Современная русская литература редко радует нас сильными произведениями. Речь конечно о русской литературе, а не о той что пишет на русском, люто всё русское ненавидя. Не будем лукавить – проблемы эти общеизвестны, озвучены не только литературными критиками, но и православными мыслящими людьми, как мирянами, так и священниками. «Православная» наша литература грешит нравоучительством и сказочностью (встречаются даже молящиеся ёжики), часто далека от жизни и весьма идеализирована. Да, есть отдельные примеры неплохих романов, посвященных историческому прошлому нашей страны, особенно популярна тема перелома ХХ века – гражданской войны и революции, гонений на Церковь, с её героями. В патриотической среде давно сформировался образ белого офицера – героя русского сопротивления, поручика Н-ского полка, храбро сражающегося как с внешними врагами России, так и с внутренними. Конечно человека верующего, или хотя бы кающегося, правильного и порой даже идеализированного... Им посвящены книги, картины, повести и некоторые кинофильмы. И по-своему это хорошо, ведь герои и примеры для подражания народу нужны, а черпает он их традиционно в произведениях художественной литературы, в живописи и в кино.
Вот только современного героя православно-патриотическая среда практически не знает. А может и просто не видит, так как его не показывают по ТВ и в интернете. И здесь такого обилия романов, картин и короткометражных фильмов, пожалуй, не найти. А ведь судя по многочисленным примерам, ставшим известными начиная с событий весны 2014 года, герои у нас есть. Только почему-то творческой средой они толком не замечены и не восприняты таковыми… Вот именно в этой связи хочется поделиться своим впечатлением от прочтения романа русского писателя Дмитрия Николаевича Юдкина – «Эхом вдоль дремлющих улиц», и о героях современности напомнить. Ведь персонажи книги – живые люди, буквально срисованные с натуры. И происходящее на страницах романа – это сама наша жизнь. Да, где-то картины произведения отражают уродливые черты человеческого бытия, а где-то благородные, высокие, жертвенные. И это тоже жизненно и правдиво – ведь совершают подвиги не «рыцари без страха и упрёка», а простые люди. Те, кто живет рядом с нами. О чем, же, вернее – о ком этот замечательный роман?
Главный герой произведения – наш современник Иван Николаевич Крепилин, в относительно недавнем прошлом «крепкий советский хозяйственник», а ныне – бомж по кличке Сивый, выбирающийся из своего духовного и физического падения, к человеческой жизни на свет Божий. Мужик, получивший в странствиях громадный опыт, познавший, как плохое, так и хорошее, павший низко, но нашедший в себе силы и желание вновь подняться. Впрочем, поднявшийся не один – помогли ему в этом встреченные на пути люди – его студенческий друг Борис Борисович, а также молодой русский патриот-националист Руслан по кличке «Баркашик». Актуальности теме предаёт тот факт, что события романа происходят «в ридной Нэньке Украйине» - на исконно русских землях Луганщины, лет так пятнадцать назад… В ту самую пору, о которой теперь вспоминают со стыдом, что вот мол, упустили создание «окрэмой» (отдельной) глубоко антирусской нации из бывших русских людей юго-западной окраины Руси. В это самое ющенковско-януковичевское безвременье и разворачиваются действия книги. Колорит южно-русской речи, узнаваемые пейзажи большого промышленного города (за которым угадывается любимый автором Луганск), полноводная река человеческих судеб, характеров и взаимоотношений предстаёт перед нами во всей красе.
Отдельно стоит сказать о богатстве и разнообразии языка, использованного автором. Здесь нашли своё место и высокие рассуждения о судьбах триединого русского народа, и православное мировоззрение (которым постепенно пропитывается герой романа), и «блатняцкая феня» - характерный разговор низов общества, и насаждаемые «галицизмы» украинской мовы, и яркий чисто-русский мощный, по казачьему хлёсткий, как удар нагайки, слог автора. Чувствуется сколько сил и труда отдал писатель своему произведению, как много дум и размышлений вложил в него, как тщательно отнёсся к своей работе. Здесь есть и прекрасные описания природы, и философские размышления Ивана у озера, и боевая речь молодого вождя русских патриотов «Баркашика», и лирические отступления, и широкий напор событий (чего стоит только одно описание «налёта» на заброшенный завод или жутко-реалистичных страданий голодного героя в поисках пропитания). Есть и взлёты, есть и падения, есть и уже порядком позабытый призыв к диалогу писателя и читателя (на моей памяти такой призыв откровенного слова можно найти разве что у Николая Гоголя или Василия Шукшина).
Схематически книга разделена на две части – «Организм» и «Вопреки всему». Первая увлекает событиями, речами, происшествиями, в ней много действия и проходит достаточно большой временной отрывок. Вторая – это по сути один день в жизни нашего героя, но с возвратами в прошлое, встречами – как мысленными, так и реальными. Автору удалось точно и красиво показать разные стороны жизни своих героев – как павшего во грехе в первой половине романа Крепилина, так и его карабкающегося вверх по крутой отвесной лестнице ко спасению во второй. Роман – как бурная река, что, спадая с гор несётся быстрым потоком, сворачивая на пути камни и деревья, и она же – спокойная, разливающаяся и неторопливая течёт внизу на равнине. Важное место в произведении занимают человеческие отношения, такие как любовь главного героя («бомжачье» пошлая в начале и возвышенно-духовная в конце), и разговоры, даже споры о том, как живем мы – наследники своих великих предков, столь низко павшие.
Да, да, не удивляйся читатель, не возвышайся горделиво над героями произведения. Хоть мы с тобой не бомжи, а чистые и красивые (в своих мечтах) – но не те ли самые «гробы повапленные» (покрашенные) что радуют глаз снаружи и полны нечистот внутри? Может потому и написал свой роман о низах общества, Дмитрий Николаевич, что слишком высоко воспарили мы современные… Забыли из каких недр «научного материализьма» совсем недавно выбрались, забыли, как легко вернуться к фальши и лжи «вечного» учения марксизьма-ленинизьма, и как далеко нас фарисейская дорога может довести. Нисколько не возвышаясь над братьями-малоросами, замечу что может и не случайно приходится теперь в буквальном смысле выживать аки птицам небесным (или бомжам) многим «украинцям» (вчерашним русским), что слишком уж много пели и говорили они о своей «мывеликости». Так и хочется спросить – где ты сейчас постаревшая «девочка Настя» Дмитрук что так радовалась пожару братоубийства на майдане? Где те девочки и мальчики, что ей поверили? Во что верите, и почему по-русски говоря так ненавидите всё русское… Но вернемся к роману «Эхом вдоль дремлющих улиц».
Автор словно намекает – не возвышаться бы и самим нам – русским, помня о том какой великий и тяжелый крест приняли на себя наши предки много веков назад дав обет служения Богу, Царю и Отечеству. Не случайно рефреном здесь звучат слова из песни Жанны Бичевской «Мы русские», которую дважды вспоминают герои книги – сперва она звучит в устах «Баркашика», а затем служит напоминанием о нем... «Ведут нас ко Христу дороги узкие. Мы знаем смерть, гонения и плен. Мы русские, мы русские, мы русские. Покаемся – поднимемся с колен!» И мысль о покаянии, через размышление и осмысление своей собственной жизни здесь весьма важна. На страницах романа перед нами проходит множество человеческих судеб и каждая по-своему интересна, показана ярко и честно. Нашел автор книги место и глупой браваде молодых студентов-педагогов, развлекающихся наблюдением за «бомжачьей» баталией, и осмыслению того, кто из них вырастет, и диалогу поколений – в общении своего героя с дочерью, и семейным вопросам, в которых как известно, у нас далеко не лады.
Называя вещи своими именами – это настоящий русский роман, в противовес уже набившим оскомину (если не сказать хуже) либеральным и фальшивым пост-советским. Да, друзья, в русской литературе есть что-то иное кроме Д. Донцовой и А. Бушкова, кроме пропаганды содомии и сдачи национальной культуры за «джинсы, видик и жвачку». Кроме вечно униженных и оскорбленных «героев» и молящихся ежиков есть и живой национал-патриот, человек борющийся за свой народ, его душу и его культуру! На простор большой литературы выступает русский герой – умный, интересный и сильный, а значит будущее у нашего народа и всех, кто с ним живет в одном большом общем доме, есть!
Тем же кто не верит в факт существования таких людей, хочу напомнить об одном человеке, который был и жил, и погиб в свои 22 года, только не в Луганске, а в Минске. Его история – живое отображение судьбы главного героя, можно было бы подумать, что именно с него и «списал» своего Руслана «Баркашика» автор, если бы не одно, но – он был такой не один, господа хорошие, русские герои были, есть и будут. В том числе – на страницах замечательной книги Дмитрия Николаевича «Эхом вдоль дремлющих улиц».
P.S. Глеб Владимирович Самойлов (7.05.1978 – 5.08.2000гг.).
Лидер Белорусского регионального отделения РНЕ. Уже в 1994 году шестнадцатилетним подростком начал заниматься политикой. Учась в 11-м классе школы, он самостоятельно напечатал и размножил листовку, направленную против антирусской сепаратистской политики тогдашней белорусской власти. Материалы Глеб раздавал учащимся родной школы и людям на улицах. Стоит напомнить, что тогда в начале 1990-х годов чиновники Шушкевича вели политику выдавливания русского языка в Белоруссии: в общеобразовательных школах под лозунгами борьбы «за незалежность» сворачивалось преподавание на русском, активно шла агитация против России.
Итог выступления молодого патриота был ошеломляющим: появились репортажи на телевиденье, вышло множество публикаций за и против в прессе. По следам шумихи Глеба разыскали люди таких же убеждений, возрастом постарше. Вместе с ними Самойлов участвовал в создании белорусского отделения РНЕ, которое он же и возглавил в 1999 году. При этом парень учился на журналиста, женился, был очень активным, всесторонне развитым человеком. Занимался спортом, подрабатывал охранником, и многих людей сумел увлечь живой верой в Бога и в русскую идею нераздельности русских, украинцев и белорусов. А ведь противостояли ему и его соратникам, хорошо организованные и спонсированные западом БЧБ-боевики, те самые кто в последствии первыми отправился на майдан в Киев и на Донбасс воевать против русского народа.
По воспоминаниям соратников молодой лидер словом и делом доказал, что готов защищать русскую нацию, на деле отстаивая принципы единства русского народа и неделимости России. Патриотическая деятельность и борьба во славу русской нации, была смыслом жизни Глеба. Своей целеустремленностью и ответственностью он заработал неоспоримый авторитет среди соратников, стал подлинным вождем белорусской организации РНЕ, чьи ячейки появились почти во всех городах Белоруссии. Союзники и сторонники у Самойлова появились даже среди офицеров в армии, хотя это был молодой человек едва перешагнувший двадцатилетний рубеж.
Для него не существовало житейских благ, он был настоящим идеалистом — романтиком национальной контрреволюции. Все свои способности и таланты, всю свою жизнь, он непрестанно отдавал движению. При этом постоянно работал над собой, занимался самообразованием в области истории, философии и русской литературы, так как из-за своих убеждений был вынужден оставить институт, где учился на журналиста. Глеб Самойлов обладал редким даром убеждения, и не смотря на свою молодость был способен подчинять своей воле людей гораздо старше и опытнее себя. О нем знали не только в Белоруссии, но и в Смоленске и Калининграде, куда он приезжал помогать восстановлению национального самосознания, убитого политикой «братского» интернационализма», на деле обернувшимся кровавой русофобией рубежа 80х-90х годов ХХ века.
Очевидно, что столь активный и талантливый человек не мог не вызывать злобы у тех, кто хотел бы видеть русских национал-патриотов лишь маргиналами, бегающими от полиции с портретами Адика Шикельгрубера в руках. Глеб был человеком умным, талантливым и самобытным, что легко увидеть по сохранившимся записям его интервью. Прекрасно понимая, что живет в независимой Белоруссии он отнюдь не стремился к погромам или войне, но боролся прежде всего за пробуждение в соотечественниках русского духа, неотделимого от христианства. И это стоило ему жизни.
...Убийцы ждали его на лестничной клетке. Их было трое. Глеб был физически тренированным, сильным и безудержно смелым молодым человеком. Милиция при осмотре места преступления отметила следы схватки. Убивали его профессионалы: три (!) удара ножа достали сердца. Смертельно раненный, он позвонил в одну из квартир, но помощь оказывать было уже поздно. В качестве подозреваемого в убийстве Г.В. Самойлова 22 ноября 2000 года был задержан Дмитрий Павличенко – командир Минского СОБРа, но вскоре был отпущен по личному указу А. Лукашенко. У погибшего лидера белорусского отделения РНЕ остались жена и дочка.
Вечная память рабу Божьему Глебу Владимировичу Самойлову – верному сыну Русской земли!
Роман Котов.