(размышления после посещения Московской книжной ярмарки 2020 года)
Прошло уже довольно много времени после закрытия Московской книжной ярмарки 2020, которая в начале сентября состоялась на этот раз в Манеже (можно сказать, в самом сердце нашей Родины). А меня до сих пор не покидают тяжелые предчувствия, возникшие после ее посещения. Хочу поделиться своими мыслями с читателями. Я не сторонник жесткой цензуры. Но, проходя вдоль палаток Московской книжной ярмарки 2020, я в очередной раз пожалел, что цензуры у нас нет. Как всегда, меня поразила неразборчивая всеядность книжного рынка. И на прежних Ярмарках, и на нынешней первым делом в глаза мне бросалось вопиющее сваливание в одну кучу всевозможных тем и направлений. И опять я вспоминал кем-то сказанную мудрую мысль: если хочешь, чтобы ребенок вырос дебилом, лиши его доступа к любой информации, или завали его таким обилием информации, чтобы он не смог ее переварить. Одно равноценно другому по конечному результату. А народ – он как ребенок, и реакция у него на информационный голод или информационное обжорство такая же.
Но это было первое впечатление. Что-то неуловимо новое, чего я не ощущал на предыдущих книжных ярмарках, не давало мне покоя. И только повнимательнее вглядевшись в развалы полиграфической продукции, я понял, в чем дело. Новинок популяризаторской литературы стало намного меньше, зато заметно увеличилась доля современной художественной литературы. А ведь именно художественная литература оказывает первостепенное влияние на формирование общественного сознания. С этим может не согласиться только дилетант. А любой профессиональный культуролог знает, что из словесной культуры рождаются самые массовые виды искусства: из поэзии – песенная, из прозы – кинематографическая во всех своих проявлениях. Эти-то виды искусства как раз и выстраивают духовный, нравственный и эмоциональный фон, в котором осуществляется жизнедеятельность всего народа.
Итак, книжные развалы ММКЯ 2020 открыли мне новую тенденцию, ранее мною не выявляемую: на полиграфическом фронте начинается массированная атака современной литературы на… Кого? Или против чего? Давайте разбираться. Записав имена неизвестных мне авторов и запомнив имена известных, уже в спокойной домашней обстановке, воспользовавшись возможностями соцсети, я вкратце ознакомился с представленными произведениями. И вдруг неожиданно понял: цензура у нас есть! Правда, не в том виде, как я ее себе представляю, а совершенно в диаметрально противоположном. И действительно: ведь цензура может отсеивать не только вредное, оставляя полезное, но и наоборот – ставить непреодолимые фильтры на пути духовно здоровой литературы. Все зависит от того, кому эта цензура служит, а значит, какие конечные цели преследует. Ознакомившись в произведениями отмеченных мною авторов (а я обладаю способностью скоростного чтения: это, когда книгу в 200 стр. могу не просто прочесть за час, но и дать по ней развернутую рецензию), я пришел к выводу, что нынешняя цензура продвигает в русский народ весьма отравленную духовную пищу, то есть, является враждебной русскому народу. Почему я пришел к такому решению? Да потому, что практически все современные авторы, и прозаики, и поэты, чьи книги издаются и распространяются, как будто вышли из одного инкубатора. У всех, как правило, звучит одна мелодия, хоть и в разной оранжировке. Вернее – две мелодии. Одна развлекательная, другая развратно-запугивающая. И никакого прорыва к свету.
Я понимаю: жизнь сейчас такая – беспросветная. Но, дорогие вы наши писатели и поэты, те, кто дерзнул взять на себя столь ответственное звание, неужели вы не знаете первого правила литературного творчества? Оно простое. Литература должна не отображать мир, подобно фотоаппарату, а преображать его. Иначе, зачем нужна литература? Иначе, зачем нужны литераторы? Рисуйте правду жизни во всей ее неприглядности, но указывайте людям выход к свету! Но это невозможно сделать без идеи Бога. А вот, Бога, Истинного Бога в православном Его понимании (а в России и не может быть другого понимания) в произведениях, представленных на ММКЯ 2020, как раз и нет. А там, где нет Бога, там хозяйничает сатана. И как нам относится (пусть даже к невольным) его служителям? Однозначно: враги русского народа.
Я, разумеется, ни в коей мере не призываю писателей в каждом абзаце упоминать Бога, Иисуса Христа, Богородицу и другие священные для русских имена, не призываю украшать свои романы и стихи золотыми куполочками и сахарными ангелочками. Это будет ложью. Такой «православный гламур» еще хуже развратной литературы, ибо он есть издевательство над живой верой наших предков, а ложь (пусть и во благо) остается ложью, орудием сатаны. Но идея Бога, даже в адских проявлениях видимого и невидимого мира, в истинно русских художественных произведениях должна быть. Иначе, это не русские произведения
И вот еще какую особенность я отметил у новомодных писателей. Я, воспитанный на лучших образцах русской классической литературы XIX и XX столетий, с трудом пробиваюсь сквозь чуждый мне стиль современных прозаиков, порой, даже не смотря на всю его внешнюю простоту. Когда я читал тех же Роя, Прилепина, Улицкую, Устинову, Бильжо, Макаревича (тоже подался в писатели) и прочих, прочих, меня не оставляло впечатление, что я читаю произведения, переведенные с иностранного языка на русский. Да, впрочем, так оно и есть на духовном уровне. Они не русские по менталитету и состоянию души, хотя и родились в России. Так, кто же они по своей кровной принадлежности? Некоторых сразу можно определить по внешним признакам, даже не вдаваясь в исследования биографий. Других можно причислять к той же национальности, руководствуясь их одинаковыми литературными повадками. Я остановлюсь здесь только на одном широко известном в узких кругах бомонда писателе и поэте, который не скрывает своего еврейского происхождения, и которого можно считать эталоном всех остальных раскручиваемых современных литераторов. Это Дмитрий Быков.
Как, уж, он блистал на нынешней книжной ярмарке всей своей полнокровной и в меру упитанной неординарностью! Он даже со сцены учил писать стихи всех желающих постигнуть сие ремесло. Я, конечно, не отрицаю, что написанное им относится к стихам. Но к поэзии это не имеет никакого отношения. Поэзию рождают Поэты. А стихи сочиняют стихописцы. Раньше их называли пиитами. Просто сейчас в силу массового бескультурья стихами считается любой текст, записанный в столбик с соблюдением определенного ритма и системы рифмовки (впрочем – можно и без соблюдения). Поэзия же – это нечто иное. Это… Как бы объяснить попроще? Это – когда сантехник и профессор читают одно и то же стихотворение, и у них одинаково проходит дрожь по коже, и они одинаково тайком смахивают с ресниц скупую мужскую слезу. Сантехники стихи Быкова читать не будут – слишком заумно (за исключением того цикла, где он «стебается» над властью и попутно над русским народом). Профессора тоже их не станут читать – своей зауми хватает. А те немногие, кто их все же читают, попадают в категорию (даже не знаю, кого), о которых некогда известный, а ныне забытый певец Богдан Титомир с издевкой, но вполне серьезно сказал: «Пипл схавает». А чего ж не хавать? Модно! Модно, а значит, в тренде – вот, и всё.
Сейчас на сайте СТИХИ.РУ зарегистрировано и публикуется 900 тысяч пользователей. Еще столько же, надо думать, не зарегистрировано. То есть, в России, как минимум, 2 миллиона пишущих стихи. Каждый считает себя поэтом и бесспорным гением. Из них 100-200 тысяч пишут не хуже Быкова. Но он в тренде, а они – нет. Да это и не страшно. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Страшно другое. Некие силы уже сегодня начинают закладывать основу будущей классической русской литературы XXI века, которую по их плану будут представлять писатели-евреи. Зачем это нужно? Все очень просто. Величие нации определяется по величию ее культурного наследия – прежде всего, литературного. Два предыдущих столетия явили миру великую русскую литературу в лице великих русских писателей и поэтов. И этот факт мировая общественность не в силах оспаривать. Это то, на что мы, русские, до сих пор можем опираться. Если же начало третьего тысячелетия в России ознаменуется литературным провалом, а русскими классиками станут лишь писатели-евреи и их последователи, можно будет с уверенностью констатировать гибель русского народа. Ведь вслед за русской литературой вымрет остальная русская культура, а потом перепишется наша история, а затем случится непоправимое – наши потомки перестанут нас считать своими предками. И тогда Россия может и будет по- прежнему называться Россией, но она уже будет не русской. И это случится потому, что нарушится основополагающее правило, которое звучит так: культ (национальная религия) и культура – это два крыла, на которых держится все бытие народа. Чтобы полет был ровным и безопасным, эти два крыла должны быть равноценны и равнозначны по силе и величине. Если же одно крыло орлиное (наша вера православная) и другое воробьиное (развратная иноверческая культура), то полет однозначно закончится падением вниз в пропасть исторического забвения. То есть, если мы не создадим и не сохраним свою национальную культуру, которая произрастает их нашего религиозного мироощущения, мы однозначно потеряем Православную веру – веру наших предков. А потом потеряем себя. Не случайно же считается, что побеждает тот народ, чья культура побеждает.
Почему я с такой уверенность говорю об этом? Да исходя из той же реальной конкретики, с которой столкнулся на Московской книжной ярмарке 2020. Там в программе, расписанной на все дни ее работы, я прочел, что 5 сентября в 16:15 состоится «Творческая онлайн-встреча с кумиром миллионов читателей, живым классиком современной литературы, признанным мастером слова и сюжета Диной Рубиной». Вот так: ни много, ни мало. Живой классик! Официальное объявление. А ведь понятие «классик» имеет вполне четкое определение. Это – когда писатель умирает и сам уже не может влиять на продвижение своих произведений, но они продолжают жить, работать и оказывать определенное влияние на общество через три поколения и далее после его смерти, только тогда он получает звание «классика». На Ярмарке пока только одну писательницу заживо пришили к русской классической литературе XXI века. Это первый пробный шар. А дальше они покатятся один за другим. Я не сомневаюсь в разыгрывании такого сценария. И, если в ближайшее время в России ничего не изменится, лет через 10 мы уже будем иметь полный набор русской классической литературы, полностью представленной не русскими по духу и крови писателями. Или я ошибаюсь и нагнетаю беспочвенные и необоснованные страхи? А, может быть, среди чисто русских писателей и поэтов попросту нет по настоящему одаренных, способных создавать что-то более талантливое, чем Дмитрий Быков и иже с ним? Но я точно знаю, что есть они, есть! Их произведения куда как глубже, проникновеннее, профессиональнее, а главное, по-русски одухотвореннее. Эти писатели сохраняют корневую связь не только со своими гениальными предшественниками, но и с великими русскими философами, богословами, учителями Русской православной церкви. Но сейчас они не могут прорваться к широкому читателю сквозь рогатки, установленные на их пути неумолимой цензурой, которой, согласно Конституции, у нас в стране нет. Правда, нет, как выясняется, только для «своих». И я думаю, это промыслительно, что впервые за 20 лет в работе Московской книжной ярмарки не принял участие Институт русской цивилизации, возглавляемый главным редактором газеты «Русский вестник» Олегом Анатольевичем Платоновым. Не захотел Господь, чтобы столь уважаемая православно-патриотическая структура присутствовала на этом пиру госпожи Цензуры-навыворот.
Но цензура – дело государственное. Кто-то же управляет ею и следит за исполнением данных предписаний. Как бы хотелось посмотреть в лицо этому «кто-то» и спросить: «Доколе вы будете изголяться над русской литературой?» Но кому задать этот вопрос? Может, президенту Российского книжного союза Сергею Степашину – главному координатор полиграфического рынка. Вряд ли он ответит. Да его никто из русских людей и не спросит. И так всё ясно.