Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855гг», художник Франц Рубо.

Опубликовано 07.02.2022
Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855гг»,  художник Франц Рубо.

Очень тяжелым выдался тот день. Начался он с сильнейшего обстрела англо-французской артиллерии, а затем в атаку пошли 8 вражеских дивизий – 44 тыс. человек! Оборонявшиеся дрогнули. Положение спас генерал Хрулев, бросившись во главе роты Севского полка в рукопашную схватку. Враги, пораженные храбростью наших солдат, оставили занятые было позиции…

6 июня 1855г., Севастополь, Малахов курган.

На живописном полотне уникального памятника русской воинской славы – Панорамы «Обороны Севастополя 1854/55гг.» изображено около 4 000 фигур! Среди них – герои, имена которых хорошо известны: адмирал П.Нахимов, хирург Н.Пирогов, первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская, отважный разведчик Петр Кошка, но еще и многие сотни безымянных солдат и моряков, бесстрашно защищавших Севастополь все 349 дней и в этом своем главном бою сражавшихся поистине не на жизнь, а насмерть.

Открывшаяся глазам грандиозная картина вдруг заставляет почувствовать себя участником тех давних событий, которые изображает художник. …Начало лета 1855г. Идет 9-й месяц осады. В лучах восходящего солнца – разрушенный, но гордый и непреклонный Севастополь. Только что отгремела бомбардировка. Всюду видны ее страшные следы: огромные столбы дыма, огни пожарищ заволокли город. Несколько французских и английских дивизий двинулись на первый штурм севастопольских укреплений. Перед нами огромные массы людей: солдат, матросов, их атаки и контратаки – все в движении, все пронизано единственным порывом – выстоять, победить.

В центре полотна ясно виден один из напряженных моментов в защите Малахова кургана. Левее Оборонной башни четко выделяется сутуловатая фигура в полной адмиральской форме – это Павел Степанович Нахимов. Опершись руками о бруствер, он руководит боем, внимательно всматриваясь туда, где сражаются солдаты Селенгинского и Якутского полков. Возглавил защиту Севастополя П.Нахимов после смерти одного из главных руководителей обороны вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова. Его уже нет среди защитников города. 5 октября 1854г. он был смертельно ранен здесь же, на Малаховом кургане, и только название «Корниловский бастион» да крест из ядер, с любовью выложенный на месте ранения адмирала севастопольскими юнгами, напоминают нам, зрителям, об этом замечательном человеке…

Из истории хорошо известны причины и ход этой кровопролитной войны XIXв. В середине позапрошлого столетия на Ближнем Востоке столкнулись экономические и политические интересы России, Турции, Англии и Франции. Основной задачей коалиции было уничтожение русского Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. 1 сентября 1854г. 89 боевых кораблей и 300 транспортных судов союзных войск бросили якоря недалеко от Евпатории. А на следующий день на берег сошли 62тыс. солдат при 134-х орудиях. Но не так просто оказалось взять Севастополь… На осажденной земле героями были все. И это массовое явление дало основание русскому писателю Льву Толстому, также участнику этой войны, сказать: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». Эти слова оказались пророческими. Герои Крымской войны не однажды потом оживали на полотнах многих известных художников и в работах талантливых скульпторов России. А в 1899г. было решено создать панораму обороны Севастополя. Автором ее суждено было стать известному в те времена художнику-баталисту Францу Рубо (1856-1928гг.). Француз по национальности, родившийся в России, почти всю свою сознательную жизнь проживший в германии, Ф.Рубо всегда считал себя русским художником и почти все темы его творчества – картины русской жизни. Получив в августе 1901г. заказ на создание грандиозной по размерам панорамы (длина – 115м и ширина – 14м), Рубо прежде всего приезжает в Севастополь, на место легендарных событий, где пишет около 50 этюдов – видов утреннего города, портретов участников событий.

Фрагмент Севастопольской панорамы

За основу сюжета художник решил взять всего один день из жизни осажденного города, но какой: отражение штурма 6 июня 1855г.! По возвращении в С.-Петербург Рубо целый месяц выполняет контурный рисунок панорамы, а затем выставляет его в зале Зимнего дворца. По замыслу мастера, главными героями будущей композиции должен был стать народ. После утверждения эскиза, в предместье Мюнхена, в специальном павильоне с помощью своих коллег Шенхена, Мертье и Фроша, а также двадцати студентов Баварской академии художеств Ф.Рубо приступает к созданию полотна.

После двух лет напряженной работы в ноябре 1904г. панорама была готова и перевезена в Крым. Из Петербурга в Севастополь прибывали высочайшие комиссии – одна, другая, третья… И все они приходят к выводу, что в содержании полотна имеются «неблагонадежные моменты». Категорически было предложено исключить портретный показ рядовых солдат и матросов, убрать фигуру П.Нахимова, а взамен показать главнокомандующего Крымской армией князя Горчакова. Но художник также категорически ответил отказом. Опасаясь народных волнений, открытие панорамы к 50-летию Севастопольской обороны решено было сделать в первозданном виде.

Здание для размещения панорамы было сооружено на Историческом бульваре по проекту военного инженера Ф.-О.И.Энберга при участии архитектора В.А.Фельдмана (лишь гораздо позже на его фасаде появятся мраморные бюсты героев обороны – В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина и других). И вот 14 мая 1905г. становится днем рождения этого уникального памятника русской воинской славе

Фрагмент Панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855гг"

Но на этом для Ф.Рубо все не закончилось. В 1909г. вновь вернулись к обвинениям автору полотна в том, что его работа не способствует «прославлению устоев самодержавия». Франц Рубо пытался доказать всю историческую правдивость изображенного, но в ответ ему ясно дали понять, что за «злонамеренное игнорирование воли царя» он может понести серьезное наказание. Подавленный художник распорядился подготовить кисти, краски и попросил своих учеников оставить его одного. Всю ночь Франц Алексеевич напряженно работал. К утру на полотне уже не было отважной фигуры Нахимова; на переднем плане, где раньше были во множестве солдаты и матросы, разрастался мощный взрыв; в ряде мест Корниловского бастиона также были записаны фигуры бесстрашных матросских сыновей и жен, подносивших ядра к батарейным пушкам. С этими горькими для художника изменениями в 1911г. панорама снова была доставлена в Севастополь. Прошли годы. И уже в 1926г. Франц Рубо получает письмо из России от своего ученика и последователя М.Грекова с приглашением советского правительства приехать в Крым для проведения реставрационных работ и воплощения в картине первоначального замысла. Увы, но художник в те дни уже тяжело болел. Однако в ответном письме выразил надежду, что задуманное им смогут с успехом осуществить его ученики.

В этом же, 1926г., М.Грековым и М.Авиловым была произведена первая реставрация уникального полотна, в ходе которой была воссоздана фигура адмирала П.С.Нахимова, более четко выписаны действия комендоров у орудий и солдат на переднем плане картины, а также некоторые другие изменения. Вот, наконец, и воплотилось в жизнь то, что было задумано художником 20 лет назад…

Нужно сказать, что осенью 1918 года представители Антанты намеревались вывезти панораму во Францию, но этому помешали рабочие Корабельной стороны – внуки и правнуки изображенных на ней севастопольских героев. А потом, 25 июня 1942г., чуть не произошло непоправимое: при артобстреле города и Исторического бульвара в здание панорамы попала бомба, отчего оно частично разрушилось и загорелось. Но пожарным удалось вынести из огня 86 фрагментов полотна (это почти 80%) и буквально через два дня отправить на эсминце «Ташкент» сначала в Новороссийск, а потом – в Кустанай (Казахстан), в глубокий тыл.

К концу войны все уцелевшие, но сильно израненные осколками фрагменты панорамы (специалисты насчитали более 6 тыс. пробоин!), были доставлены на предварительную реставрацию в Новосибирск, в филиал Государственной Третьяковской галереи, а затем – в Москву. Там реставрация проводилась в большом подвальном помещении Всесоюзной публичной библиотеки им. В.И.Ленина. В восстановлении уникального памятника русской воинской славы участвовал целый коллектив художников под руководством академика, доктора искусств В.П.Яковлева, а после его смерти академика П.П.Соколова-Скали.

Фактически была создана копия уникального полотна. Кроме того, дополнительное изучение исторических материалов дало возможность мастерам творчески подойти к воссозданию композиции. Так появились новые эпизоды: приезд хирурга Н.Пирогова на перевязочный пункт; возвращение из ночной вылазки легендарного разведчика Петра Кошки и его друга Федора Заики; матрос Т.Александрович заливает водой готовую разорваться бомбу и некоторые другие.

Русские солдаты на Севастопольской Панораме

«Вглядитесь в лица, осанку и движение этих людей: в каждой морщинке этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского – простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется нам, что опасность, злоба и страдание войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувств».

Вновь панорама «Оборона Севастополя 1854-1855гг.» была открыта 16 октября 1954г. Это фактически был второй день ее рождения. А перед 100-летним ее юбилеем (в 2005г.) панорама была снова отреставрирована: и живописное полотно, и предметный план перед ним — все ее 1610 кв.м. Несмотря на свой солидный возраст, она по праву считается одной из лучших из 42-х панорам мира и одной из самых посещаемых. Подсчитано, что только с 1954г. в ней побывало более 36млн. человек!

Непременно побывайте и вы в ней, чтобы, словно в «машине времени», вдруг перенестись в один из дней русской славной истории, героические события которого происходили здесь, на этом самом месте, 150 лет назад.

ИСТОЧНИК: http://www.perekop.info/anorama-defense-of-sevastopol/

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Русский художник, мастер панорамной живописи. Родился в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе (1865–1877), а в 1878–1883 – в мюнхенской Академии художеств.

Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.

По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885–1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896; сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). В 1902–1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании (сильно пострадавшая при обороне города в 1941–1942, отреставрирована и открыта вновь в 1954). Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И.Г.Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве; после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Среди характерных батальных полотен Рубо – Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913; обе – в Артиллерийском историческом музее, Петербург).

С 1903 – профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М.Б.Греков). В 1912 окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении.

ИСТОЧНИК: https://www.peoples.ru/art/painter/finz_rubo/

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх