1. СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО. Вот без чего нельзя жить. Но масонские идеологи утаили от людей, что Свобода невозможна без Закона, Равенство невозможно без Иерархии, а Братство невозможно без Отечества и Материнства. Закон, Иерархия и Брак – вот, после правильного представления о Боге, начала гармонии в человечестве. Начала, но не конец, потому что дальше идут, вырастая из уже названных начал, ОБЩИНА и НАЦИЯ. А ещё дальше – НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО и ИМПЕРИЯ высшего типа (не как механизм угнетения одних народов другими, а как СЕМЬЯ НАРОДОВ, обеспечивающая каждому из них свободу и правильное развитие). Но и это ещё не конец, потому что конца нет, конец это бесконечность, это ЛЮБОВЬ, которая должна обнять всё творение и которая выше всего. Это САМ БОГ, Который сотворил этот мир, чтобы приобщить его к Своему блаженству.
2. Сегодня русским людям внушают, что придёт некогда «вождь» и поразит их врагов, а самих их организует. Так им внушают, чтобы они не думали о действительных причинах своих катастроф, а, «полёживая на печи», мечтали о своём прошлом и будущем. Чтобы не думали о правильной своей организации или, в крайнем случае, организовывались на ложных началах.
3. Вот говорят, что знания это сила и власть. Но по мере умножения знаний человек становится их пленником, и его видимая сила оборачивается тайным его бессилием. Знания могут порабощать человека. И сегодня он блуждает среди необъятных знаний, как ребёнок в диком лесу. И запутывается в них, как муха в паутине. Знания обессиливают его в самом главном – в вопросе о том, как ему жить и для чего. Особенно одичали современные учёные. Это какие-то обросшие мудрёными словами дикари, промышляющие охотой за всё новыми видами частных знаний. Современная наука (особенно гуманитарная, но, думается, не только она) превращается незаметно в колдовство нового типа. Как при капитализме торжество частной собственности развращает и порабощает почти всех, так и в современной науке торжество частных знаний даёт сходный эффект.
Чтобы освободиться от этого дурмана и стать людьми разумными, надо не только систематизировать существующие знания, но и, главное, систематизировать их на правильной духовной основе. Лишь этим путём мы обретём благую и потому действительно созидательную силу. А без неё человеческие проблемы будут решать людоеды своими людоедскими методами: уничтожением «лишнего» большинства человечества его меньшинством; эксплуатацией нового его большинства (после уничтожения «лишних») опять-таки его меньшинством; и, наконец, порабощением всех и вся духом противным духу Евангелия.
4. Соединить то положительное, что было в СССР, с тем положительным, что было в дореволюционной России, значит покончить с гражданской войной в русском народе, которая продолжается до сих пор. Это значило бы покончить с русской разрозненностью и объединить русских в единое духовное целое. Но сделать это невозможно, не осознав в полной мере болезней двух альтернативных обществ. Не осознав того, что как старый дореволюционный строй, так и новый советский, были глубоко больными и потому противоречивыми по своей природе. На этом сознании противоречивости как советского периода истории, так и предшествующего ему, могли бы (и потому должны) примириться все русские люди. На понимании того, что никаким человеческим умом не определить, чего было больше, добра или зла, в том и другом типах общества. На понимании того, что любая попытка предупредить Божий суд в этом вопросе своим маленьким человеческим судом вызовет неизбежно встречное противоположное суждение, а в результате русские опять разделятся на два главных враждующих лагеря. А эти два лагеря, в силу их внутренней ущербности, начнут делиться опять на всё более мелкие группировки несогласных друг с другом.
Дореволюционное общество было христианским не только официально, но христианское начало уживалось в нём с самыми антихристианскими вещами. И, что самое главное, это христианское начало таяло в нём всё больше с ходом времени. Рыба, как говорится, гнила с головы. Новое же советское общество начиналось с оголтелой вражды к христианству и намерения истребить его полностью. Однако это была субъективная сила первых его строителей и, главным образом, их заправил. А объективная сила была прямо противоположной: социалистическая природа общества требовала подведения положительной духовной базы под здание общества и придания его развитию нравственного и разумного характера. Таким шагом в сторону здравого смысл стал «Моральный кодекс строителя коммунизма».
5. Дореволюционное российское государство было, начиная с Петра 1, западническим по преимуществу. И оно распространяло западную заразу в русском народе. Оно волочилось вслед за Западом в безбожие и капитализм чем дальше тем больше. А советское государство, начавшись с безбожия и русофобии, имело направленность прямо противоположную. Безбожие и русофобия в нём медленно, но всё-таки таяли. Таяли вопреки господствующей идеологии и усилиям её приверженцев. Таяли под влиянием как чисто государственных интересов, так и под влиянием самой социалистической идеи. Безбожие и русофобия не успели исчезнуть в советском государстве полностью, но дело шло к этому. Дело шло от безбожия к новому, социально осознанному, прочтению Христианства. И к обновлению, под знаком социального Христианства, русского национального сознания. Что повлекло бы за собою и обновление национального сознания других, советских и зарубежных, народов. Вот какая опасная для врагов Христианства перспектива замаячила в советской жизни. И вот почему был разрушен Советский Союз его хозяевами.
6. Познание начинается с внушения (подобно тому, как свобода начинается с закона). Первые опорные знаки по части понимания человек получает в младенчестве и детстве в виде внушений. Ему не объясняют, а указывают, говоря: это – хорошо, а это – плохо. Это следует делать так, а это вот как. И так продолжается до юности, даже до зрелости. Но уже с детства к внушениям добавляются постепенно всё в большем размере объяснения, поначалу поверхностные, а затем всё более глубокие. Внушения же уменьшаются в своём объёме, пока не исчезают полностью.
Но сказанное относится лишь к правильно развивающимся умам. Умы же уродливые и недоразвитые нуждаются даже в почтенном возрасте, для их исправления и развития, в каких-то формах внушения. А для зрелых умов внушения становятся вредными, потому что блокируют их самостоятельное развитие. Зрелых мужей следует не поучать, а беседовать с ними на равных, чтобы они самостоятельно, а не под нажимом авторитета, приходили к той или иной истине.
7. Бог это Совершенство. Если бы Его не было, то было бы непонятно, откуда в мире появилась способность к совершенствованию. Если её не насадил Сам Творец в Своём творении, то откуда эта тяга к Нему?
8. В одном вопросе - религиозном - необходим ВЫБОР между началами противоположными, между Богом и Его противником или Его противниками. И, следовательно, выбор между двумя типами жизни – богослужением и идолослужением.
В других же вопросах – социальных – необходимо СОЧЕТАНИЕ противоположных начал, таких, как высокое и низкое, свободное и принудительное, благодатное и законное, священное и мирское, идеальное и наличное, теория и практика, мужское и женское, простое и сложное, правое и левое и т.д. А чем объясняется необходимость такого сочетания?..
9. Каждый из нас за правду. А видит её так, как видит её его разум. И потому каждый заботится о торжестве своего видения правды, отождествляя его с правдой подлинной. И в результате получается, что мы как бы замурованы наглухо в своей субъективности.
Но нет, мы замурованы только отчасти, потому что способны понимать свои ошибки, когда на них указывают нам другие. И даже сами нередко обнаруживаем их со временем. А потому чем внимательнее мы к своим мыслям, чем обстоятельнее обсуждаем их с сомысленниками и оппонентами, тем больше шансов на выход из своей отъединённости к тому, что объединит некогда всех.
10. Человек умирает духовно, когда утрачивает смысл своей жизни. А вслед за его духовной смертью наступает и смерть телесная. Он заболевает, когда утрачивает сочувствие и поддержку ближних. Заболевает и тогда, когда сам перестаёт им сочувствовать и поддерживать их. Вот почему нужна вера в Бога. Вот почему нужна семья, наполненная Богом, община, наполненная Богом, и нация, наполненная Богом. А в перспективе – всё человечество и всё мироздание, наполненные Богом. Лишь тогда прекратится смерть и не будет болезней. И все будут готовы не только жить, но и умирать друг ради друга.
11. Человеческое бессмертие было бы нелепым, если бы не было связано внутренне с бесконечным постижением бесконечного совершенства Творца. Но с нашим теперешним умом судить об этом можно лишь так, как малые дети судят о делах взрослых. Мы отчасти догадываемся, но слишком многого не знаем.
12. Кто знает, может быть, за веком информатики последует век смысла жизни. Или даже тысячелетие. В истории, вопреки Екклесиасту, происходит нечто действительно новое. Иначе история не имела бы смысла. Сегодня, за редчайшими исключениями, уже невозможно поедание людьми человеческого мяса. А когда-то оно было распространённым обычаем. Сегодня уже невозможно публичное приношение в жертву «богам» своих детей, а некогда это было тоже обычаем. Раньше люди не имели правильного представления о Божестве, а сегодня они могут получить его в Церкви Христовой. А если так, то почему бы и вопрос о смысле человеческой жизни не стал со временем достоянием уже не одиночек, как это было раньше, но общим достоянием всех людей? И тогда педагоги станут истинными учителями, и отцы станут истинными отцами, а матери истинными матерями.
13. Разве ученик не зависит от своего учителя? И разве его зависимость не есть для него благо? Разве эта зависимость не есть условие развития его ума? Всё дело в том, от кого зависеть и кому. Поэтому для одних зависимость от Бога это начаток Рая, а для других источник мучений.
14. Совесть есть голос Божий, звучащий в душе всякого человека, какой бы веры он ни был. Человек может прислушиваться к этому голосу, и тогда он звучит всё слышнее и всё быстрее приближает человека к истине. Но человек может и затыкать свои уши, чтобы не слышать его, и тогда этот голос звучит всё тише или смолкает. В этом случае человек всё быстрее удаляется от истины. И его называют бессовестным, т.е. не слышащим голоса Божия в своей душе.
2004 г.