Искусство или "навалил от души"? Почему скульптура на Болотной вызвала споры

Опубликовано 23.08.2021
Искусство или "навалил от души"? Почему скульптура на Болотной вызвала споры

На Болотной набережной Москвы установили скульптуру "Большая глина № 4". Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его "привлекательности". Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение.

Искусство на Болотной набережной

Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города.

В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления.

Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы – знак незавершенности, преображения и становления.

фонд современного искусства V-A-C

Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами.

Фото: Агентство "Москва"/Сергей Киселев

Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект.

Это кошмар. Но это как бы современное искусство.

Максим Галкин, телеведущий

К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. "Мать моя! Навалил от души!" – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. "Без смысла, но, слава богу, без запаха", – подхватила подписчица Светлана.

Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. "На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит", – отмечает пользовательница Мария.

"Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде", – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор.

Следует отметить, что "Большая глина № 4" ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории.

Фото: Агентство "Москва"/Сергей Киселев

Новое всегда критикуют

Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова "Стабильная композиция", выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы.

По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие "воспитаны на традиционной структуре".

"Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире", – пояснил Миндлин в интервью Москве 24.

Это было всегда. Все новое, что предлагается широкому, неподготовленному зрителю, вызывает отторжение, совершенно невообразимые сравнения и неадекватные реакции.

Михаил Миндлин, искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева

Искусствовед отметил, что в России "наблюдается некая деградация общественного вкуса". Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. "Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука", – подчеркнул Миндлин.

Фото: Агентство "Москва"/Сергей Киселев

Развитие визуальной культуры

Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. "Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина", – отметил он в диалоге с Москвой 24.

Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий.

Это большое счастье, что в Москву привезена огромная вещь художника такого уровня. Урс Фишер – это мировая звезда, с ним почитают за счастье работать все крупнейшие музеи мира.

Сергей Попов, галерист, член Ассоциации искусствоведов

По мнению Попова, "Большая глина № 4" напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. "Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу", – добавил эксперт.

Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы "показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась". И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист.

По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.

Москвичам рассказали, надолго ли в центре города задержится новый арт-объект

Источник: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/17082021/158492
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх