Я неспроста решил сегодня привести как пример оперу «Иоланта». Конечно, внутренние дела «нашего» театра – это внутренние дела нашего театра. Но!
«Обновлённая» постановка этого спектакля позволяет на её примере выявить и охарактеризовать общие тенденции «современного» искусства — и не только театрального!
Опера «Иоланта» замечательного русского композитора П. И. Чайковского на сцене Ташкентского ГАБТ-а им. А. Навои шла достаточно долго. Однако когда в 2009-2016 гг. в здании театра делали капитальный ремонт, и труппа базировалась и давала спектакли в концертном зале «Туркистон», её с репертуара сняли. Поскольку реально обветшали и выглядели непрезентабельно, и декорации, и костюмы.
НА ЗАСТАВКЕ: Сцена из оперы «Иоланта» Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои (Узбекистан)
В связи с этим у режиссёра театра, народного артиста Узбекистана и Азербайджана Сафарова Ф. С., возникла идея восстановить её, но в новой редакции.
На заседании художественного совета ГАБТ-а эту идею поддержали. И выделили деньги: и на новые декорации, и на новые костюмы. И что же получилось в результате?
Приведу цитату из статьи «История со счастливым концом» Г. Багдасаровой, опубликованной в газете «Вечерний Ташкент» от 20 апреля 2019 г.:
«Режиссёр-постановщик (…) рискнул, может быть, впервые, довести сценографию спектакля до аскетизма. Готические строения замка заменяют геометрические лёгкие конструкции зелёного цвета. Костюмы женщин более-менее соответствуют времени действия: XV веку. (Хоть и – куда примитивней тех, что были до этого! – Прим. моё.) Безликая декорация никак не указывает на то, что место действия — это горы Южной Франции. Художник по костюмам Лобар Палванова представила Водемона графа Бургундского, рыцаря (…) и его друга Роберта, герцога (…) одетыми в современные спортивные костюмы. В связи с этим внешним видом и соответствующей фамильярной пластикой их дуэт в начале второго действия напоминает встречу двух закадычных приятелей на базаре.»