Богатые нищие, или как в России относятся к русским художникам

Опубликовано 27.01.2019
Богатые нищие, или как в России относятся к русским художникам

Россия столь богата талантами, что с лёгкостью позволяет себе культурную нищету. Непостижимым образом у нас почему-то повелось именно русских гениальных поэтов, писателей, художников, композиторов замечать только после их смерти, или не замечать вовсе. Но хуже всего то, что на пьедестал всенародного признания сегодня возводятся малоталантливые и заурядные так называемые «деятели искусства». Такое бездарное жонглирование одарёнными личностями и не позволяет нам осознать себя великой нацией с великой историей и культурой. Ведь гениев Господь даёт народу в качестве аванса, который нужно отрабатывать всем миром, чтобы получить от Бога право на историческое бытиё. Как жаль, что мы часто забываем об этом.

Я хочу познакомить читателей с одним уникальным, но незаслуженно задвинутым на задворки национальной культуры художником. Это – Вячеслав Александрович Леньков. Его мастерская на Каширском шоссе в здании библиотеки им. Льва Толстого представляет из себя необорудованное хранилище феноменальных по своей художественной ценности картин, место которым в лучших музеях страны, а не на пыльных стеллажах и полках.

Я побывал в этой обители подлинной красоты. Несколько часов к ряду художник показывал мне свои произведения. Сказать, что Вячеслав Леньков очень талантливый живописец, значит, ничего не сказать о нём. Его работы нужно видеть. Поражает уже сам диапазон творческих способностей мастера. Такое впечатление, что ему подвластны все жанры: от плаката до пейзажа, от портрета до многофигурных композиций, от медальерного искусства до скульптуры. Кроме этого Вячеслав Леньков прекрасный архитектор, а так же в совершенстве владеет прикладным искусством: керамика, чеканка, ювелирные изделия.

Что ещё можно сказать о художнике? Несмотря на свои 75 лет и на высочайший уровень достигнутого мастерства, он продолжает учиться у великих живописцев прошлого, по примеру Карла Брюллова, сказавшего: «Кто ничего ни у кого не взял в искусстве, тот ничего нового не даст». Не стесняясь, Вячеслав Леньков рассказывал о себе: «Когда писал пейзажи нашей Родины, особенно картину «Лунная ночь», ходил в Третьяковку, смотрел Куинджи, думал, как бы он сделал. А во время работы над полотном «Золото осени. Оля» часами простаивал перед картиной Серова «Девочка, освещённая солнцем». Сравнивал. Но делал по-своему». И, честно говоря, на мой неискушённый взгляд «Оля» у Ленькова получилась лучше, чем «Девочка» у Серова. Такая способность к обучению, даже в зрелом возрасте, не есть ли признак подлинного таланта, который никогда не останавливается в своём совершенствовании и стремлении к лучшим результатам?

Пейзажи Ленькова отличаются особенной глубиной и живостью красок, и по уровню исполнения сравнимы с картинами Левитана, Поленова, Куинджи, Айвазовского. Его портреты передают тончайшие движения человеческой души, наверное, неведомые даже тем, кого запечатлела кисть мастера. Но более всего меня захватили многофигурные полотна. Даже трудно определить, к какому жанру они относятся. На них зачастую изображены известные исторические личности, но это не историческая живопись в её привычном понимании. Художник переносит на холст не события прошлого, а передаёт дух эпохи, её мистическое содержание, т. е. то самое главное, чем эта эпоха обозначилась в жизни народа. Такие картины Вячеслава Ленькова можно сравнить с работами Ильи Глазунова, но у последнего нет того прорыва в духовную сущность происходящего – в них слишком много второстепенного, незначительного именно с мистической точки зрения.

Чего, например, стоит многоплановое полотно Вячеслава Ленькова с многозначительным названием «Оргия. 18-й год»? В центре его изображены основные деятели ленинского правительства вкупе с самим «вождём мирового пролетариата». Они вожделенно рассматривают отрезанные головы Царя Николая II, царицы Александры и Наследника Алексея. А вокруг зловещих фигур инициаторов убийства Царской Семьи – вся история России за последние сто лет в жутких образах и символах.

Или, вот, картина «Бесы». На ней по Кремлёвскому холму шествуют враги России, начиная с Наполеона, Гитлера, Хрущёва, завершая руководителем расстрела Николая II – Юровским и статуей «Свобода» в Нью-Йорке. А на полотне «Сатирикон Бориса» Ельцин вручает награды тем, кто расстреливал Белый Дом. Фоном же изображён Гитлер, награждающий гитлерюгенд. Аналогии понятны, хотя кто-то может сказать, что в действительности такого не было. Но художник передаёт не исторический ход видимых событий, а то, что реально происходит на невидимых уровнях преисподней – в обиталище бесов.

Так же потрясают своей духовной правдивостью пять картин, объединённых единой темой: «Распятая Россия» (здесь образом Христа, распятого на обгоревшем кресте и пронзённого копьём-долларом, обозначено нынешнее состояние России, которую поражает мировой капитал), «И воскреснет Святая Россия», «Награждение палачей», «Возмездие», «Молитва о России». Названия говорят сами за себя, чтобы понять, что хотел сказать нам автор. И ещё – цвета полотен. Они играют важнейшую роль. Краски огненно-чёрные, как будто дьявольское пламя вырывается из адских глубин и озаряет крестный путь России, начиная с 1917 года и до наших дней.

И всё же Леньков эту страшную эпопею в цветах и образах, раскрывающую перед зрителем скрытую правду о нашем недавнем прошлом, завершает солнечным, жизнеутверждающим произведением «Ева в раю». Ева изображена спиной к нам, виден лишь профиль её лица. Она как бы выходит из тяжёлого земного мира и входит в мир Небесный, где покой и гармония почиет на всём. Ева символизирует собой Россию, возвращающуюся в потерянный Эдем. Она прекрасна и целомудренно чиста в своей наготе, ибо уже не нуждается в земных одеждах, облачённая в благодать Божию. Правое её предплечье от кисти до локтя обвивает Змий, но он свисает безвольно, и уже не опасен, потому что побеждён. С левой стороны на ветвях райского древа изображён тот же Змий, но в момент соблазнения Евы. Правда теперь из пасти его как бы вырывается золотой венок. Здесь – начало и конец всего вселенского действа. Этот образ говорит о том, что Господь попустил Еве-России пасть, но, в результате этого падения, пройдя через все испытания и сохранив верность Богу, она не только возвратится в рай, но и обретёт нетленный венец наивысшей святости.

О картинах Вячеслава Ленькова можно говорить до бесконечности. Но повторюсь: их лучше увидеть. А в завершение хочу сказать только одно: он, русский художник, достигший высот самобытного мастерства, член Союза художников СССР и Союза художников России, постыдно и даже подло забыт своим народом. Его картины вместе с лучшими произведениями мировой живописи должны украшать собой залы Третьяковки и Эрмитажа, а не пылиться на стеллажах в тесной мастерской. А мы в этих залах восторгаемся уродливыми поделками современных европейских ваятелей псевдоискусства, и не замечаем подлинной красоты и глубинного смысла картин талантливых русских художников. Как бы не пришлось всему народу отвечать перед Богом за полученные от Него, но не оценённые по достоинству и отвергнутые дары.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх