Страсти по Зое или пляски на костях?

Опубликовано 02.02.2021
Страсти по Зое или пляски на костях?

На экранах российских кинотеатров появилась новая картина режиссера Леонида Пляскина – «Зоя» (в первоначальном варианте «Страсти по Зое»). В сети доступен трейлер картины, опубликована информация о её авторах, сценаристах, продюсерах, появились и первые отзывы. И всё бы ничего, но… дело ведь совсем не в истории самой Зои Космодемьянской, о которой мало кто помнит. Вот, к слову, старя статья 1991 года, когда ещё были живы очевидцы тех событий, и тема обсуждалась публично - https://aif.ru/archive/1653040.

Дело в вопросе – а для чего в 2021 году на экраны вышла картина, ключевым посылом которой является «Сталин придёт», в которой образ «вождя и учителя» показан как можно более красиво и патриотично, а главная идея фильма – это рассказ о том, как может/должна наша девушка умереть «за Родину, за Сталина»? И всё это на фоне, как по заказу нарастающего противостояния «державников-сталинистов» и «либералов».

К слову, вот как написала об этом кино-шедевре одна из наиболее массовых газет современной России – «Комсомольская правда». Процитируем:

«В кинотеатр «Поклонка» отправился на метро. Рядом чатилась в смартфоне девушка лет 18-ти. Над медицинской маской в носу сережка, в ушах огромные тоннели. Неформалка серфила ролики с митингом на Пушкинской площади и пересылала их с комментариями подружке.

- Что делаешь?

- Лежу, смотрю в потолок, - отвечала та.

- Поехали на Пушку, смотри там что.

В роликах дети забрасывали снежками сотрудников Росгвардии.

- Начался 2021 год, - шутила юная особа.

А между тем именно в этом году подвигу «Зои» исполняется 80 лет. А слышала ли эта неформалка о подвиге своей сверстницы в 1941 году? Вот-вот…»

Цит. по https://www.ryazan.kp.ru/daily/27230/4357357/

Ничего так, для затравки темы – Навальный, протесты, подвиг Зои? И всё это что называется в одном флаконе, буквально одним хештегом в СМИ?

Взглянем правде в глаза. В российском обществе де-факто давно идёт гражданский конфликт, и он уже выплескивается на улицы. Уровень поляризации общества и его резкая реакция на те или иные события, зашкаливают. По комментариям под трейлером к фильму «Зоя», видно, что это далеко не преувеличение – люди резко агрессивно воспринимают друг-друга, совсем не так как граждане одной страны, скорее – как враги на линии фронта:

Трейлер фильма «Зоя»

Вот уж где кипят настоящие страсти... Хотя кино, по факту мало чем отличается от современного «кино про войну» к которому за последние десятилетия зрители привыкли. Фильмы в духе «Баллады о солдате» или «Летят журавли» уже никто не снимает, а действительно талантливые картины проходят незамеченными массовым зрителем… Зато кровавых зрелищ хоть отбавляй. Пандемия-пандемией, а война по расписанию, не так ли? Но, взглянем пристальней на детали.

Во-первых, обращает на себя внимание афиша фильма с пылающей надписью «ЗОЯ». Казалось бы, неужели ключевой момент всей истории это адский огонь? Как известно имя Зоя с греческого переводится как жизнь. А вот пылающий огонь и горящий дом к символам жизни отнести трудно…

Про немцев на фоне пылающей крестьянской конюшни, героические бои диверсантов-школьников (с пистолетами и коктейлями Молотова) крошивших врага, говорить не будем, оставим это на совести авторов, конечно же реконструировавших подлинную историю Зои, а не военную агитку по мотивам кино 1944 года. Товарищ Сталин он ведь прям как в кино и показано – лично Зою Космодемьянскую на подвиг «благословлял», да граждане историки?

Во-вторых – идейный посыл фильма. С первых же секунд трейлера актёр Александр Вонтов, плохо копирующий товарища Сталина (нет ни известного по воспоминаниям и документальным записям грузинского акцента, ни знакомой мимики и жестов) говорит нам о том, что «история нам не простит» если мы будем проявлять жалость. Это такой скромный посыл современным россиянам не вякать, если их дома начнут поджигать ради высоких целей? И даже радоваться, следуя известной фразе, дескать – «мы как мученики попадем в рай, а они сдохнут»?

В-третьих – это уже мягко сказать набившие оскомину «страшные фошизды» или нацисты, они же гады-немцы, этакое консолидированное «гейропейское» зло в нашем «патриотическом» кино. Граждане режиссеры, а что в 2021 году, когда сняты сотни фильмов про войну, из которых десятки – весьма достойные картины, больше нечем удивить, испугать, воодушевить зрителя в нашей истории, кроме как немцами образца 1941 года? Не было в истории России ни Великой войны 1914-18 годов, ни войн за освобождение Балкан от турецкого гнета в XIX веке, ни войн с Наполеоном, ни освобождения Москвы от польского ига в начале XVII века? Про строительство Петербурга и Зимнюю войну со шведами исторических блокбастеров тоже хоть отбавляй? И конечно все мы седьмой год подряд засматриваемся кино-шедеврами про воссоединение России и Малороссии – Переяславскую раду 1654 года (какая, однако актуальная тема и совсем не избитая).

А ведь в 2021 году нам есть о чем вспомнить из тех исторических примеров, что объединяют, а не разъединяют. Ровно 60 лет первому космическому полёту человека, как-никак, настает. Ведь про Сергея Павловича Королёва то у нас уж точно с десяток фильмов снято? И про то, как он в лагерях сидел, и про то как ракеты строил, и про то как при «великом вожде и учителе» талантливые ученые работали за решеткой в «шаражках».

Ну и если уж так хочется снять что-то героическое про войну, про подвиг народа и Победу – снимите хоть один фильм про конец Великой Отечественной, про войну с Японией, про действительно талантливую военную операцию, про рывок через горы и степи к морю. Вот бы где развернуться режиссеру, ведь на эту тему не снято практически ничего. Но нет, не комильфо – братья-японцы могут обидеться, мы же там с ними какие-то шуры-муры вокруг «северных территорий» (то бишь, островов) ведём. Пожалуй, на это минкульт денег не выделит.

Но нет, нас снова и снова обращают к избитым темам – с одной стороны героические советские герои (это не тавтология, это героизм у нас такой геройский), верные делу Сталина-Ленина, а с другой – эти самые либерал-фошызды, сторонники «пили бы баварское», которые чатятся во вражьих телеграммах. Не важно, что немцы сегодня мягко сказать не те, что при Хитлере, а либералы у нас зачастую кормятся с той же самой руки что и «сталинисты-державники». Важно другое – своей земли ни пяди мы не отдадим! Сохраним Родину свободной! В кино конечно. В жизни то оно как-то иначе выходит. Тихо, молча, незаметно. Без шума и пыли. Оптом и в розницу. У нас ведь не неметчина, где миллионы людей против карантинных мер и лишения гражданских прав выступают. У нас как в песне – широка страна моя родная. Вольно дышим, однако. Через масочку.

В-четвертых. Скажем пару слов об исторической точности фильма. Хоть он и снят буквально под эгидой историков РВИО, до реальной истории тут, мягко говоря, далеко. Известное дело – чем громче кричат об исторической памяти и точности, тем меньше её в реальности. РВИО конечно организация серьезная, спору нет. Но, пардон, Иосиф Виссарионович, глаголющий высоким слогом прям на камеру, да без родного грузинского акцента, это не история, это фентези для юных соросят. Про школу подготовки супер-разведчиков (из школьников) которых к опасному заданию за линией фронта готовили аж целых три дня, мы конечно же промолчим, так же как и про «предателя Клубкова» и прочие элементы «фильмы». Кто эту тему хоть немного изучал, знает, о чем идет речь.

К слову, по рассказам очевидцев истории, немцев в деревне вообще не было – их вызвали полицаи, которым Зою сдали крестьяне, возмущенные поджогом. Но это уже не про кино, это про жизнь, которая как обычно осталась за кадром. В кино мы увидим совсем другое. И попробуй, возрази что было всё совсем не так – мигом загремишь за «оправдание нацизма», хотя историческая точность и нацизм вещи разные. Про реальную Зою, про её жизнь и смерть, про её детство, школьные годы, переживания, трудности, нервные срывы, про войну и подвиг – про это ещё может когда-то кино и снимут. Но сейчас кино не про то. Оно про идеологию, которую нам ярко с экранов доносят.

Да, лозунг «Умри за Родину» звучит, конечно, гордо. Но хотелось бы немного конкретики услышать. За кого именно предлагается сегодня умирать? За покойных Сталина и Ленина или за ныне здравствующих Сечина и Вексельберга? А может за Абрамовича и Дерипаску? Или за Миронова и Захарушку Прилепина? За миллионера-коммуниста Грудинина? Или за Ксюшу Собчак и Толю Чубайса? Кто у нас теперь Родину олицетворяет, не подскажите режиссеры?

Подведем итоги.

Понятно, что молодежи нужен патриотизм. Спору нет. Только вот какой? Такой, как в кино – сталинский? Как в ютубе – навальновский? И когда на экраны вернется наш родной, исторический, основанный на тысячелетней православной традиции патриотизм? С внучкой священномученика Петра девушкой Зоей, о трагичной истории которой, так толком ничего ещё не сказано…

Ссылки: - https://kinofilmpro.ru/pro-zoyu-kosmodemyanskuyu.html

https://www.sb.by/articles/poslednyaya-noch-zoi-.html

https://aif.ru/culture/gallery/kadry_iz_filma_zoya

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Наверх