НА ЗАСТАВКЕ: кадр из художественного фильма "Семнадцать мгновений весны"
Очевидно, что привлекательность фашизма не в содержании, а в форме: весь его внешний антураж, вся его красивая и соблазнительная, кабареточно-карнавальная, праздничная обертка с легкостью превращается в сексуальный фетиш, разжигающий похоть миллионов, пробуждающий и высвобождающий самые темные инстинкты толпы.
Красовская1
Подверженность пропаганде – отличительная черта современного общества. Люди не верят в то, что видят, не верят собственному опыту. Они не верят своим глазам и ушам, но верят воображению. Люди верят не фактам и не выдуманным фактам, а последовательно изложенной иллюзии.
Хана Арендт
Зададимся вопросом. Почему, несмотря на глобальные потрясения начала и середины ХХ века, тоталитарные культы остаются столь популярными и сегодня, когда прекрасно известны все их страшные последствия? Почему так много сторонников имеют тоталитарные секты самых разных проявлений. В чем корень этого, казалось бы, не логичного, широкого преклонения перед давно истлевшими кумирами?
На наш взгляд рост неонацизма (и других «измов») во многом связан с внешним видом – эстетикой и стилем движения, с желанием человека через внешнее копирование обрести его кажущуюся красоту и силу. К слову сказать, популярность «вечного борцуна» и профессионального неудачника Эрнесто Че Гевара (в жизни бывшим неряшливым, ни с кем не уживающимся революционером-неудачником) из той же серии, где внешнее подменяет внутреннее. Но о разрекламированном «команданте» и его фанатах как-нибудь поразмыслим в другой раз.
Всё дело в том, что национал-социализм или социал-национализм, как и многие другие тоталитарные учения предлагает легкие для восприятия и простые по форме решения сложных проблем. Однако большинству поклонников Адольфа Алоизыча Шикельгрубера нравится не только и не столько это. Чувство принадлежности к «элите», ощущение себя красивым, крутым, сильным человеком, вставшим над толпой, превосходство (в своих глазах) над обывателем – вот главные стимулы нацизма.
Что знает современный молодой человек о нацизме (или национал-социализме)? Как правило, что-то из художественных фильмов, «демотиваторов», простой агитки, музыки и цитат… Хорошо это или плохо, но стоит признать – историю сегодня знают слабо и в основном по художественным фильмам. Искать суть проблемы, докапываться до подробностей и делать выводы, тратя на это время и силы, хотят не многие. Возомнившие себя нацистами, убивают людей и зачесывают челку на бок и без глубокого знания истории…
Признаем честно – наше время характеризуется не главенством разума или веры, а главенством мнений «известных» или «авторитетных» болтунов. Слушают, как правило, тех, кто является лидером мнений в своей сфере, смотрят – на внешний вид, стиль, картинку, раскрученость. Принцип рекламного ролика с его яркостью и пробивным эффектом давно стал нормой во всех сферах общественной жизни. Конечно и сейчас есть честные исследователи, историки, журналисты, блогеры, общественники… Но, очевидно, что их аудитория значительно меньше, чем у более поверхностных и бездумных Ксюш, Няш и Лёш, дающих очень простые ответы на любые вопросы.
Причем здесь нацизм, спросите вы? Да притом, что его красивая эстетика и жуткое содержание – яркий пример тому, как можно легко манипулировать человеком, доводя его от коллективного экстаза к самоубийству. В масштабах целой страны а то и половины континента. И эта красивая обёртка зла по-прежнему дает свои печальные плоды…
И хотя на родине национал-социализма – в Германии, полностью запрещена вся нацистская символика, и любые ее публичные проявления караются тюремным заключением, в мире не становится меньше последователей Хитлера. Почему? Как видно потому, что он эстетически оформлен действительно весьма красиво. Да, в России сегодня неонацизм фактически загнан в подполье – активно выступать в качестве реальной уличной силы, как это было в середине – второй половине 1990-х, он не может, хотя метастазы порой даёт. Но в соседней Украине его уже сделали основным направлением «патриотического» движения. И во многом это вызвано его простотой и внешней привлекательностью (ну и конечно рекламной раскруткой, одобренной и спонсированной системой). Достаточно посмотреть на регулярные марши и факельные шествия, на детский лагерь запрещенного в РФ полка «Азов» и другие яркие показательные выступления, что бы это увидеть.
Что же там присутствует? Стилизованная под нацистскую символика. Громкие, простые и жесткие возгласы-кличи. Одинаковая полувоенная униформа. Внешняя яркость (вплоть до факелов на улицах) плюс показная демонстрация силы (в раскладе десять на одного, толпой). И все это на фоне социальной несправедливости, обнищания значительной части населения, популистских лозунгов и нежелания власти олигархов, что-либо реально менять и делать. На этом фоне стилистика и эстетика нацизма набирает силу. Собственно говоря, так же как это когда-то было. И работает эта картинка по обе стороны от границы, привлекая на факельный огонь мотыльков, в нем и сгорающих. Мотыльков, видящих только внешний блеск красивой формы и не замечающих, что за ним стоит…
Достаточно просто сравнить официальные выпуски германского министерства пропаганды (агитационные фильмы, снятые для населения оккупированных территорий) и современные пиар-ходы «патриотичных» популистов, чтобы увидеть в них один и тот же корень. Это постоянный поиск врагов, военный психоз и нагнетание войны, романтизация убийства, войны, жестокости, смерти. Героизация откровенно маргинальных деятелей прошлого и настоящего. Использование яркой символики и одновременно с этим простых лозунгов. И корни этого во внешней красивой картинке, созданной ещё в 1930-1940х годах ХХ века.
Внешняя эстетика нацизма – это то, что больше всего в нем привлекает. Это пилюля зла в очень красивой и яркой конфетной оболочке. Это и «белокурые бестии» (холодные блондинки, напоминающие одновременно и о скрытой сексуальной страсти и о смерти) и идеальные арийцы со стальным взглядом и спортивным телом, воплощение злой воли в очень симпатичной, эстетически выдержанной оболочке. Этакие «хозяева жизни» в костюмах от Хьюго Босс, идущие расстреливать «недочеловеков» под музыку Рихарда Вагнера… И популярны эти образы отнюдь не только среди славянских националистов, они нравятся и многим китайцам (!) и японцам. Такова притягательная сила образа.
Кстати сказать, используют эти запавшие в память многим образы не только на Украине курируемые СБУ «социал-националисты». Вспомним о марше пленных 24 августа 2014 года в Донецке, ведь конвоировали там, не профессиональных убийц и маньяков (их и в плен не брали, обычно расстреливая на месте), а жителей провинциальных городов и сёл Малороссии, пригнанных на Донбасс по повестке из военкомата и разнарядке сверху. Но сам образ идущих строем по городу плененных «нацистов» очень хорошо вписался в созданную невидимыми архитекторами картинку противостояния «бандеровцев» и «советского Донбасса»… Впрочем, мы несколько отклонились от основной темы.
Очевидно, что зло в красивой обертке – романтизированное, тонко играющее на слабостях и страстях человека возникло не на пустом месте, оно выросло на серьезной базе и воспользовалось многим – классической архитектурой, живописью, скульптурой, музыкой. Сюда можно отнести и фирму Хьюго Босс, участвовавшую в разработке2 и пошиве формы для СС, и фильмы Лени Рифеншталь, и культ силы немецкой нации, и одновременно с этим представление других народов, как недочеловеков а немцев – как «сверхлюдей» из философии Ницше. Всё это до сих пор популярно у многих любителей красивых оберток, понимающих «патриотическое» движение только таким.
Потому и немецкая порнография (часть скрытой, но очень сильно действующей на психику толпы силы) традиционно работает в том же ключе красиво поданных страстей, яркой картинки и жестокости. Всё это, признаем откровенно, по-прежнему используется в массовой культуре, искусстве и политике. Потому что позволяет легко манипулировать огромным числом зрителей. Только вот если откровенную порнографию или сцены расстрелов и прочих жестокостей, простой человек всё-таки отвергает (или смотрит тайком, потакая страстям) то эстетически выверенное зло, в котором есть намек, но нет самого действия, намного привлекательней и опасней. Не случайно, наверное, и то, что наши солдаты, как писал Николай Никулин, находили открытки с порнографией практически в каждом немецком доме, спрятанные за книжными полками…
И это «красивое» зло, внешне благообразное, противостоит совсем не идеальному, добру в телогрейке и шапке ушанке… Добру у которого сегодня попросту нет ни времени и денег на идеализацию своего образа. Добру, которое больше работает, донашивая старые штаны, чем заботится об идеальности своего внешнего вида…
Подводя итоги, заметим, что в нашем мире никуда не исчезла пропаганда, обман и ложь. Просто после разгрома нацизма она поменяла своё лицо. На лжи и красивых картинках строится вся мировая политика, только в отличии от Геббельса никто не называет это «министерством пропаганды», это называется СМИ – средства массовой информации, реклама, социальная и политическая, кино, фабрика грёз. Однако от этого пропаганда не перестаёт быть таковой, хоть её цели мало кто называет открыто (как Д. Рокфеллер в разговоре-интервью режиссеру Арарону Руссо). И образы из прошлого действуют на неокрепшие умы подражателей всё так же, как и раньше…
По материалам:
https://andreyvadjra.livejournal.com/141503.html
https://spletnik.ru/blogs/pro_kino/128736_estetika-fashizma-v-kino
http://bouriac.ru/ANS/ANS0020.htm#6
https://www.factroom.ru/istoriya/hugo-boss-i-nacisty
1 https://spletnik.ru/blogs/pro_kino/128736_estetika-fashizma-v-kino
2 Наибольший вклад в дизайнерские разработки нацистской формы сделали художник Вальтер Хёк и модельер Карл Дибич, а Хуго Босс воплотил их разработки в жизнь - https://zen.yandex.ru/media/rasskaz_na_odnu_ostanovky/obaianie-zla-5d524125bd45c002df445ce2.