От состояния русской семьи зависит – быть или не быть России.
А почему? По той причине, что больная семья рождает больных детей. Больных как в нравственном, так и в физическом отношении. Больная семья рождает детей, не способных вырасти в полноценных граждан России, её созидателей и защитников.
Более того: больная семья малоплодна. Она является главной причиной демографической катастрофы русского народа. Да и не только русского. Сегодня едва ли не все европейские народы вынуждены уступать свою национальную территорию переселенцам из Азии и Африки, без привлечения которых в свою хозяйственную жизнь они уже не могут обходиться. Хотя от соседства с гастарбайтерами коренные жители страдают чем дальше тем больше. Страдают потому, что переселенцы образуют на их территориях свои национальные общины, являющиеся по существу государствами в государстве. Переселенцы захватывают незаметно ключевые позиции в странах их проживания и терроризируют местное разрозненное население. Впереди, если так будет продолжаться и дальше, десятки новых Косово на территориях России и других государств Европы.
Вот что такое больная семья.
У нас пишут в газетах о разгуле преступности в стране, о небывалой ещё продажности представителей власти, о пьянстве, главным образом, мужской половины населения (хотя в пьянство втягиваются всё больше и женщины, и дети). У нас пишут о миллионах не родившихся детей, убиваемых ежегодно русскими женщинами в их утробах. У нас пишут об армии беспризорных детей, об армии русских проституток, заполонивших просторы Европы и Ближнего Востока. У нас пишут о бегстве из нашей страны учёных и не только учёных. Но почему-то никто не связывает эти (и многие другие) позорные явления с их глубинной причиной – с расстройством русской семьи в самих её основах.
Причину несостоятельности нашей семьи видят исключительно в её нищете, хотя на самом деле это далеко не так. Главная причина нашей беды не в нашей бедности материальной, а в нашей бедности духовной. В непонимании тех духовных основ, на которых только и может строиться здоровая семья.
В странах Запада, где материальный уровень жизни достаточно высок, семья фактически так же малоплодна, как и в русском народе. Хуже того: сам институт семьи там начал уже отмирать. Как, впрочем, и у нас. С каждым десятилетием всё больше людей, способных к брачно-семейной жизни, отказывается от неё, предпочитая не обязывающие ни к чему половые связи.
И это неудивительно: перспектива подвергнуться пыткам, на которые обрекает человека современная семейная жизнь, отпугивает людей. Больная семья калечит не только детей, она калечит самих супругов. Это одна из главных причин мужского пьянства и стремления жён вырваться из семьи на работу вне дома.
Ниже я попробую изобразить главные устои здоровой семьи и объяснить, почему без них семья обречена на разрушение.
ПЕРВЫМ КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ является общая вера её членов во всемогущего и праведного Бога. Эта вера есть сила духоподъёмная. Она спасает человека от опускания на четвереньки в нравственном отношении, в каковом состоянии он становится уже не способным на брак.
Но эта общая вера членов семьи в праведного Бога не только поднимает их в нравственном отношении. Она даёт им основу для общего понимания ими смысла их жизни и правильного её строя. Основу для их взаимопонимания. Общая вера в Бога творит духовное единство семьи, без которого семья перестаёт радовать её членов и превращается в унылую прозу и обузу. Нет духовного единства в семье – и её члены замыкаются каждый в себе или ищут сомысленников на стороне.
Вот почему на полноценный брак способны далеко не все, а только праведно верующие в праведного Бога. А остальные строят правильно свои брачно-семейные отношения лишь в той мере, в какой бессознательно приближаются к этому правильному духовному строю.
Согласно православному вероучению, Бога надо любить больше, чем своего мужа или свою жену. Больше, чем любят родители своих детей, а дети родителей. В этом случае брачная любовь не увядает, но питается благой силой Бога. И в неё не проползает червь измены. В этом случае и любовь родительская, а также сыновняя и дочерняя, будут любовью в Боге, неиссякаемой и недоступной для проникновения в неё ни родительского эгоизма, ни сыновнего и дочернего равнодушия.
ВТОРОЙ КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ - это отчётливое понимание супругами иерархической природы брака. Это понимание разрушено в наше время безбожным образом мысли.
Согласно православному вероучению, жена создана Богом равной мужу по своей человеческой ценности, но не равной ему по своей роли в их общей жизни. Она создана помощницей своего мужа. И только в этом случае между супругами возможны любовь и лад.
Иерархия необходима потому, что именно она делает супругов одним нравственным целым, ставит их отношения на высшую ступень, когда жена доверяет своему мужу, а тот несёт полноту ответственности за общие их интересы. В этом случае жена тоже ответственна за правильный строй общей их жизни, и её ответственность укрепляет ответственность её мужа..
В то время, как равенство супругов по их роли в организации жизни опускает их отношения на уровень юридических отношений и тем самым противопоставляет их друг другу. Равенство внешнее провоцирует борьбу между супругами за личные их интересы, в жертву которым приносятся общие их интересы. Эта борьба обессиливает супругов и разводит их внутренне чем дальше тем больше.
Но мало того. Эта борьба калечит их детей. Прежде всего, дети страдают, когда обнаруживают разлад между своими родителями. А затем к этим страданиям детей добавляется ещё и нравственная их порча. Борьба родителей друг с другом разрушает их авторитет в глазах детей и приучает их вести себя в семье так же независимо от общих её интересов, как ведут себя их папы и мамы.
Что было бы на заводе, если бы инженеры и рабочие стали равноправными по части организации производства? Равноправными на том основании, что по своей человеческой ценности рабочие не уступают ни директорам, ни инженерам. Что было бы на войне, если бы на том же основании рядовые сравнялись с офицерами и генералами? В разумной соподчинённости успех и войны, и производства, и всякой общественной деятельности. Никакое большое дело без иерархии невозможно. А брак и семья это большое дело. Наисложнейшее и наиважнейшее.
Следует также обратить внимание вот на какое ещё обстоятельство. В праведном браке ни воля, ни разум жены, в её зависимом от мужа положении, не отмирают, а, наоборот, развиваются в полную силу. Это подобно тому, как детский умок, в зависимом от родительского ума состоянии, не ослабевает, но, наоборот, питаемый силой ума родителей, развивается, а предоставленный самому себе - дичает.
И точно так же дичает женский ум, если он отрывается от, как правило, более организованного по своей природе ума мужского.
Мне могут возразить, сказав, что женский ум по своей природе не отличается от ума мужского; а если и отличается в настоящее время меньшей развитостью, то лишь по причине закрепощения женщин в прошлом. Да и не только в прошлом.
Это возражение подкрепляется ещё тем обстоятельством, что за последние десятилетия женщины в т.н. «развитых» странах приобретают всё больше мужские психические черты, а мужчины, наоборот, их утрачивают. И это размывание характерных черт двух полов усиливает позиции сторонников полного равенства мужчин и женщин.
Однако если мы свяжем ослабление характерных черт двух полов с общим состоянием народа, в котором такое ослабление происходит, то увидим, что народ, допускающий это ослабление, начинает вырождаться не только нравственно, но и физически. Равенство женщин с мужчинами разрушает народ и расчеловечивает как мужчин, так и женщин. Вот какой ценой достигается успех по этой части.
В ходе всё большего исчезновения духовных половых особенностей мужчины утрачивают свои высшие мужские черты, среди которых одно из главнейших – сознание своей ответственности за состояние своей семьи и за состояние общества. Мужчины превращаются в безмозглых обывателей, попускающих преступникам хозяйничать в обществе. И даже в своей собственной семье они становятся не способными наводить должный порядок. Сегодня мужчины в лучшем случае только добытчики, хотя и по этой части они всё чаще отстают от своих жён.
А вслед за мужчинами утрачивают свои высшие женские качества и женщины. В погоне за своим личным успехом они приобретают низшие или средние мужские черты, связанные с работой вне дома.
Работая вне дома, они оказываются, как правило, в зависимости опять-таки от мужчин, но уже не от своих мужей, а от посторонних мужчин-руководителей. Что вынуждает их нередко уступать их сексуальным домогательствам, а то и сознательно делать карьеру в постели с начальством. И чем сильнее конкуренция за выгодные служебные места, тем чаще это происходит.
Но если даже дело не доходит до этого, то сама зависимость женщин от руководителей-мужчин и сама их физическая и психическая близость с другими мужчинами, неизбежная при общей работе с ними вне дома, есть обстоятельство, отчуждающее их от семьи и разрушающее доверие к ним со стороны их мужей.
При этом женщина может вести себя безупречно в своём рабочем коллективе, и сам коллектив может быть безупречным в нравственном отношении. Однако для мужа он есть нечто закрытое для него, а потому и нечто сомнительное. И точно так же для жены работа мужа в закрытом для неё коллективе, где он находится в течение рабочего дня вместе с неизвестными ей женщинами, есть обстоятельство, порождающее у неё подозрительность и далеко не всегда неоправданную ревность.
У нас не принято обращать внимания на подобные «мелочи», порождаемые так называемым женским «освобождением», которое потянуло за собою молодёжное и даже детское «освобождение». Сегодня в США, как рассказывала мне одна американка, действует закон, согласно которому мама не имеет права заставить свою дочь вымыть, например, посуду. А если она её заставляет, то дочь берёт телефонную трубку и звонит в соответствующую службу, которая предупреждает родительницу, что её будут судить, если она не откажется от насилия над своим ребёнком. Телефонные номера этой службы сообщают всем детям в школах, где их учат не бояться отстаивать свои права перед родителями.
Логика разрушителей семьи понятна: сначала лишить семью духовной её основы, которая возвышает членов семьи нравственно и объединяет их идейно в одно целое. Затем лишить силы и авторитета мужа, этого коренника семьи. Затем лишить силы и авторитета мать. После чего лепить из детей, как из мягкого воска, всё более откровенных эгоистов, управлять которыми сильным мира сего намного легче, чем управлять людьми, заботящимися об обществе. Ибо эгоисты продажны, их легко противопоставлять друг другу, ими легко манипулировать.
Итак, женское равноправие это вторая, после безбожия, причина разрушения русской семьи.
И, наконец, ТРЕТИЙ КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ. Это её настроенность на созидание вокруг себя духовно родственной ей среды.
Дело в том, что здоровая семья невозможна в больном обществе. Она заражается его ядами и тоже заболевает. А современное общество это общество больное, насыщенное эгоизмом и жаждой всё большего материального успеха. Это общество, не сознающее, в какую нравственную бездну этот господствующий в нём дух его затягивает.
Вот почему здоровая семья, если она хочет сохранить своё здоровье, должна наращивать вокруг себя здоровую среду, защищающую её от ядов больного общества. И не просто здоровую в нравственном отношении, а среду родственную ей в религиозном и национальном отношении.
Если эта родственная семье среда будет аморфной, то она будет слабой, и польза от неё будет невелика. Поэтому семья нуждается не просто в родственной ей среде, а в среде эффективно организованной. И чем лучше будет организована эта среда, тем больше она приблизится к правильно организованной национальной общине.
Национальная община есть наилучшая среда для жизни и совершенствования семьи. Национальная община это своего рода большая семья, состоящая из множества малых семей. Сила национальной общины в правильной духовной ориентации её членов и в практической их взаимопомощи. Чем сильнее община, тем сильнее каждый её член.
По мере количественного роста таких национальных общин должны возникать их объединения районного, областного и краевого масштабов, усиливающие каждую отдельную общину. А далее – объединение их в общенациональном масштабе.
Как всякое живое тело состоит не непосредственно из атомов, а из их объединений в молекулы, клетки и разные органы, так и народ. Если народ находится в атомизированном состоянии или близком к нему, то это не высшее его состояние, а самое низшее. Это предсмертное его состояние.
Поэтому все нравственно живые его представители, сознающие описанные выше зависимости, должны искать ещё живых в нравственном отношении соплеменников, чтобы вместе с ними возрождать правильный строй своего народа. И не просто возрождать, но во многом создавать его заново в более совершенном виде, потому что прежняя его организация оказалась не способной сохранить его от разрушения.
Итак, повторю всё вышесказанное кратко: Больная семья порождает больных людей, не способных ни созидать Россию, ни защищать её от её врагов. Условиями здоровой семьи являются: праведная вера её членов в праведного Бога, правильная иерархия в организации семьи при полном равенстве всех её членов по их человеческой ценности и общая их настроенность на созидание своей национальной общины и всего своего народа.
Все эти три темы нуждаются в дальнейшем раскрытии, особенно тема национальной общины в современных условиях. Но думается, что и сказанного достаточно для того, чтобы понять, что национальная безопасность России зависит от того, возродится ли русская семья духовно. Ибо без возрождения русской семьи не возродится русский народ, а без возрождения русского народа, этой основы России, Российское государство обречено на катастрофу. И никакие внешние его успехи, если даже они будут достигнуты, его не спасут.
24 октября 2007 г.