НА ЗАСТАВКЕ: Станислав Ростворовский. Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным. 1884
У нас из школьной программы, что в делах государственного устройства Иван Грозный как-то непонятно чудил. И называется престраннейшее венчание царем Симеона Бекбулатовича при живом-то царе, а второе - опричнина. Ах, какой сумасшедший изверг. Кто же так делает! Но дело в том, что обе реформы были внедрением в русский строй политического и административно-территориального устройства Римской империи. Под "опричниной" понимается разделение страны на области, находящиеся под управлением земства (читай - боярской думы) "земщина", и области под прямым царским управлением (опричнина). Причем первые - это мирные территории, вторые же - территории в силу внешней или внутренней угрозы, требующие военной администрации или как вариант, население которых представляет собой войско, посаженое в мирное время в боеготовности на землю. Это административное деление Римской империи времен Августа и после. Существуют провинции, управляемые Сенатом - территории мирные, с минимумом войска (заодно, чтобы сенат не мог выставить свое войско в пику императору), а есть императорские провинции - это недавно покоренные окраины и бунтующие земли. Например, Палестина (вернее - провинция "Сирия") времен Христа - это императорская провинция. И Пилат - это глава военной администрации. Равно и прочие известные нам персонажи. Впоследствии в Византии это становится фемным устройством времен Юстиниана. Территории управляемые "дукой" (герцегом). Одна из таких византийских фем сохраняла свое устройство аж до Наполеона - это Венеция (дож - это "дука"). Она и сейчас на латинян как-то кисло посматривает. Для царя Ивана это естественный ход. Он позиционирует себя как римский император. В принципе, мы найдем в нем черты Юстиниана Великого.
Трансляция власти императора в Византии в ординарном порядке происходила не по наследству, а за счет того, что императоров было со времен Аркадия и Гонория - два. Если возьмете старые дореволюционные минеи, где тропари двунадесятых праздников содержат славословия императору, то с удивлением обнаружите "двойственное число" в церковнославянском - калька с греческого, рудимент. Но имеется в виду, что императоров в Византии два. Император и соправитель. Причем соправитель по смерти первого императора выходил из тени, назначал себе соправителя. Другое дело, что соправителями становились, как правило, родственники (дети, племянники). Ну, вот Симеон Бекбулатович становится таким номинальным "соправителем". Это устройство и после встречается. Например, правление Петра и Иоанна. Причем, заявленное Петром право самому назначать себе наследника, это, видимо, растет из института "соправителей". Для Руси это византийское самоощущение - тренд. Иван Грозный ведет свою родословную от императора Августа. Сын Ивана - Феодор пытается поселить на Руси константинопольского патриарха, тем самым перенеся достоинство Рима в Россию. Причем затея не удалась лишь потому, что патриарх не понял символических и космологических причин, по которым ему предлагают поселиться не столько в Москве, сколько во Владимире. Реальная столица Московского государства (иже Новый Рим) - не Москва, а именно Владимир - там "великое княжение". Москва - так, резиденция, "Бочаров ручей". А стол - там, там великий киевский князь и киевский митрополит должны жить. Там их "кафедра". Но патриарх опасался не иметь политического влияния на дворцовые интриги. (Ну, в итоге русские ограничились не константинопольским патриархом, а своим собственным, сделав Москву, наконец-то самостоятельной кафедрой с патриаршим достоинством). Такое загруженное на десятилетия и в века перемещение имперского царьградо-киевского русского "дискурса" из Константинополя в Москву с одной стороны и из Киева тоже в Москву - можно наблюдать и по императорским "клейнодам". Икона Богородицы переходит из Царьграда, города Богородицы, в Киев - в город Богородицы. Затем из города Богородицы Киева Вышгородская икона уходит в город Богородицы - Владимир. А когда после Икона уходит в Москву для современников события совершенно очевидно, что сама Богородица промыслительным образом (нашествие Тамерлана), то есть, без воли и принудительной фальсификации самих земных участников происходящего указывает на Москву, как на наследника Константинополя. Для нынешнего человека вообще загадка, что такого в Сретении Богородицы Владимирской, но для человека средневекового "римского" сознания событие означает далеко не только чудесное избавление Москвы от нашествия. Безусловно, мы празднуем чудо спасения от нашествия и неминуемой гибели, совершенное Богородицей граду Москве, но у события есть второй слой, который наделяет событие значением, которое становится как бы "государственным праздником" вселенского значения - обретение Римом новых стен. Это при том, что Рим Второй еще стоит. Ему еще полвека до падения.