ПРЕСТУПНО ЗАБЫТАЯ ДАТА. Послесловие к почти незамеченному юбилею Павла Третьякова

Опубликовано 29.01.2023
ПРЕСТУПНО ЗАБЫТАЯ ДАТА. Послесловие к почти незамеченному юбилею Павла Третьякова

Российское официальное медиаполе и чиновники, отвечающие за культуру и просвещение, продолжают игнорировать важные юбилеи, из которых складывается подлинный образ России.

Такая знаковая дата, как 300-летие образования Российской Империи, прошла в 2021 году совершенно незаметно, хотя не нужно объяснять: для России, как цивилизационного явления, империя, пусть и не соответствующая нынешнему ее формату, – это не просто некая государственная форма или экспериментальная конструкция вроде СССР, а органическая фаза развития, естественным образом складывающаяся из совокупности исторических предпосылок, духовных ценностей и ориентиров, природного пространства и русского менталитета.

Минувший год, ознаменованный 350-летием со дня рождения Петра Великого, официально объявили Петровским годом, но и это не изменило сути: с учетом масштаба личности и значения преобразований Пет­ра I в истории Отечества ряд проведенных научных и мемориальных мероприятий растворяется на фоне других событий. Истинно Петровский год должен был проходить под знаменем Петра Алексеевича от начала и до конца – с общенациональным чествованием, ярко освещенными программными мероприятиями и народными торжествами в день рождения императора. Вопреки всем текущим вызовам и испытаниям, ради будущего России, заново наполняя ее непоколебимым духом Петра, провести торжества в его честь было бы более чем уместно.

После этого не удивляет, насколько незаметно прошло 190-летие Павла Михайловича Третьякова. Знаменитый меценат и основатель самой известной картинной галереи Москвы, а, может, и России, родился 15 (27) декабря 1832 года либо 14 (26) декабря согласно метрической книге и большую часть жизни собирал картины. Будучи весьма обеспеченным человеком, он мог позволить себе не только приобретать работы начинающих художников и состоявшихся мастеров, но и делать заказы именитым авторам. Теперь уже, вне зависимости от статуса живописца на момент заказа или приобретения работы, все эти имена – классика и достояние России. Важно подчеркнуть, что при своей любви к живописи Павел Третьяков коллекционировал ее не столько для личного удовлетворения, а осознанно создавал фонд «общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». Главным предметом интереса коллекционера являлись именно работы соотечественников, преимущественно современников, хотя при возможности он скупал и старинные картины в Российской Империи и в зарубежных поездках. То есть он намеренно формировал собрание русской живописи, которое сможет впоследствии отразить путь ее развития и основные направления. На собственные средства он выстроил здание доступной для всеобщего посещения галереи, а после смерти брата, согласно его завещанию, передал его и свою коллекции в дар городу. Благодаря его стараниям Москва получила самое богатое собрание произведений признанных и начинавших художников: М.П. и М.К. Клодты, С.Ф. Щедрин, К.Д. Флавицкий, В.Г. Перов, А.И. Куинджи, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.В. Верещагин, А.К. Саврасов, И.А. Левитан, В.И. Суриков, В.А. Серов и многих других. В его коллекцию входили не только живописные работы, но и уникальные собрания этюдов и графики, как, например, художника А.А. Иванова. Причем П.М. Третьяков не просто скупал картины, он живо интересовался искусством и следил за развитием русской школы. Поэтому, в частности, по совету регулярно выезжавшего в Европу брата, не приобретал работы, написанные под сильным немецким влиянием. Кроме того, он заказывал портреты выдающихся представителей литературы и науки, значительно пополнив российский культурный фонд ныне уже ставшими хрестоматийными образами наших классиков. Бесспорно, его вклад в культуру и просвещение России трудно переоценить.

Помимо этого, братья Третьяковы, заслуженно увековечившие свою фамилию в названии музея, ныне известного как Государственная Третьяковская галерея, показали современникам и потомкам, что особенно важно, пример того, как личное материальное обогащение достойных высококультурных людей может нести благо широким слоям народонаселения и стране в целом. Для современных представителей финансовых элит, даже тех из них, кто искренне или для поддержания репутации стремится к меценатству, Третьяковы задали слишком высокую планку. Выходцы из обеспеченной московской купеческой семьи, унаследовав отцовское дело, они проявили себя успешными предпринимателями, многократно увеличив начальный капитал.

Имея лавки и фабрики, они основали новую фирму, открыли новый магазин в Москве, затем прядильную и ткацкую мануфактуры в Костроме, строили доходные дома, ставшие памятниками архитектуры этих городов. С детства Павел и Сергей были дружны, а различия их характеров дополняли друг друга во всех делах.

Немногословный и во всем сдержанный Павел Михайлович умел считать деньги и взял на себя финансовые вопросы в семейном деле, а младший – Сергей Михайлович (родился 19/31 января 1834 г.), не чуждый публичных жестов и любви к красивой жизни, занимался торговыми операциями за рубежом. Дела шли превосходно, а искренняя увлеченность братьев изящным искусством способствовала формированию собраний будущей галереи. Сергей Михайлович начал самостоятельно собирать картины для удовольствия и, не желая невольной соревновательности со страшим братом, сконцентрировался на приобретении западноевропейских, преимущественно немецких и французских академических полотен. После себя он также оставил небольшое собрание произведений русских живописцев, позволившее впоследствии говорить о нем как о крайне щепетильном коллекционере с блестящим вкусом и чутьем. С.М. Третьяков умер раньше брата, и именно он первым указал в завещании передать накопленное богатство в дар городу, а картинами велел распорядиться брату, отобрав, по своему усмотрению, подходящие для галереи. Тогда Павел Михайлович объединил две коллекции и сделал их общественным достоянием. Не дожив до преклонных лет, Третьяковы оставили Москве богатейшее собрание русской живописи в общедоступной галерее.

Сергей Михайлович оставил след и в общественной жизни города: был гласным Московской Городской думы и избирался городским головой, старшиной московского купечества, входил в Славянский благотворительный комитет и в состав директоров Русского музыкального общества, курировал увеличение затрат на образование и сборы для Русской Армии во время войны с Турцией. Павел Михайлович строил больницы, курировал училища и медучреждения, спонсировал научные экспедиции. Биография, полная достоинства.

Пропущенный в конце года юбилей нельзя назвать просто досадным упущением. Павел Третьяков – одно из важнейших имен России, формирующих ее культурный и духовный облик, передающий современникам и грядущим поколениям основные ее смыслы и культурные коды. Многогранная конструкция духовного и культурного облика страны складывается последовательно на разных уровнях – от благословенных правителей – помазанников Божиих и несущих их волю полководцев до облекающих сакральную суть в вербальную форму поэтов, писателей, мыслителей, совершающих во имя будущих поколений открытия ученых, до творцов и жертвователей, не жалеющих свои блага для своего народа, до рядовых героев, отдающих за народ и страну свою жизнь.

Недаром выше упоминались император Петр Великий и генералиссимус А.В. Суворов. Вместе с Ф.М. Достоевским, Д.И. Менделеевым, В.И. Далем и другими яркими российскими личностями они являются составными частями единого полотна подлинной России. Эти имена у всех на слуху, известны с детства и зачастую воспринимаются без должного интереса и внимания, как те же А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, к тому же смешиваясь в топонимике и истории с бесконечными кировыми и калиниными, товарищами Артемами и крупскими, и почти что меркнут в этом смешении смыслов и конфликтующих идей. Именно поэтому имена подлинных созидателей и носителей Вечной России, сияющей даже сквозь пелену испытаний в смутные времена, необходимо поднимать как можно выше. Истории этих людей необходимо рассказывать, чтобы прозябающие в нигилизме и скептицизме потомки могли осознать их величие и научились гордиться тем настоящим, которое этого заслуживает. Поэтому такие юбилеи необходимо отмечать, а такие фигуры должны быть объединяющими факторами для нации.

Филипп ЛЕБЕДЬ


Источник: http://www.rv.ru/content.php3?id=14500
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Олег Кашицин
г. Антрацит, ЛНР
Владимир Хомяков
г. Сасово, Рязанская обл.
Наверх