Женщины в российском роке (Часть первая)

Опубликовано 10.07.2017
Женщины в российском роке (Часть первая)
Самые главные женские имена, без которых история современной русской музыки оказалась бы неполной.

1




Принято считать, что рок дело сугубо мужское. В группе должен быть ярко выраженный лидер в лице вокалиста и сопровождение. Бас, гитара, ударные. Иногда допускаются клавишные. Естественно все эти места обычно заняты мужчинами. А как же прекрасный пол? А он таки есть. Я попробую собрать в нескольких постах всех женщин, когда-либо засветившихся в нашем роке. Но единственное чем я ограничусь это сроками. Конец девяностых и нулевые благополучно пропустим. Земфира, Чичерина, Тотал это не ко мне.

Теперь значится по поводу функций женского пола. Перечислять организаторов концертов или просто боевых подруг я не буду. Меня интересует именно сцена. Если девушка там пела или просто играла на гитаре в какой-либо группе, значит нам подходит. Подходят нам девушки и принимавшие деятельное участие в записи альбомов. Ведь есть коллективы практически не выступавшие, но оставившие массу записей.

Я долго колебался с кого начать и как оформить пост. Изначально в планах было вообще озвучить только малоизвестные имена, но в итоге решил, что пусть будут все кого вспомнил я и друзья. Естественно сугубо локальные группы рассматривать не буду. Так-то наверняка были свои барышни музыканты и в Норильске или Владивостоке. И да. Это не рейтинг и не топ женщин на сцене. Я не расставляю дам по значимости. Это просто перечень любопытных имён.

Начнем с Жанны Агузаровой. Ну а в самом деле-то? С кого еще начинать? Один из самых узнаваемых голосов страны. Сумасбродная биография достойная книги или художественного фильма. В Жанне есть всё. И харизма, и талант, и голос. На заглавном кадре естественно она и группа «Браво». А вот любопытный кадр с Башлачёвым. Это примерно как если бы сейчас Лёха Никонов засветился бы в одном кадре с Земфирой. Хотя еще раз подчеркну. Я здесь никого не сравниваю, не возвышаю и не провожу параллели.

2


Еще немного Жанны. Как я выше уже говорил, биография у этой дамы весьма пёстрая и запутанная. Неизвестно даже где она точно родилась. Жила и в Сибири, и на Урале, и в Ростове-на-Дону. Затем училась в Москве на маляра, но недолго. Музыка круто поменяла её жизнь. Жить она стала по поддельным документам и звалась Иванна Андерс. Пробовалась в качестве вокалистки в группу «Крематорий», но в итоге осела в «Браво». В 1984 году была арестована во время концерта и загремела в Бутырскую тюрьму. К слову любопытный факт, что она сидела там же где и Нестор Махно, и Лев Троцкий, и Осип Мандельштам, и еще куча народу. Место-то известное. По итогам посиделок отправилась в Тюменскую область на полтора года в какой-то лесхоз.

3


Дальнейшее развитие событий показывает, что терпение и труд всё перетрут. В 1986 году Жанна вернулась в столицу и возобновила музыкальную деятельность. Ну а дальше был стремительный взлёт. Участие в «Музыкальном ринге», знакомство с Аллой Пугачевой, выступление на «Рок-панораме-86», «Литуанике-86» и гастроли по всей стране. Затем логичный выпуск пластинки на «Мелодии». Карьера шла лихо в гору. Тут как раз еще и подоспел эпохальный фильм «Асса». 1987 год. Уже 30 лет прошло. А ведь еще недавно были 90-е, когда я сопливым мальчишкой смотрел это кино и поражался, как красиво поёт Жанна. Однако я отвлёкся.

В 1988 году Агузарова покидает группу «Браво» и решает заняться сольной карьерой. К слову параллельно успевает отучиться в «Музыкальном училище имени М.М. Ипполитова-Иванова». Здесь опять же занимательно, что это училище окончили в своё время Людмила Зыкина, Сергей Мазаев, Алла Пугачева, Михаил Шафутинский да и еще куча народу. Какое-то время Жанна работает в «Театре Аллы Пугачевой», записывает «Русский альбом», одно из лучших музыкальных явлений, на мой взгляд, и внезапно уезжает в США. Подробности жизни в США малоизвестны. Есть информация, что какое-то время Жанна работала певицей в ресторане и внезапно водителем.

4


К середине 90-х она все-таки вернулась в Москву. Выступала как с «Браво» так и сольно. Но былой популярности у нее, конечно же, уже не было. Вообще переезд в Америку, на мой взгляд, загубил её карьеру. Вместо логичного развития успеха с «Браво» она предпочла круто изменить свою судьбу.

В книге «Песни в пустоту» про российский андеграунд 90-х есть интересный момент, что в 90-х Жанна посетила клуб «Там-Там». Приехала она с кучей охраны, на серьезной машине, прошлась по клубу и, махнув рукой, обронила фразу: «Ой, да всё как у нас в Нью-Йорке». Жаль она там не выступала. Хотя нет. На самом деле не жаль. В «Там-Таме» играли совсем другие люди с совсем другой концепцией. Клуба того давно уже нет, как и нет многих исполнителей с той сцены.

Жанна же, слава богу, жива и по сей день. Изредка мелькает по телевизору и даёт концерты в столице. Никаких больших туров у неё сегодня нет. Впрочем, вряд ли ей вообще всё это сегодня и нужно.

5


Урал, а в частности Екатеринбург дал стране немало именитых музыкантов. В 80-х там сложилась уникальная тусовка. Наверняка вы знаете такие группы как «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи» и «Чайф». Оттуда же вышли и чуть менее именитые «Смысловые Галлюцинации», «Урфин Джюс», «Настя» и «Трек». На двух последних как раз и стоит заострить внимание.

«Трек» сегодня мало кому известен, так же как и мало кому известен такой человек как Александр Пантыкин. Между тем Пантыкин одна из важнейших фигур уральского рока. Именно он помогал в начале карьеры Бутусову с Умецким, принимал участие в сольных записях Глеба Самойлова и он же помогал Насте Полевой записывать альбом «Тацу». Однако перед сольной карьерой Настя в 80-х пела в группе «Трек» где тоже когда-то играл Пантыкин. Впрочем, Пантыкин в «Треке» играл недолго. И отметился лишь на первом альбоме. Настя же поёт на всех трёх альбомах группы, но не все песни. В «Треке» было два вокалиста.

6


В 1983 году «Трек» развалился, и Настя Полева перешла в тогда еще неустаканившийся состав «Наутилуса Помпилиуса». В 1985 году они даже играли совместные концерты в Свердловске и Челябинске. Группа тогда была еще почти никому не известна. Состав плавал, менялись участники.

7


В итоге Настя Полева решает заняться сольным творчеством. Но тут опять же любопытен момент, что большинство текстов в начале карьеры ей писал Илья Кормильцев. Помогал с материалом и Бутусов с Шахриным. Такая вот странная смесь. Первый состав музыкантов состоял из участников «Наутилуса Помпилиуса» и «Урфин Джюса». Как я понимаю, тогда считалось абсолютно нормальным играть в нескольких группах одновременно.

8


Первые концерты группа дала в 1986 году, а уже к 88 стала кататься по всему СССР. К слову в 1988 году получила приз в Киеве на фестивали «Мисс Рок». Отдельно об этом фестивале я не писал, так как информации мало. Но к нему мы еще вернемся. Так как там играли исключительно женские коллективы. Ну ладно. Почти женские. Несколько мужиков туда все-таки влезли.

Далее были гастроли в ФРГ, Нидерландах. Участие в фестивалях «Подольск 87», «Рок чистой воды». Ну и, конечно же, в 90-х съёмки в фильме «Брат». К слову первый клип группы снял всё тот же режиссёр Алексей Балабанов в далёком 1988 году.

9


Кстати как-то мы с одним знакомым обсуждали внешность наших женщин в роке. Мол, секса в наших женщинах мало. Не дал СССР нашим дамам внешности и сексуальности. Да, у нас не было Дебби Харри, Ким Городон и Нико. Но вот глядя на эту фотографию я могу точно сказать, что сексуальность имела место быть и у нас.

10


Сегодня Настя по-прежнему выступает. Конечно, гастрольный график не выглядит перегруженным, но на фестивали и сольные концерты Настю приглашают. В том числе и в зарубежье.

11


Третья исполнительница в нашем списке это Дягилева Яна Станиславовна. Более известная как просто Янка. Если Жанну Агузарову или Настю Полеву еще можно как-то обвинить в излишней попсовости, то Янка однозначный андеграунд. Тут уж без вариантов.

Одно из самых удивительных и странных явлений на нашей сцене конца 80-х. Человек, не дававший никаких интервью, без каких-либо трансляций по ЦТ и радио умудрился войти навсегда в историю рок-н-ролла. Биография Янки как исполнителя здесь не просто схожа с Егором Летовым, а является её неотделимой частью. Совместные скитания по стране, совместные концерты, да и записи тоже совместные. По сути, Егор Летов и подарил нам всё это великолепие.

Электрических альбомов у Янки всего три. Все они звучат так же как звучала «Гражданская Оборона» того времени. Оно и неудивительно. За звук там отвечал Егор. Другой их общий товарищ Дмитрий Кузьмин как-то высказался, что ежели Летова пустить в группу играть, хоть кем, хоть флейтистом, хоть маракасами трясти всё равно на выходе будет Г.О. Судя по дошедшим до нас записям Лукич не кривил душой. Грязный, рваный звук присущий Г.О. кочевал и по всем другим записям, в которых принимал участие Летов.

12


Родилась, Янка в Новосибирске, там же окончила школу. Какое-то время училась игре на фортепиано, но в итоге бросила. Поступала в институт водного транспорта, но не стала учиться и там. Здесь бы я хотел написать, что обычной карьере она предпочла карьеру музыкальную, но это будет неправда. Музыкальная карьера предполагает как раз ТВ и радио. Янке же это всё было ненужно. Вместо этого она предпочла скитания по стране с Егором Летовым, который на тот момент находился в розыске. В своих путешествиях они давали акустические концерты. Ну а к 1988 году подоспели и первые электрические выступления.

13


Несколько раз я сталкивался с мнением, что Янке был нужен совсем другой звук. Это странное мнение. В конце концов, хотела бы она другого и играла бы она тогда не с Летовым. Первые концерты были в 1988 году в Тюмени. Состав группы «Великие Октябри» - именно так Янка окрестила свою группу – был идентичным Г.О.

Далее будет такая же практика. В первом отделении Г.О, во втором Янка. Кроме немногочисленных электрических концертов были и акустики. Звучат они конечно совсем иначе. Опять же здесь любопытен момент, что выходить к народу с одной акустической гитарой любили в основном мужчины. Янка же не комплексовала по этому поводу. Брала гитару и пела. Более того считала, что в акустике играть может быть и честнее. За электричеством можно спрятать лицо, а в акустике песня видна как на ладони.

14

15


Практически в любой биографии Янки обязательно упоминаются диктаторские нравы Летова. Вот что странно. По воспоминаниям Лукича Летов был в быту, куда приспособление многих. Надо помыть посуду - легко. Почистить картошку – запросто. Янка же, как раз всего этого не любила делать. Как может быть диктатором человек, который чистит картошку для меня загадка. Другой вопрос, что в творчестве Летов был определенной величиной, и с ним приходилось считаться.

Не было у Янки и организаторских способностей. Тут снова рулил всем Летов, ну и уже позже помогал Сергей Фирсов. Если в 1987-88 годах Янка с Егором встречались и жили бок о бок, то с 1989 года их связывали лишь общие концерты. А к 90-му году Летов уже достиг такой известности, что вообще прекратил выступать. Янка же спокойно играла и каталась по стране.

16


В 1991 году Сергей Гурьев хотел, что б Янка выступила на фестивале «Индюки», но не вышло. По воспоминаниям знакомых уже тогда у Янки была тяжелая депрессия. Выступать естественно она отказывалась.

9 мая 1991 года Янка утопилась в реке. Покойся с миром.

Завершу же я текст о ней фотографией с Ником Рок-н-ролом.

17


Собственно на этой развилке зациклиться только на женщинах вокалистках или же обратить внимание на тех, кто помогал записывать альбомы я и застрял. В итоге, коль уж столько много писал выше про Летова, продолжу и им же. Да, не удивляйтесь. Именно им в женском контексте.

Следующая наша героиня это Анна Волкова, с которой Летов тоже состоял в отношениях. Знакомы они были еще с 80-х. И, в общем-то, ничего примечательного тут не было бы, если б Анна Волкова не помогала в записях альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия». Голоса, электроскрипка, электроорган, перкуссия.

Конечно, таких фотографий в 90-х я не видел. Количество лиричности тут зашкаливает. Летова в ту пору рисовали вечно в каких-то булавках, орущим, а тут на тебе. Сидит обычный мужик похожий на Леонида Андреева и мило смотрит.

18


Впрочем, есть и иные фотографии. Вот какие-то посиделки у Летова дома. Это кстати и есть интерьеры, знаменитых в узких кругах «Гроб рекордс». Летов, какой-то ребенок, Махно, Кузьма и на переднем плане Анна Волкова. Фотография называется, найди все бутылки. Это как раз времена записи «Солнцеворота». Кузьма позже вспоминал, что ехать после работы к Летову на запись было невыносимо. На коньяк он уже не мог смотреть. А Летов всё переписывал и переписывал гитарные и вокальные партии. В некоторых песнях звучит по шесть-семь голосов и гитар, наложенных друг на друга. Где-то в том плавающем шуме можно различить и скрипки и орган Волковой.

19


Одна из моих любимых фотографий. ВИА «Песняры 96».

20


Очередные посиделки. Махно чуть позже выбросится из окна, Кузьма окончательно уедет в Питер, а Анна расстанется с Летовым. Состав группы к концу 90-х сменится полностью. Сегодня Анна Волкова изредка выступает под гитару и исполняет всякий фольклор.

21

22


Ну и завершает серию «женщины Егора Летова» его последняя гражданская жена Наталья Чумакова. Познакомился он с ней на похоронах Янки, но напрочь об этом забыл. Сошлись они уже в самом конце 90-х. По старой привычке тащить женщин на сцену он вытащил туда и Наталью. Так она до конца и играла на басу. На фото Ижевск. Там Летов вместо концерта ползал по сцене. Он это называл «животный рок-н-ролл». После 90-х таких концертов уже не было. Группа уверено стала на коммерческие рельсы и зазвучала по «Нашему» радио.

23


Гастроли в Америке.

24


Казахстан.

25


Куда-то едут.

26


Ну и фото с какого-то из бесконечных концертов. Сегодня Наталья занимается переизданием альбомов Г.О., выпуском книг со стихами Летова. Так же снимает документальные фильмы. Один вот уже сняла. Естественно о Г.О. Ждём продолжения.

27


Выше я писал о сексуальности в русском роке. Вот где её было много так это в Питере. Одна из первых женских групп в СССР называется «Ситуация». Альбомных записей история нам не сохранила. Известно лишь, что играли они хард рок. И даже ездили по стране с гастролями. В том числе и в такие места как Казахстан. В компании с «Ласковым Маем», группой «Мираж» и Натальей Ветлицкой. Распались в 1988 году.

Конкретно на этом фото нас интересует дама в левом углу. Это Ирина «Мява» Гокина. О ней неизвестно, к сожалению почти ничего.

28


Репетиция «Ситуации». Мява в правом углу.

29


В 1989 году она вливается в ряды группы «Автоматические Удовлетворители». В сообществах посвященных этой панк команде я видел несколько комментариях в стиле «Эх, Мява, Мява». Ну и многозначительное многоточие в конце. Жаль, что о ней никто ничего не рассказал. Красивая девушка была. Любопытно где училась, чем жила.

30


Это она уже в составе «АУ».

31

32


На переднем плане Ник Рок-н-ролл, а сзади видна Мява. Это 1993 год. Гастроли в Киеве.

33


Фотография оттуда же.

34


Слева жена вокалиста Народного Ополчения Алекса Оголтелого. Справа Ирина Мява.

35


На очередном концерте со Свином. Единственное, что я нашел о ней в интернете, так это то, что она умерла от передозировки наркотиков летом 1994 года. Еще отрыл видео с 6-го фестиваля Ленинградского рок клуба. Смотрится занятно. В общем, покойся с миром Мява.

36


Самая лучшая фотография, что удалось найти на просторах интернета. За барабанами, кстати, ударник ДДТ. Со Свином все-таки удивительные люди играли.

37


Ну и завершает наш список на сегодня Олеся Троянская. Собственно благодаря ей и интересу BU33ER родилась идея этих заметок. Настоящее имя у этой симпатичной девушки Галина. А вот звучная фамилия реальная. Я очень отчетливо помню, как мой друг Петя поставил мне году в 1999 году запись с фестиваля «Индюки 92». От песни «Не для меня» я офигел, она и по сей день остается одной из лучших песен с женским вокалом в нашем роке. Во всяком случае, для меня. Информации тогда было мало, что Олеся умерла, я естественно не знал. Сегодня благодаря интернету немного информации нарыть можно. Начинала Галина в группе «Смещение». Это было самое начало 80-х. Фотографий того периода нет. Есть 70-е.

38

39


И сразу же 80-е. Сохранилась фотография с Кинчевым. Не исключено, что вместе торчали. Записей от «Смещения» никаких не осталось. Нет и видео с Олесей. Из героинь этих заметок Олесе повезло меньше всего. Её никто не успел запечатлеть на камеру. Хорошо хоть десяток фотографий сохранилось, да пара записей. К слову на фотографиях видно как из миловидной девушки она превращается в потасканную женщину. Слово «таска» на сленге наркоманов конца 80-х означало «кайф». И я не случайно поднимаю эту тему. Олеся вместо музыки, к сожалению, выбрала наркотики.

40


А вот и пара фотографий с того самого фестиваля «Индюки». Это последнее выступление на сцене Троянской. В 1995 году она умерла от рака. Один из самых интересных голосов страны так и остался толком не зафиксированным. Кстати не ведитесь на интернет. Какой-то балбес выложил песню «Прыгай вниз» под вывеской Олеся Троянская. Это поёт не она. Достаточно послушать запись с «Индюков» что бы понять насколько тщедушный голосок исполняет эту самую «Прыгай вниз». Мне попадались мнения, что сам текст песни принадлежит Олесе, но достоверно подтвердить этого никто не может. Так же в контакте часть песен Янки Дягилевой приписаны Троянской. Как можно спутать абсолютно два разных голоса мне непонятно. В общем покойся с миром Олеся.

41

42


Вот такой вот пост вышел. В следующем попробую рассмотреть девушек в рок музыке самого начала 90-х. Удивительно, но их весьма много. Ну и, конечно же, если у кого-то есть желание, то дополняйте список женщин в нашем роке. Группы типа «Лицей» меня не интересуют. Надеюсь это очевидно и понятно.

Источник: http://soullaway.livejournal.com/276906.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=10_07_weekly&media
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх