Впечатления от участия в Крестном ходе Могилев – Витебск – Невель – Великие Луки – Дно – Псков

Опубликовано 03.07.2017
Впечатления от участия в Крестном ходе  Могилев – Витебск – Невель – Великие Луки – Дно – Псков

На прошлой неделе случайно узнал о Крестном ходе идущем из Могилева во Псков. Поначалу весьма удивился – нигде об этом особо не слышал, хотя живу в соседней Тверской области, и до самой Твери мне дальше, чем до того же Витебска… Белорусы – мои прямые соседи (живут в соседнем доме), да и родственники жены – в Минске, так что тема для меня близкая. Поэтому информация о том, что 27 мая в Могилеве начался Крестный ход в память столетия начала подвига всех новомучеников – с иконой Царской Семьи, весьма порадовала! Давно хотелось чего-то объединяющего всех нас – русских, украинцев, белорусов. И вот этот Царский Крестный ход. Решение пришло моментально. Еду! Созвонился с близкими людьми, с духовным наставником посоветовался, и стал готовиться к поездке. Нашел в интернете сайт Крестного хода, группу в контакте (https://vk.com/mogilev_pskov), телефон организатора – Андрея Анатольевича. Посмотрел расписание и маршрут движения, чтобы спланировать поездку во времени и пространстве. А тем временем и попутчик, товарищ из Петербурга нашелся. Благо Никита – студент, выпускник ВУЗа, и человек православный. В общем, решили с ним встретиться в Великих Луках и поехать совместно. Правда времени и у него и у меня получилось выделить немного – всего два дня на всё про все. Но лучше так чем никак…

Созвонились с организаторами, уточнили как лучше состыковаться, получилось что удобней всего нам подъехать на последнюю точку перехода перед станцией Дно – местом несомненно важным и поворотным в истории Государства Российского, да и всего мира. Здесь, в этих краях произошло так называемое отречение от престола, вернее перехват власти заговорщиками в феврале 1917. Но это история отдельная, о которой немало написано книг, не говоря уже о подробном расследовании историка П. Мультатули, расписавшего те дни по минутам. Думаю, не случайно, что именно сюда мы и отправились с Крестным ходом.

В понедельник 26 июня днем встретились с Никитой в Великих Луках, и ближе к вечеру добрались до крестоходцев в поселке Выскодь, куда они незадолго до нашего приезда, прибыли. Здесь началось наше знакомство с участниками. Расположились в местной школе, где выделили места для ночлега, отслужили молебен, поужинали, начался отдых. Удивительно, как хватает сил этим замечательным людям идти десятки километров почти каждый день, по асфальту и грунтовке (в этот раз они прошли более тридцати км – от Дедовичей)! На отдыхе и стали общаться с людьми. Оказалось всего порядка сорока человек, половина идет с самого начала, из них основной костяк – человек 15, это белорусы, отовсюду – с Витебска, Минска, Могилева. Среднего возраста, самые разные люди, разных профессий, с разными жизненными историями, но все объединенные одной верой и одним общим важным делом. Те, для кого единство с русским народом – не пустой звук, и наши общие исторические и духовные корни – это реалии жизни. Забавно, что уже спустя короткое время мы почувствовали себя, что называется, в своей тарелке, благо темы разговоров, мысли, переживания оказались общими. Мы оказались в мужской «келье» - выделенном для ночлега нам классе физики, где ночевало не мало «старожилов» – тех, кто шел с самого начала. Есть среди участников и монахи, но большинство – простые люди, миряне.

Что касается русских участников с российским гражданством, то тут география оказалась ещё шире – Тверская область, Нижегородская, Урал, Сибирь, Петербург. Были и крестоходцы из Украины – один человек из Киева (правда он, как и мы приезжал на время и уже уехал), один из Запорожья. Опять таки – все самые разные и по возрасту (от молодых до пожилых) и социальному статусу, но объединенные одним стремлением к святорусскому единству.

Перед сном поочередно общались братьями, благо ситуация располагала, пили чай, братья-белорусы отправляли домой сообщения с моего телефона пока заряжали свои. Воодушевление от предстоящего утром, не покидало. С одним из участников – Алексеем из Запорожья разговорились про святого Евгения Родионова, продолжившего подвиги мучеников-христиан прошлого, про наши времена. Алексей с портретом Жени Родионова, как оказалось знал и людей погибших 2 мая в Одессе, и ряд совсем уже недавних новомучеников – воинов, казаков, крестоходцев… Словом, нашлось много общих тем. Другой крестоходец – Олег из Могилева, рассказал о своем участии в 2007 году в крестном ходе «Под звездой Пресвятой Богородицы», один из «лучей» которого шел из Бреста. Рассказал и об истории строительства храма Святых Царственных мучеников в Могилеве, откуда в феврале 1917г. начался путь Императора Николая II закончившийся во Пскове. Радостно, как много хороших людей собрал Господь на этот Крестный ход «юбилейного» 2017 года!

Утро 27 июня, день празднования Собора Дивеевских святых, просыпаемся в 6 часов, собираемся, и после утренней молитвы и завтрака выступаем в дорогу. Утренняя прохлада, идется хорошо, молитва (поочередное красивое пение – мужчин и женщин) облегчает дорогу, поочередно несем большие носилки с иконой Царской семьи, на груди у многих свои, взятые из дома иконы, настроение радостно-приподнятое. Шаг за шагом приближаемся к цели, недалеко от самой станции со столь красноречивым названием отдыхаем. Из машины сопровождения достают «пенки», укладываемся на обочине кто куда. Общаемся с Алексеем про общих (как выяснилось) знакомых – погибшего автора сайта «Русский Луганск» Андрея Черноморского (к сожалению, для меня знакомого лишь заочно), про то, что происходит на Украине. Алексей вспоминает 14 год, время несбывшихся надежд нового славянского братского единства. Впрочем, это ещё впереди, как об этом говорил святой преподобный Лаврентий Черниговский. Оба хорошо понимаем, что без Православного Государя этому всему не быть. И мы верим – будет! Отдых заканчивается, идем дальше.

Первая цель нашего пути – строящийся храм Святых Царственных мучеников недалеко от самой станции. Там нас встречает местный священник с прихожанами храма св. Архистратига Михаила, он служит молебен с акафистом Царской семье, все кто могут – поют, потом обходим место строительства с иконами. После посещения строящегося храма (пока залит только фундамент) идем на станцию – к Поклонному Царскому кресту, установленному здесь в марте 2007 года. Радует что место отмечено фотографиями Царственных мучеников, стихами Великой Княгини Ольги, своего рода заветом Царской Семьи всем нам. Не случайно и то, что Крестный ход, по словам его организаторов – покаянный, призванный вернуть всех нас на подлинный исторический путь. Ведь именно здесь сто лет назад «легла на дно» Россия! И до сих пор наш разделенный смутами, границами и войнами народ, не пришел в свой отчий дом…

После молебна у Поклонного креста идем дальше – в храм святого Архангела Михаила. Здесь много знакомых образов, но есть и такие иконы которые я раньше нигде не видел –Архангелов, с лицами совсем ещё молодых людей. Никита подзывает меня в храме и показывает на ту самую икону Арх. Михаила с молодым лицом, говорит что именно этот образ он видел во сне много лет назад, когда погибли в автокатастрофе его родители. Удивительно и в тоже время радостно увидеть эти иконы здесь в храме архистратига Михаила, помощника и покровителя Государей Российских!

Идет молебен, прошение о мире (впрочем, как верится нам – прочный мир без победы православия невозможен), желающие подходят к иконам в храме, прикладываются. Вскоре начинается настоящий ливень, за окнами шумит дождь, а мы радуемся тому, что здесь есть все наши любимые иконы – Иверская, Казанская, Тихвинская, Старорусская, святого Георгия Победоносца, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, святой Ксении Петербургской, святой Матроны Московской и многие другие. Вскоре после молебна идем в домик-трапезную, где нас угощают вкусным сытным обедом. Мы с Никитой «случайно» садимся прямо у иконы преподобного Серафима Саровского (на камне в лесу, кормящего мишку), рядом с иконой Божьей Матери «Достойно есть» и с иконой сошествия Святаго Духа на апостолов. Словом, радуемся по настоящему, и тому, что хоть немного удалось пройти в этом Крестном ходе, и тому что Господь явно укрепляет через иконы, словно подтверждая правильность того что мы присоединились к Крестному ходу, пусть и ненадолго.

Андрей Анатольевич просит нас подвести по пути одного батюшку, тем более что нам надо возвращаться за своей машиной в поселок Выскодь, а это по пути на Дедовичи, где живет о. Дионисий. Соглашаемся, благо появляется возможность хоть немного с ним пообщаться. В машине, уже когда едем обратно, батюшка читает книгу про Г.Е. Распутина-Нового, на что Андрей замечает – «Про него много неправды написано». Никита кивает – «очень много неправды». Андрей Анатольевич улыбается и говорит – «А хотите, акафист ему подарю?». «Конечно», радуется Никита. Напоследок нам дарят акафисты Царской Семье, ещё екатеринбургского издательства, да пару книг о духовном. Расстаемся с Андреем и с крестным ходом, они размещаются на отдых, нам надо спешить обратно – мне домой, Никите – через неделю в армию… В Выскоди грузимся в нашу машину и едем восвояси.

По пути в Дедовичи общаемся с батюшкой, радует и удивляет (отвыкли уже…) отсутствие в нем высокомерия, говорит просто и без выкрутасов. Рассказывает, как один их прихожанин писал в прокуратуру заявление по поводу разбитой в хлам дороги, по которой мы едем, да воз и ныне там (дорога – как после бомбежки). Говорю о монархии, о том что без Царя нам всем конец, отвечает: «Наверное, на это нужен особый Божий промысел». Говорю, что промысел то есть (пророчества все читали), да только проблема в нас, и в нашем нерадении. Батюшка верно подмечает: «Путают благочестие с обрядоверием»… Так за разговорами приезжаем в Дедовичи, о. Дионисий приглашает нас посмотреть их храм Покрова Пресвятой Богородицы. Храм и правда впечатляет – просторно, редкое сочетание красоты в убранстве и не вычурности, множество святынь. Тут и мощи святителя Николая, и кропило праведного Иоанна Кронштадтского, и многое другое. Радует что в мощевике – частичка мощей святой преподобной Александры Дивеевской, первоначальницы! И эти сокровища мы увидели в день празднования Собора Дивеевских святых! Прикладываюсь и радуюсь такому подарку от Господа. У мощей святителя Николая нам обоим с Никитой приходит мысль – зачем надо ехать в Москву или ещё куда-то, стоять в очереди, чтобы помолиться вместе с еретиками-католиками, когда эти же самые частицы мощей святого Николая Чудотворца есть по всей России и даже в таком маленьком городке затерянном где-то в провинции? Впрочем, именно в таких местах и понимаешь, что благодать не зависит от размеров храма или города и стяжать её можно везде, где дает Господь. Выходим на улицу, о. Дионисий рассказывает историю храма, оказывается – это бывший советский кинотеатр! Служим литию на могиле архимандрита Павла (Кравец) – основателя этого храма и его многолетнего настоятеля, почившего в 2009 году (кстати, родом из Винницкой области). Воистину, ничто не случайно в этом мире. Дарим батюшке икону Божьей Матери «Русская Победа», которая обошла уже пол России, и даже побывала в Сербии, и с которой мы ходили на этом Крестном ходе. Говорит: «Никогда не видел такой иконы», рассказываем коротко о том, как она явилась в 2004 году схиигумену Серафиму в Курганской епархии (http://rustsardom.com/nashi-svyatyni/ikona-bozhej-materi-russkaya-pobeda/). Наконец прощаемся, нам надо ехать дальше, в сторону дома.

Вечереет, приезжаем в Великие Луки, на вокзал, Никита отправляется на поезд, я – домой, но так не хочется расставаться с гостеприимным Крестным ходом, с псковщиной, с родными и такими близкими белорусами и малороссами… Дай Бог нам всем обрести то самое важное единство – единство Православной Веры, Триединой Святой Руси во главе с Царем.

Р.Б. Роман Котов

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх