Чудов монастырь: уничтоженная жемчужина русской истории

Опубликовано 29.04.2019
Чудов монастырь: уничтоженная жемчужина русской истории

Кто и как разрушил монастырь, с которым была связана судьба России: Святитель Алексей Московский, Иван Грозный и его дети, первые русские патриархи Иов, Гермоген и Филарет, самозванец Лжедмитрий и Василий Шуйский, цари Алексей Михайлович и Пётр Первый, просветители Карион Истомин и Епифаний Славинецкий, Александр Второй Освободитель и многие другие великие имена....

Давайте вернемся к теме архитектурного наследия России, до которого, к превеликому сожалению, дотянулись лапы большевиков. В прошлый раз мы вспомнили храм Спаса на Бору – пусть небольшой, но важный кусочек нашей истории, снесенный в 1932 году при Сталине(http://ronsslav.com/pavel-makarov-rossiya-kotoruyu-my-poteryali-1/). Но им список утрат далеко не исчерпан, даже на территории одного только Московского Кремля.

Основание монастыря

В 1357 году митрополита Московского св. Алексия вызвала в Орду мать хана Джанибека Тайдулла. Это в розовых фантазиях евразийцев русские и ордынцы выступали единым фронтом против «вечно загнивающего» Запада. В реальной истории такие поездки, что для князя, что для митрополита – могли закончиться печально. В этот раз обошлось. Святой сумел вернуть ханше утраченное зрение (для чего его, собственно, и звали) и благополучно вернулся в Москву. А благодарный Джанибек вдобавок подарил ему участок земли, на котором размещалась татарская конюшня.

На этой территории митрополит заложил деревянную церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех и мужской монастырь, который вошел в историю нашей страны как Чудов монастырь. Да не просто вошел, с ним связана масса знаковых событий русской истории. А сам его основатель был похоронен у алтаря основанного им храма (в следующем столетии, при реконструкции церкви, его нетленные мощи были найдены и перенесены в церковь Богоявления Господня в Елохове).

Великая история

В начале XVI века церковь при монастыре была перестроена в каменный собор. Считают, что неизвестный архитектор, создавший Чудовский собор, владел приемами итальянского Возрождения: храм получился очень красивым, стройным и пропорциональным. Как писали позже искусствоведы, «собор Чудова монастыря был одним из тех первых памятников XVI в., в которых с наибольшей полнотой сказались черты новой московской архитектуры...»

Он был красив и внутри — над алтарным престолом обращала на себя внимание резная деревянная позолоченная сень. Это чудесное произведение – «рукоделье раба Божия Петра Ремизова» датировалось 1641 годом.

С XV века при монастыре действовала еще одна церковь, названная в честь его основателя Алексеевской. А в 1680 году архимандрит Андриан (в будущем – последний патриарх Руси перед введением Петром Первым синодального управления Церковью) заложил на ее месте две новые церкви, под одной кровлей – одна во имя св. Алексия, а другая – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

К слову, Алексеевский храм, вероятно, был единственным в России, в который не разрешалось входить женщинам. Объяснялось это довольно просто: в Чудовом монастыре было много монашествующих, все они во время богослужений заполняли церковь и во избежание соблазнов вход женщинам был строго воспрещен. Помимо прочего, этот храм был своеобразным воинским памятником: по указанию царя Николая I, на его стенах были развешаны трофеи русско-персидской войны 1826— 1828 гг.

С веками росло историческое значение собора Чудова монастыря. Начиная с Ивана Грозного, пошел обычай крестить в Чудовом монастыре у раки святителя Алексия новорожденных детей царского рода. Здесь были окрещены царевич Иоанн (1554г.), царевич Федор (1557 г.). Здесь патриарх Филарет собственноручно крестил своего внука и будущего царя Алексей Михайловича Романова, а в 1672 государь Алексей Михайлович здесь окрестит своего сына, будущего императора России Петра I. Традиции менялись, и все чаще царских детей крестили в Успенском соборе Кремля, но еще один выдающийся российский правитель также был крещен в Чудовой обители – это император Александр II, вошедший в историю страны как Освободитель, отменивший крепостное право.

Семнадцатый век оказался чрезвычайно насыщенным в истории монастыря. В 1602 году отсюда сбежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев, известный также как Лжедмитрий Первый. А через несколько лет в монастырь был заточен «воровской» патриарх грек Игнатий, венчавший этого самозванца на царство. Несколько лет спустя здесь насильно постригли в монахи Василия Шуйского, тоже успевшего несколько лет посидеть на Русском престоле.

В 1612 году именно здесь принял смерть святитель Гермоген. Находясь в заточении, он не переставал рассылать по всей стране призывы восстать на борьбу с оккупантами поляками и другими врагами России. За отказ благословить на царство польского королевича Владислава его уморили голодом. Но трагическая смерть Гермогена стала толчком для освободительного движения русских против польско-литовского гнета.

В 1662 году в монастыре лишили патриаршества Никона – шестого Патриарха Московского и всея России, который также имел титул Великого Государя - с чьими реформами связывают крупнейший раскол Русской православной церкви.

Важную роль Чудов монастырь сыграл и для просвещения на Руси. Еще в 1506 г. в монастыре открыли училище, которое стало центром научного знания Русского государства. В нём монахи переводили и исправляли церковные книги и манускрипты, в которые при многочисленных переписываниях проникло множество ошибок. В 1515 г. в монастырь приехал монах Афонского Ватопедского монастыря Максим Грек, который основал библиотеку для князя Василия Ивановича. В Чудовом монастыре жил и другой известный в истории русской культуры просветитель – Епифаний Славинецкий. Он получил образование в известной Киево-Могилянской академии, продолжил обучение за границей. А потом его пригласили в Москву для исправления богослужебных книг, и, по сути, та реформа, которую замыслил патриарх Никон, была практически проведена Епифа-нием Славинецким.

Монахом Чудова монастыря был один из первых русских просветителей Карион Истомин. Он приехал в Москву около 1676 г. и сначала поселился вместе с Сильвестром Медведевым в Заиконоспасском монастыре, но потом перешел в Чудов монастырь. Карион Истомин – автор лучшего русского букваря того времени (1694 г.), который он преподнес царице Наталье Кирилловне для обучения ее внука, царевича Алексея. А до того он составил для одиннадцатилетнего царя Петра I «Полис» – энциклопедию, в которой рассказывалось о самых разных вещах в стихотворной форме.

И Карион Истомин, и Епифаний Славинецкий были похоронены в стенах Чудовой обители. Кроме них на монастырском кладбище нашли упокоение сват царя Алексея Михайловича боярин Борис Иванович Морозов, многие из знатных фамилий Трубецких, Оболенских, Хованских, Щербатовых, Куракиных, Стрешневых. Самое последнее погребение состоялось на территории Чудова монастыря в 1905 году, когда от руки эсера Каляева был убит генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Тогда под руководством архитектора Клейна была сооружена усыпальница в новом приделе, освященном во имя преподобного Сергия Радонежского.

Шли века, но монастырь и его собор оставались важной частью Кремлевского ансамбля. Они успешно пережили чумные бунты XVIII века (когда сюда врывались погромщики), наполеоновское нашествие (монастырь на время стал резиденцией революционного маршала Даву). Но, как и для многих памятников тысячелетней истории Руси, фатальным для Чудова монастыря стал приход к власти большевиков.

Красная Чума и уничтожение

Большевицкое правительство переехало в Москву 12 марта 1918 года и сразу стало устанавливать в Кремле «новый революционный порядок». Как потом рассказывал первый советский комендант Кремля, матрос П. Д. Мальков, «больше всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах... Вот тут и охраняй, и обеспечивай Кремль от проникновения чуждых элементов!»

«Чуждый элемент» выселили уже к лету 1918 года, но сам монастырь и его церкви простояли еще десятилетие. Пока новой власти не потребовалось помещение для охранников - «военной школы имени ВЦИК». Для нее не нашлось другого места во всей Москве, как только на месте древних Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца. Монастыри и дворец снесли. За дело взялся архитектор И. А. Иванов-Шиц, и к 1934 г. появилось здание, о котором даже позднесоветские авторы архитектурной истории Кремля писали, что «оно невыразительно по формам». После курсантов там располагался аппарат Верховного Совета СССР, а затем — подразделения Администрации президента РФ.

В 2014 году Путин было заикнулся о восстановлении монастырского комплекса, с оговоркой: «придав им, конечно, в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей». Как обстоят дела с культурой у нынешней власти нам известно. «Восстановление» полностью вписалось в стиль путинского порядка: в бюджет 2018 года было заложено почти полмиллиарда рублей на него, но фактически восстановительными работами так и не пахнет. Более того, за год до того Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, объявила об отказе от восстановления построек и сейчас речь идет о некоем «музейном комплексе», который может радикально отличаться по облику от исторических объектов.

В силу всего вышеперечисленного мы смело можем заявлять, что уникальный исторический и архитектурный памятник – Чудов монастырь – относится к России, которую мы потеряли. И обрести его даже в виде реконструкции сможем только после того, как в стране восстановится настоящее Русское государство.

А разговор об утраченном культурном наследии мы обязательно продолжим. Ведь каждый добрый русский человек должен знать и родную культуру с историей и то, какой урон им нанесли леваки-вивисекторы.

Павел Макаров

Источник: http://ronsslav.com/pavel-makarov-chudov-monastyr-unichtozhennaya-zhemchuzhina-russkoy-istorii/
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх