Отношение к старшим у казаков

Опубликовано 14.03.2021
Отношение к старшим у казаков

Уважение старшего – один из главных, особых обычаев казаков. При этом отдавалась дань уважения прожитым годам и пережитым горестям, нелегкой казачьей доле. У крестьян причисление к старикам было обидным. Это значило — нахлебник. А у казаков старик пользовался почетом как носитель традиций, памяти, ветеран. В «старики» выходили по заслугам и по возрасту. Это были люди старше 63 лет, из крепких исправных семей с определенным достатком, которые составляли особый род « законодательного собрания» и службу постоянного наблюдения за жизнью и нравственностью станицы. Внутреннее распределение обязанностей среди постоянного состава стариков устанавливалось само собой. Старики - «память и совесть станицы»

Старики или дяды не занимали никаких официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но всегда играли большую роль в общественном мнении и влияли на решение станичных сборов. Непочтительность по отношению к ним расценивалась как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом: общим сходом станицы или хутора.(Например, говорилось: «Что скажут господа-старики, тому и быть», «старики сумлеваются», «дяды не велять!».)

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, “писанными”, казачьими законами. Так, в Положении «Об общественном управлении станиц казачьих войск»(1870,1891гг.), статья 556 гласила: «В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим”. Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: “Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам”. Деды были особенно щепетильны в одежде, которая должна была быть опрятной и исправной. Символом положения стариков являлся посох. Приветствовались такие черты характера стариков как приветливость, немногословность.

Деды посещали не только бедные, неблагополучные семьи, но и приходили к богатому казаку, чтобы попросить помощи для вдов или на содержание какого либо предприятия. Старики приходили, когда нужно было усовестить провинившегося казака: « Старик придет, побеседует о жизни, не вспоминая проступка. Но провинившийся будет жаться в сторонке и от стыда сгорать». Молодой офицер дома, в станице, первым здоровался со стариком-рядовым. Урядники или рядовые-старики, сочтя, что получивший от императора полковничьи или генеральские погоны станичный атаман сделал что-то недостойное, ниже его по званию, запросто могли с него погоны сорвать. И наказания не несли, потому что сам атаману было стыдно доложить об этом наверх, постарается миром замять. При появлении старика все должны были встать. Казаки в форме прикладывали руку к шапке, а без формы снимали шапку и кланялись.

Детям часто устраивались экзамены на знание молитв. Приход старика в дом было ярким радостным событием или предупреждением, после которого следовал вызов к атаману. Смерть старика погружала всю станицу в траур.

Непочтительность в общении со стариками наказывалась. В общении со старшими требовалось знание правил вежливости: не разрешалось заговаривать без предварительного разрешения. Ко всем старшим, включая и родителей, обращались только “на Вы”. По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего. Если требовалось что-то сказать, нужно было догнать старшего и, поравнявшись, обратиться к нему. Также без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке “смирно”, не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. Казачьи старожилы вспоминали: “Видят тебя или нет сидящие или идущие старики – надо снять шапку и поклониться, поприветствовать”. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же “всыпали горячих” по числу прожитых годов виновника. “Ученый” вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.

Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. В свою очередь обычай уважения и почитания старшего обязывал младшего проявлять заботу и при необходимости быть всегда готовым к оказанию помощи. Кроме того, в присутствии старшего (деда, отца или брата) не разрешалось курить, вступать в разговор (В обычае говорилось: “Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят”), прекословить, не подчиняться родительской воле. Иначе могло последовать наказание: парня могли высечь и даже отправить на службу (если сын заглядывался на чужую жену), дочери запретить выходить на улицу или вечерку или отдать замуж за нежеланного. При конфликтных ситуациях слово старшего также являлось решающим.

При старших считалось неприличным не поздороваться, сидеть (если они не позволят), появляться не вполне одетыми.

Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.

В каждой станице был Совет Стариков, который избирался кругом из числа наиболее выдающихся и заслуженных казаков стариков после 63 лет, которые своим трудом, мудростью, благочестием, праведной жизнью, знанием казачьих обычаев, традиций, быта, нормативных актов, заслужили почет и уважение в обществе. Ведению Совета Стариков подлежал контроль: над соблюдением казачьих обычаев и традиций; над чинопочитанием и уважением старших; над благочинием и соблюдением православных традиций;- Совет стариков являлся независимой частью круга и обладал правом разового «вето» на решения Атамана и Круга. При повторном обсуждении и голосовании, даже если Совет стариков не изменял свою точку зрения, решение считалось принятым. - Совет стариков оказывал постоянную консультативную помощь Атаману станицы.

Член Совета Стариков станицы должен был отвечать обязательным требованиям:

- быть казаком;

- быть честным, добропорядочным, верующим;

- соблюдать казачьи обычаи и традиции;

- пользоваться уважением и доверием казаков;

- иметь большой жизненный опыт и авторитет в станице;

- уметь брать на себя ответственейшие решения.

В соответствии с высокими обязанностями, членам Совета Стариков надлежит быть примером вежливости, немногословия и достоинства. Казаки без предварительного разрешения не обращаются к членам Совета Стариков, а в их присутствии казаки в национальной казачьей одежде стоят по стойке «смирно», а о замечании, полученном от члена Совета Стариков, обязаны сообщить атаману и священнику на исповеди. На круге, если встал член Совета, все замолкают и ему предоставляется слово.

Таким образом, старшинство помогало сформировать у молодежи чувство уважения и поклонения старшим не только как хранителям традиций, знаний, обычаям, но и носителям казачьей чести.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх