Протоиерей Георгий Митрофанов: Молодежь идет в священники ради денег...

Опубликовано 20.07.2016
Протоиерей Георгий Митрофанов: Молодежь идет в священники ради денег...

О причинах пороков


"Образ «зловещего» православия лишь отчасти отражает действительность. Общество, существующее вне церкви, видит церковь в образе административно-бюрократической структуры, создаваемой при участии людей плоть от плоти нашего же общества, которые надевают на себя рясы и становятся представителями так называемого «ЗАО «РПЦ МП». Я очень хорошо знаю, как часто жизнь «РПЦ МП» далека от подлинной Церкви Христовой. И как мало там людей, которые воспринимали бы себя как христовых служителей.

И это нормально, потому что наша страна на протяжении многих веков, как говорил классик, «была крещена, но не была просвещена». Чему же удивляться? После начала ХХ века православная церковь, насчитывавшая формально более ста миллионов членов и самое образованное духовенство, рухнула как структура. Она была практически полностью уничтожена в 40-х годах и, продолжая находиться под прессом коммунистического государства до конца 80-х годов, достаточно ущербно возродилась, вбирая в себя представителей советского же общества.

И сейчас церковь вберет в себя представителей этого общества. Ведь наши священники как личности являются носителями характерных нравственных (и безнравственных) черт не только государства и бизнеса, но и нашего социума. Я считаю, что общество как таковое не очень-то сложилось. Потому что до сих пор любой советский и постсоветский человек стремится найти свое место во внешней формальной административной структуре, как бы она ни называлась, которая гарантирует ему возможность не брать на себя ответственность, иметь какой-то стабильный доход и подниматься по карьерной лестнице, рассчитывая не столько на себя, сколько на начальство".

Об истинных христианах


"Существует очень четкий критерий, кого можно считать христианином. Это не люди, которые позиционируют себя как православные. И даже не люди, которые крещены в церкви. А те, кто причащаются. Хотя бы раз в год. Причащаются у нас не более 3 % населения. Это и есть люди, которые в полной мере хотя бы формально пытаются стать христианами. Может ли структура, которая, по существу, представляет собой три процента населения, представлять тотальную угрозу обществу? Я считаю, что последние 25 лет церковь при той свободе, которой раньше она обладала только во времена монгольского завоевания, могла бы укрепить свои позиции и создать элементы гражданского общества. Но этого не сложилось.

Однако выявилась опасная тенденция: значительная часть нашего клира и епископата состоит из людей, ментальность которых остается прежней. И то, что они обрастают бородами и неудобной архаичной одежной, ни о чем не говорит – это люди, которые Христа не ищут, а в полной мере удовлетворены собой. Единственное, чего им хочется — быть успешным в своей карьере и при этом не быть обремененными личной ответственностью. Главной опасностью для христианской веры ХХI века является подмена религиозной веры идеологией. Мы сейчас это наблюдаем. И это действительно большая опасность".

Об имуществе


"Что касается попытки церкви простирать свои руки на недвижимость. Надо сказать, что клир состоит из людей советской и постсоветской ментальности и понятно, что недвижимость для них – основная ценность. Потому что людей тогда учили, что самое главное в жизни – это материальные богатства. Вот они и ищут их повсюду — и в церкви, и в жизни.

Что касается Исаакиевского собора. Это конфликт иного рода. В целом сложно говорить, кому принадлежал Исаакий. Хотя собор был в ведомстве государства, тогда государство и церковь были неразделимыми. Речь идет о конфликте двух корпораций. Основной мотив музейного сообщества – это возможность кормиться. Клерикальное сообщество тоже хочет кормиться. Вот и конфликт. По мне, главная проблема Исаакиевского собора – не то, на чьем балансе он находится. А в том, что, несмотря на то, что там постоянно идут службы, в соборе не сложилось приходской общины".


О христианской церкви


"Христианство — это церковь меньшинства. За Иисусом Христом ходили толпы и просили у него здоровья и благополучия. А когда он страдал на кресте, с ним остались единицы. И после Его вознесения христианство было ничтожной горсткой людей. В средние века, когда благополучие человечества зависело от влияния потусторонних сил, люди просили бога защитить «от язвы, убийства, труса, потопа, огня, меча и междоусобной брани». Это было главной проблемой. Прошло время, развилась медицина, социальные службы, человек научился преодолевать стихийные бедствия собственными силами. И зачем теперь просить о чем-то бога? Теперь в церкви остались те немногие, которым бог нужен бескорыстно. У которых осталась нравственная потребность измениться.

А когда я слышу о том, что у нас православные чиновники, врачи, парикмахеры, меня охватывает ужас, потому что из этого следует, что они плохие профессионалы. Профи — он и так профи без этой приставки. Вообще, омассовление христианской веры способствует ее деградации. Одно только утешает: что большинство этих людей не являются христианами, а являются православными безбожниками, которые периодически приходят в храм. Но я уверен, что когда наша медицина и уровень социальной жизни станут выше, людей в храмах останется еще меньше. Когда появятся общества анонимных алкоголиков, мы избавимся от православных трезвенников, которые приносят в церковь атмосферу нетерпимости и злобы. Когда у нас будут развиваться психотерапевтические структуры, значительно уменьшится количество исповедующихся, и священник получит возможность общаться с людьми, которым действительно нужно слово священника, а не психологическая консультация".

О молодых священниках


"Есть проблема, которая меня просто потрясает последние годы. Приходят молодые люди, у которых чисто утилитарный подход к священническому служению. Как же можно в 18-19 лет рассматривать священническое служение как работу? Резко понизился общий культурный уровень. Эти молодые люди настолько неразвиты, что у них даже нет понимания того, что церковь занимается не материальными ценностями, а духовными. Они все рассматривают по привычной им аналогии— продажа услуг. В их представлении храм — это место, где можно легко оказать услугу и попросить за нее большие деньги.

При этом меру качества этой услуги очень сложно изменить. Это же не консультация врача и не выписка лекарств. А если помогло, то приходи ко мне и сделай пожертвование. А не помогло — значит, мало молишься, приходи еще раз. Это происходит от недоразвитости общей культуры. Это не только церковная проблема. И мы будем жить с этим долгие годы, потому что эти священники никуда не денутся. Система настраивает их на другой лад: храм должен приносить доход, которым можно будет поделиться с начальством. К сожалению, церковь проходит этап, через который проходила не раз — она ничем не отличается от мира, который должна преобразить".


Диана Колобаева...

Источник: http://riafan.ru/420728-protoierey-georgiy-mitrofanov-molodezh-idet-v-svyashhenniki-radi-deneg
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Иван Жук
Москва
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Николай Зиновьев
станица Кореновская, Краснодарский край
Наверх