в 1599 году в Вильно присутствовал князь К.Острожский [10]. В данном методе не столь важен был факт достижения истины, сколько факт победы католичества. Не имело значения понимания присутствующими сущности спора, важнее была публичность и рост авторитета ордена и католической церкви.

Иезуиты занимались благотворительностью. Они ухаживали за больными во время эпидемий, раздавали питания голодающим в период стихийных бедствий [11,429]. Так, когда в 1625 году в Несвиже началась эпидемия, студенты оставили коллегиум, но иезуиты продолжали ухаживать за умирающими [2,72].

Члены ордена с успехом распространяли свои методы подчинения свободы на различные слои населения. Иезуиты часто объявляли себя чудотворцами, исцеляли больных, использовали статуэтки, вещи, мощи святых. Поклонники иезуитов считал их святыми, поклонялись им [8,133]. На похоронах Мелетия Смотрицкого якобы случилось чудо — рука покойного сжала и отпустила папскую буллу. Иезуит Кортисций сразу же распространил это среди народа края [12,214].

Иезуиты выполняли обязанности католического духовенства: руководили книжной цензурой, составляли Индекс запрещенных книг [13,960]. Исследователь И.Сливов утверждал, что иезуиты заменили в Речи Посполитой инквизиторов [9,61]. Католическая церковь доверяла им семинарии, типографии, места духовников и наблюдателей за поведением духовенства. Иезуиты выполняли обязанности епископов в опасных для католического клира городах, как в Киеве [10,46–48].

Своих конкурентов (другие католические ордена, духовенство) они пытались победить в религиозных диспутах или завязать с ними сотрудничество, или через них добиться привилегий (права проповедовать в выгодных местах, и тому подобное). Особое внимание орден уделял представителям церквей королей и чиновников. Иезуиты брали на себя эти обязанности, или сотрудничали с духовниками определенных лиц, чтобы иметь влияние на верхушку общества. Иезуиты добивались поддержки монахинь, потому что последние помогали создавать коллегиумы [11,439–455].

Папский легат в России иезуит Антонио Поссевино представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смуты

Каждый вид деятельности, что требовал присутствия духовных лиц (даже минимальной) использовался орденом в своих целях. Так, А.Поссевино способом «продвижения» католической религии в Московское царство считал усиление торговли венецианских купцов, вместе с которыми туда смогут приезжать иезуиты [14,446]. Орден в любой местности должен был иметь преданного врача, который заботился бы о том, чтобы именно иезуитских священников приглашать к богатым больным или умирающим [11,446].

За «Тайными наставлениями» иезуиты не были сторонниками насильственных методов, однако, планировали и применяли их, но только в большинстве случаев не лично [11,428–460]. Однако насилие случалось в деятельности ордена. Иезуиты предпочитали не дискредитировать себя и орден в такой способ, поэтому главными исполнителями актов насилия были ученики иезуитских коллегиумов [15]. 20 октября 1645 года иезуит Игнатий Елец устроил грабеж (не в первый раз, исходя из источника) в деревне Рутвенки, пригнавши с группой около сорока всадников до 30 волов [16,205].

А.Поссевино одобрял проект агрессии Речи Посполитой против Московского царства, но предостерегал, что проект стоит держать в секрете [14,89–91]. Именно с помощью насильственных действий орден осуществлял календарную реформу, прерывая в церквях богослужение, заставляя украинцев силой придерживаться нового календаря [6,38].

Орден использовал преувеличение для решения своих задач. Это хорошо иллюстрируют жалобы членов ордена королю или местным органам власти. Например, 9 сентября 1643 году иезуит Ян Филиповский жаловался на всех полоцких православных за то, что они насмехаются над святыми ликами и портят их [17,205]. Характерно то, что акцент делался именно на православное вероисповедание горожан и их поголовное участие в актах вандализма.

Если с населением орден работал как миссионер, то против своих идеологических противников применял силу государственной власти, потому что одним из основных его методов был влияние на органы власти и сотрудничество с ними. Отношение иезуитов к власти в государстве выражает высказывание Петра Скарги: «Овца идет за пастырем, а не пастырь за овцой» [18,116]. Орден был сторонником монархии. «Тайные наставления» приказывали влиять на королей с помощью духовников, чтобы поощрять планы королей (в том числе военные), потакать привычкам и увлечениям, внушать нужные идеи, хвалить орден, учили использовать властных лиц для подавления выступлений и восстаний [11,430–436]. Члены ордена имели влияние на королей Речи Посполитой. Особых успехов достигли иезуиты в воздействии на Сигизмунда III (1587—1632 гг.). Король всегда помогал ордену в сложных ситуациях [19]. Именно при нем было принято Брестскую унию 1596 года, в подготовке и утверждении которой орден принял активное участие. Некоторые исследователи считают иезуитским влиянием требование Сигизмунда московского престола.

Король неоднократно использовал иезуитов как шпионов и наблюдателей, например, за деятельностью Петра Сагайдачного и Иова Борецкого. Например, иезуит Я.Оборницкий следил за движением казаков в 1620 году из Фастовского колегиума и писал Сигизмунду оттуда по ходу дела [10,44,62]. Иезуиты помогали Сигизмунду III распространять польский язык и культуру, потому что полонизация служила средством порабощения иноверцев и введению католичества [9,35]. Наиболее яркое влияние иезуитов на короля демонстрируют современники.

Король Сигизмунд III

Кардинал и архиепископ Б.Мацейовский писал: «… много неприятных событий не произошло бы, если бы… Сигизмунд в управлении государством не руководствовался суждениями иезуитов» [20,188].

С помощью влияния на королей иезуиты влияли на деятельность государственных деятелей и органы власти. Для этого использовали уважение феодалам и чиновникам (торжественный прием, поздравления, посвящения и т. п.), обещание привилегий, выгодных должностей и предоставление этих привилегий тем, кто выполнял для ордена определенное поручение [11,430–436]. «Вот где были источники заблуждений короля, — писал летописец Павел Писецкий. Осуждать слова и действия иезуитов считалось святотатством. Кто желал получить какие-либо привилегии, должен был потакать иезуитам, заискивать перед ними» [21,742–743]. За «Тайными наставлениями» иезуитам не надо было брать на себя ходатайств перед королем за своих помощников, а поручать это друзьям ордена, использовать толерантность богатых людей для удачного исхода судебных дел для ордена [11,433–437]. В 1621 году депутат коронного суда Николай Чарторыйский защищал иезуитов от обвинений. В благодарность иезуиты по случаю столетия ордена прославили его как благотворителя [22].

Безотказно действовал прием ордена, рассчитанный на честолюбие и карьеризм. Так, после смерти (в 1597 году) полоцкого воеводы Николая Дорогостайского, кальвиниста и открытого противника иезуитов, его сын Христофор, не получил эту должность, как было принято, в наследство. Новым воеводой стал ставленник иезуитов — Андрей Сапега, ставший католиком, благодаря им. Януш Радзивилл не получил должностей виленского воеводы и канцлера литовского, потому что не был католиком. Заботами иезуитов указанные должности достались врагу Януша — Яну-Карлу Ходкевичу [3].

Ян-Карл Ходкевич

Орден использовал в своих целях даже сейм Речи Посполитой, принимая участие в религиозно-политической борьбе не непосредственно, а через короля и государственных деятелей. Так, в 1606 году на сейме были представлены артикулы, в которых иезуитов обвиняли во вмешательстве в светские дела, влиянии на власть, подстрекательстве к восстаниям, предлагали отдалить от двора, иезуитов-иностранцев выгнать из страны, запретить основывать дома, заставить продать имущество, а пребывание и богослужения ограничить несколькими городами. В частности, звучала просьба к королю отдалить от двора А.Боболю, как преданного слугу иезуитов. Сейм 1607 года разрешил чтение этих артикулов, но не принял их. Более того, было решено восстановить некоторые права ордена, предоставить право высшей степени неприкосновенности для его домов [23,530–531]. Применяемые орденом приемы имели особенности в зависимости от конфессии, на которую они были направлены.

Если в начале орден работал против протестантов, то, в дальнейшем, сосредоточился на работе с православными, поскольку добился ослабления влияния протестантов в регионе. Орден домогался перехода протестантов в католичество, в первую очередь, семей больших феодалов, например, семьи кальвиниста Николая Радзивила Черного [20,725].

Православных орден считал заблудшими и не виноватыми в своем заблуждении, потому что их повели по неверному пути. В методах, применяемых к ним, были особенности, потому что православие имело давнюю историю и культурные традиции. Прежде всего, эта особенность проявилась в издании полемической литературы, с помощью которой иезуиты внушали образованным слоям общества идеи, выгодные ордену и папе римскому. Например, идею унии. В книге П.Скарги «О единстве церкви божьей» обосновывается тезис о том, что Русь (по автору — земли украинцев и белорусов) только из-за незнания идет за «греками». В православном вероучении автор указывает 19 ошибок, уделяя внимание порочности иерархов [18,225–526].

Орден не позволял своим противникам объединяться против себя. 18 мая 1599 года на съезде лютеран и православных против католиков в Вильно было создано конфедерацию, участники которой обязались сопротивляться иезуитам и польскому правительству, когда они будут принуждать перейти православных в унию или протестантов в католичество. Иезуиты разрушили этот союз [24,422,424].

Важным для ордена было привлечение к католичеству крупных земельних магнатов, потому что именно на их финансовой мощи базировалось влияние на население. Главным в достижении этой цели было привлечение к католичеству семей Юрия Слуцкого и Константина-Василия Острожского [6,31].

Константин-Василий Острожский (1526–1608) — прославленный подольско-волынский князь, богатейший и влиятельный магнат Речи Посполитой XVI века, просветитель, защитник православия. Основывал монастыри, школы, библиотеки и типографии. Острожский возглавлял русскую партию в объединенном польско-литовском государстве, отстаивая идею равноправного представительства в нем Руси.

Жена князя Юрия Слуцкого католичка Екатерина Тенчинская при содействии иезуитов сумела повлиять на мужа в сторону лояльности к католической церкви [20,24].

Мы видим один из самых распространенных приемов ордена — влияние на личность через друзей и родственников. Основной принцип методики иезуитов, который гарантировал влияние на людей с целью привлечения в католичество заключался в том, чтобы сделать это в молодом возрасте и в католическом окружении. В мае 1579 года Скарга докладывал папе о согласие княгини Слуцкой отправить своих сыновей на учебу в иезуитский коллегиум. Известно что братья Слуцкие обучались в Европе. Из письма Калигарди К.Борромейскому от 20 ноября 1580 года ясно, что Ян Слуцкий стал католиком и привлек к католичеству еще кого-то. Его брат так же впоследствии перешел в католичество. В 1593 году Ян Семион объявил свое желание за собственный счет основать во Львове иезуитскую академию [25,9].

Здание Иезуитского колегиума во Львове — высшего учебного заведения, существовавшего с 1608 года, на основе которого был основан Львовский университет

Старший сын К.К.Острожского Януш был привлечен иезуитами в католичество в Германии [26,595]. Брат Януша — Константин еще в молодости попал под влияние иезуитов и тайно принял католичество [27,9]. Нунций Болоньетти описывает отступничество князя Константина от православия, подчеркивая, что князь сам обратился к нему для спасения своей души [7,80–85].

Действенность работы иезуитской методики доказывается тем, что результатом ее были сторонники ордена и лояльные к католической церкви представители высших слоев общества. Орден придавал большое значение воздействию на женщин. В «Тайных наставлениях» предлагалось внушать женщинам любовь к ордену. Орден интересовался богатыми вдовами. Вдовам внушали убеждения оставаться в своем положении [11,431,439–443]. Иезуиты влияли на Анну Костко (вдову Александра Острожского), которая после смерти мужа выгоняла православных священников, сажала в тюрьму не согласных принять католичество [27,12–14]. Иезуит Б.Гербест привлек к католичеству Е.Мелецкую, которая помогла обратить к католической церкви своего мужа-кальвиниста Николая Мелецкого, подольского воеводу. В то время как П.Скаргу, обратившегося к воеводе непосредственно, едва не сбросили с моста [24,4]. Итак, орден начинал работу по привлечению к католичеству семьи с женской половины.

Дочь Александра Острожского и Анны Костко — Анна-Алоиза превзошла свою мать и всех других женщин в подчинении иезуитам. Именно иезуиты нашли Анне-Алоизе богатого мужа Яна-Карла Ходкевича, который основал для иезуитов коллегиум в Крозах. Анна-Алоиза рано овдовела и больше не вышла замуж. Церковь Святой Троицы в Остроге и госпиталь передала ордену [27]. Об огромном влиянии на Анну-Алоизу говорят размеры пожертвований иезуитам: кроме недвижимого имущества (дворцов, сел, фольварков и т. д.) — 30000 злотых в 1624 году, а в 1630 г. — еще несколько деревень [28,10–17].

Анна-Алоиза Ходкевич-Острожская (1600–1654) — русинка, вдохновляемая иезуитами, осуществляла гонение на православие, жестоко расправлялась с острожскими мещанами и сделалась, по выражению летописца, «гонителкой». Передала грекокатоликам православную церковь в Турове. Перезахоронила останки своего отца — князя Александра Васильевича Острожского, умершего в православии, перекрестив их по латинскому обряду. Умерла в январе 1654 года в одном из своих великопольских имений, спасаясь от казаков Хмельницкого. Подробнее читать здесь

Орден иезуитов применял свои методы в учреждениях католической церкви, европейских университетах, при дворах монархов, в домах феодалов, в купеческих конторах, при дипломатических миссиях, на строительстве храмов и других сооружений, в художественных мастерских, на театральной сцене и везде, где это было необходимо [29,51–61]. Орден применял, как традиционные методы, так и современные ему способы воздействия на верующих. Иезуиты применяли методы своих конкурентов в борьбе за влияние на население. Как и гуманисты они открывали школы и академии, обсерватории, журналы, газеты, излагали научные достижения в области естествознания и гуманитарных наук [13,159–160].

Таким образом, методы ордена иезуитов в зависимости от способа воздействия можно разделить на несколько групп. Традиционные религиозно-миссионерские методы: проповедь, исповедь, благотворительность, религиозные церемонии и праздники, демонстрация чудес. Методы с использованием насилия. Как новейшие методы психологического и идеологического влияния следует рассматривать: богословские диспуты по иезуитскому сценарию, методы «Духовных упражнений» И.Лойолы (психологический тренинг), религиозная литературная полемика. В особую группу выделяем методы выполнения работы иезуитами не непосредственно, а их помощниками: сторонниками, представителями органов власти и другими лицами.

Методы деятельности ордена иезуитов соответствовали по уровню развития, моральным нормам, по степени применения насилия и методам деятельности католической церкви и современных ему правительств европейских государств. Однако к применению своих методов орден подходил избирательно, что и обеспечивало успех Обществу в достижении его задач. Методы и процесс их применения орден постоянно совершенствовал.

Анжела Васильевна Папазова — кандидат исторических наук, доцент кафедры исторических дисциплин Мариупольского государственного университета.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Демьянович А. Иезуиты в Западной России в 1565—1772 гг. // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1871. — No 8–12. — No 12. — С.230–231.

2. Харлампович К.В. Западнорусские православные школы ХVI — начала ХVII вв. Отношение их к инославным. — Казань, 1898. — 524, LVI с.

3. Сливов И. Иезуиты в Литве // Русский вестник. — Москва, 1875. — Т.118. — С.5–63; Т.119. — С.724–770; Т.120. — С.550–599.

4. Михневич Д.Е. Очерки по истории католической реакции (иезуиты). — Москва: АН СССР, 1955. — 408 с.

5. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии. — Минск: Беларусь, 1990. — 108 с.

6. Плохий С.Н. Папство и Украина (Политика римской курии на украинских землях в ХVI — ХVII вв.). — Киев: Вис, 1989. — 224 с.

7. Боротьба Південно-Західної Русі і України проти експансії Ватикану та унії (Х — поч. ХVІІ ст.: Зб. док-в і мат-в). — Київ: Наукова думка, 1988. — С.70–77, 80–85, 91–94.

8. Демьянович А. Указ. работа. — No 9. — С. 16–18.

9. Сливов И. Указ. работа. — Т.118. — С. 47–48.

10. Демьянович А. Указ. работа. — No 8. — С. 229–230.

11. «Тайные наставления» // Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношения к России. Письмо к иезуиту Мартынову. — Москва, 1870.

12. Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в испанской Америке, ХVI — XVIII вв. — Москва: Наука, 1977.

13. Демьянович А. Указ. работа. — No 11.

14. Снесаревский П.В. Миссия Поссевино в Россию // Ученые записки Калининградско-го государственного педагогического института. — Калининград, 1955.- Вып.1.

15. 1634бг. августа 11 (нов. ст. 21). — Жалоба луцких православных шляхтичей и мещан на иезуитов, студентов и служителей луцкого иезуитского коллегиума // Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3-х томах.- Москва: АН УССР, 1953. — Т.1. — С. 138–142.

16. 20 октября 1645 г. Список выписи из гродских книг о грабеже иезуита Игнатия Ельца в деревне Рутвенки // Памятники, издаваемые временною комиссиею для разбора древних актов.- Киев: Университета св. Владимира, 1845. — Т. 1. — No 756.

17. 1643 г., сентябрь 9. Жалоба полоцкого иезуита Яна Филиповского на всех полоцких схизматиков // Уния в документах: сб. статей / Сост. В.А.Теплова, З.И.Зуева. — Минск: «Лучи Софии», 1997.

18. Баранович А.И. Украина накануне освободительной войны середины ХVII в. Социально-экономические предпосылки войны. — Москва: АН СССР, 1959.

19. Листи короля Сигізмунда ІІІ з Кракова до Магістрату міста Львова від 20 липня 1606 р., 3 грудня 1607 р. та 22 червня 1608 р. // ЦДІА у м. Львові. Ф. 132. Оп. 1. Спр. 35. 3 л., Спр. 36. 3 л., Спр. 37. Арк. 1–39; Запис у львівській гродській книзі декрету київського воєводи С.Жолкевського // Боротьба Південно-Західної Русі і України проти експансії Ватикану та унії (Х — поч. ХVІІ ст.: Зб. док-в і мат-в). — Київ: Наукова думка, 1988. — С. 192–194.

20. Письмо Б.Мацейовского к венецианскому дожу // Цит. за: Блинова Т. Б. Иезуиты в Белоруссии. — Минск: Беларусь, 1990.

21. Цит за: Сливов И. Указ. работа. — Т. 119.

22. Викторовский П.Г. Западнорусские православные фамилии, отпавшие от православия в конце ХV-ХVII вв. — Вып. 1. — Киев, 1912.

23. Жукович П.Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией до 1609 г. — СПб., 1901.

24. Брянцев П.Д. История литовского государства с древнейших времен. — Вильна, 1889.

25. Адріянова-Перетц В.П. З діяльності єзуїтів на Україні і Білорусії кінця ХVI ст. — за новими документами // Украйна, 1927.

26. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. — Т. 1–2. — Москва: Наука, 1991.

27. Левицкий О. Єзуїтська преподобиця: історичне оповідання. — Вінніпег: Українська видавнича спілка Б.Р.В.

28. Левицкий О. Анна-Алоиза, княжна Острожская // Киевская старина, 1883. — No 11.

29. Бёмер Г. История ордену иезуитов // Орден иезуитов: правда и вымысел. Сб. / Сост. А.Лактионов. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

ИСТОЧНИК: https://rusrand.ru/analytics/tehnologii-myagkoy-sily-ordena-iezuitov-na-slavyanskih-zemlyah

Поделиться в соцсетях
Оценить
Комментарии для сайта Cackle

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх