Я за время всего своего творческого пути нередко задавал себе вопрос о присутствии так называемого русского духа в литературных произведениях многих отечественных классиков, а также древнерусских авторов. Его присутствие довольно велико и в моих стихотворениях, и хотя он с годами, в ходе подъема на новые ступени моего творчества и моего авторского опыта, развивался в несколько новые формы стихосложения, суть его осталась фактически неизменной.
Еще Пушкин писал в блистательной и сказочно-яркой своей поэме "Руслан и Людмила" : "Там русский дух, там Русью пахнет!". Несомненно поэма целиком выдержана в традициях русского фольклора. Дворянин по происхождению, по-европейски образованный человек, читавший Овидия и Данте, а также в совершенстве владеющий французским языком, Александр Сергеевич черпал огромные богатства сюжетов, морали и словесности из русского устного народного творчества. Услышанные им в детстве сказки от няни Арины Родионовны, простой крестьянки, помогли первому великому и гениальному поэту России стать по-настоящему русским, невзирая на его арапское африканское происхождение.
Так где же берут начало истоки вышеупомянутого русского духа? Ответ очевиден и открыт, как чистое просторное русское поле. Русский дух берет свои корни и хранится в прекрасном и богатом моралью и образами фольклоре. И Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, и многие другие поэты и прозаики украшали свои литературные произведения, насыщали их жизнью, обращаясь именно к нашим культурным традициям. Эти традиции наполнены характерными добродетелями, столь близкими и дорогими нашему народу. Легкомысленный авось Ивана-дурака, находчивость и смекалка Василисы Премудрой, храбрость русских богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Все это выливалось в величие русского народа, его гостепримство и хлебосольство, крепкую и высокую духовность, терпение до тех пор, пока не грянет гром.
Именно в фольклоре мы можем найти ответы на вопросы о дохристианских истоках и мировоззрении русского народа, так как многое в нем восходит еще к далекому языческому прошлому и его обычаям, впоследствии несколько видоизмененным, но не уничтоженным православным христианством. С приходом последнего сохранились и многие сакральные символы, примером которым может служить масленица. Этот праздник представляет собой сожжение чучела зимы, сопровождаемое веселыми песнями, плясками и народными гуляниями. Символом зимы была древнеславянская злая богиня Морана, от имени которой несомненно просходят корни слов "мрак", "морок", "мор", "меркнуть", "смерть". Вообще у древних славян, как и родственных им балтов, очень много обращения к миру мертвых и духов. Имеет место разделение понятий "жизнь и смерть", "свет и тьма", "добро и зло." Культ мертвых всегда был сильно развит на Руси. Усопших почитали и помнили, но в то же время понимали, что мир мертвых - это чужой мир для живых людей. Покойников боялись, веря в упырей и вурдалаков, чему свидетельствует и в наши дни традиция заколачивания гробов. Сейчас этот смысл утрачен, но раньше могли полагать, что мертвец захочет встать и выйти. Знаменитые курганы племенных вождей с запасами оружия и различных предметов быта говорят о вере в загробную жизнь, что не могло не отразиться в бросании монет в могилу в наши дни. Очень интересен образ Бабы Яги у которой костяная нога. Это говорит о том, что на разложившейся ноге уже нет тканей. Избушка на курьих ножках - это как бы врата в потусторнний мир. Не менее красочен и образ Кощея Бессмертного. Очевидно он бессмертен потому, что он уже умер и живет теперь загробной жизнью. Образы пришельцов из мира мертвых со всей народной колоритностью оживают и в произведениях Пушкина, Жуковского, Гоголя.
У древних славян вся природа и все природные явления, леса, реки, поля, травы, земля, небо, ветер были наделены жизнью и душой. Отсюда и сильная вера во множество духов, окружающих человека, которую так и не смогло до конца стереть христианство. Поэтому исконно русские образы такие чистые, яркие, живые и сильные, именно от того, что олицетворения, метафоры, эпитеты рождаются в тесном контакте человека с природой. Природа также служит своеобразным психологом русского человека, его проводником к истине. Он все познает через природу и находит в ней свое спасение. Особенно силен образ солнца, как гаранта жизни на всей земле. Неслучайно в "Слове о полку Игореве" очень тревожно воспринимается солнечное затмение. Ярило считался одним из главных богов славянского пантеона. Вероятно, что именно с ним стали ассоциировать библейского Бога с приходом православия. О величии бога Ярило упоминает и Островский в своей "Снегурочке". Там же ярко фигурирует одним из главных героев жизнерадостный Лель. Известно, что Лель и Лада на Руси в языческие времена были покровителями любви. Позже их заменили Петр и Феврония Муромские. Но и они были самобытны и родны нам, в отличии от католического Святого Валентина, в честь которого на Западе ежегодно устраивают заурядный праздник. К сожалению, он полностью вытеснил наших традиционных покровителей любви.
В нашу эпоху глобализации, космополитизма, модерна, индустриализации и урбанизации русские образы все реже стали вдохновлять современных авторов. Все стало каким-то резким, грубым и стандартным. Здесь даже не подходит слово "прозаическим", так как в прозе классиков русской литературы эти родные нам образы вырисовываются и оживают. В большинстве примеров современной литературы все чаще образы рождаются достижениями технического прогресса
Лучше всего фольклор сохраняется в деревнях и селах, в их многочисленных частушках и грустных песнях, в которых надрывается голос, а душа рвется наружу. Именно крестьнство лучше всего передавало свою близость к природе, и било правдой не в бровь, а в глаз. С песней работали в поле, косили сено, коротали вечера, справляли свадьбы и провожали зиму. С песней радовались и грустили. Песня давала ответ на все. А кто из нас не воспитан на русских народных сказках? Мое мнение сводится к тому, что у того обокраденное духом детство, кто их не слышал. Я сам некогда был связан с деревней и грущу о лучшем, что было в ней: взаимовыручке, поддержке человека в трудную минуту, естественным и честным отношениям. Действительно, деревня подобна многочисленной родне, в которой живут очень разные люди, но, что бы там ни было, всё-таки никто не забывает о "родственности".
Коллективизация уничтожила патриархальные основы русского крестьянства, что после развала колхозов не смогло восстановить нормальную традиционную деревенскую жизнь. Сельское хозяйство находится в упадке и оставлено в наши дни на произвол судьбы. Почти вся молодежь уехала на поиски счастья в большие города, где она впитывает современную культуру и забывает свою родную. Ее хранить остались только старики, доживающие свои дни. Эту культуру они унесут с собой в могилу, не дав узнать о ней потомкам. Я считаю, что деревенская светлая Русь - это и есть воплощение народного духа и национальной идеи. С древнейших времен до относительно недавнего времени у нас страна была аграрной и хранила в себе прекрасные традиции русского фольклора и морали. Сейчас это все, к сожалению, стерто глобализацией, наступающей тяжелыми шагами. Но тем не менее мне очень хочется верить, что все же национальный вопрос будет решен, и наши традиции не канут в Лету и будут возраждаться.