К столетию русской катастрофы. "Фантом Февраля 1917 года". Борис Галенин. Часть третья.

Опубликовано 21.01.2017
К столетию русской катастрофы. "Фантом Февраля 1917 года". Борис Галенин. Часть третья.

Геополитическое значение Салоник, и открывающемуся через них пути столь велико до сих пор, что именно с возможностью прорыва в Центральную Европу и связана вся суета НАТО вокруг «Косова – ключа к Вардаро-Моравской долине, соединяющей Западную Европу с регионом проливов»86.

«Англосаксы» и их европейские подголоски и сейчас боятся контроля православной державы над этой территорией. Лучше уж исламские экстремисты и наркоторговцы. Как видим, наши заклятые друзья свою систему ценностей четко выдерживают.

Надо было что-то делать с Царем

А в 1917 году такой неоспоримо стратегически одаренный человек, как Государь Император Николай II, не мог не понимать в отличие, скажем от генерала М.В. Алексеева, значения Салоник, выход к которым мы получали в результате Константинопольской операции.

Благо лучшая в Империи Кавказская армия, возглавляемая лучшим нашим генералом той войны Николаем Юденичем, была рядом. А Юденич был вдобавок верный человек. Достоверно известно, во всяком случае, что еще в двадцатые числа февраля 1917 года, Императорская Ставка приказала сосредоточить значительные кавалерийские силы для весенне-летнего наступления. Не на Салоникском ли фронте?

Была реальная возможность закончить войну летом 1917 года, при этом русские войска оказывались в центре Европы. А заодно у Багдада и в Персии, где наши войска составляли личную гвардию шаха.

Заметим, что по сравнению со Второй мировой войной, Императорская русская армия достигла своих успехов относительно малой кровью. Ее потери убитыми на 22 февраля 1916 года были порядка 600 тысяч человек.

С учетом умерших от ран и пропавших без вести все равно не более 800 тысяч человек. Поскольку именно вокруг «огромных» потерь русской армии в Мировую войну, которые тоже ставят в число причин Февральской «революции» накручено много, в том числе и добросовестно, лживых сведений, пришлось провести на эту тему определенную работу, методами простой статистики и ни от кого не скрытой информации. Работу, которая надеюсь, вскоре увидит свет. Там будет подробнее и об успехах армии, флота и военной промышленности.

Здесь приведу только окончательные выводы.

А именно: на русском фронте, считая турецкий, погибло в 2,5 раза больше солдат противника.

Соотношение потерь 1:2,5минимальное соотношение для оценки эффективности Русской Императорской Армии!

И это соотношение обратно пропорционально соотношению потерь советской армии с потерями немцев и их союзников в Великую Отечественную войну.

Все остальные оценки потерь, а также их соотношение с потерями наших противников на фронтах Великой войны, являются плодами либо добросовестного заблуждения, либо преднамеренного, пусть вызванного весьма неоднородными причинами, желания по-прежнему любым способом уничижить Историческую Россию, Российскую Империю. Любым способом принизить ее достижения, показать ее отсталость во всем, в том числе и военной сфере.

А заодно показать и бездарность высшего руководства Империи, и, прежде всего, самого носителя верховной власти.

Так что у нас хватало сил для весеннего наступления 1917 года и на Босфор, и в Салониках. А армия была, как говорится, вооружена до зубов: еще на Великую Отечественную много чего осталось, не говоря про Гражданскую.

И уж если профессор Милюков понимал, что после этого наступления любые выпады против Царя обречены, то не хуже возможности русского оружия осознавала и разведка, например, наших «англосаксонских» союзников.

То, что внутренние изменники в феврале 1917 года действовали в полной координации с врагами внешними (особенно с «союзниками»), показывает пример с лордом Мильнером. На Петроградской конференции января-февраля 1917 года тот почти ультимативно предложил Государю ввести в состав командования русских войск иностранных советников – поскольку свои «приводные ремни» Царем были выведены из строя.

Отказ Царя показал «кому надо», что Русский Государь все понимает и будет вести Свою, Русскую политику. Военная и дипломатическая победа России была обеспечена. Все 30-летние (по крайней мере, с 1887 года!) планы по военному сокрушению Российской Империи, последнего православного царства, рушились.

Надо было что-то делать с Царем. Дальнейшее известно.

Мировая война: победы Империи

Еще раз кратко суммируем «военную» составляющую государевой работы в Мировую войну.

После принятия Царем на себя верховного руководства вооруженными силами Империи:

1. Наступление германских войск Было остановлено в Западной Белоруссии и Прибалтике, а не на берегах Волги, Невы и Кубани, как при Сталине, и не в Москве, как при Александре I и Кутузове, и не у Полтавы, как при Петре Великом!

2. Было установлено абсолютное господство русского флота на Черном море, что повлияло на следующие события:

а) Разгром турецких сил в Лазистане и взятие Трапезунда.

б) Срыв попытки Германии обойти русский фронт через Румынию: благодаря быстрой переброске войск по Черному морю нами был оперативно создан румынский фронт.

3. Проведено наступление Юго-Западного фронта – Императорский прорыв, нанесший катастрофический удар по силам Австро-Венгрии87.

4. Был взят Эрзерум.

5. Создана флотилия Северного Ледовитого океана, для обеспечения связи с союзниками через Мурманск88.

6. На весну-лето 1917 года был подготовлен одновременный удар по Германии и Турции (Босфорская операция), который должен был поставить точку в затянувшейся войне.

Решающий вклад Русской Императорской Армии в военные итоги Мировой войны в его числовом выражении приводит в своей «Истории русской армии» Антон Керсновский.

«За три года исключительно тяжелой борьбы русской армией было взято 2 200 000 пленных и 3 850 орудий.

Из этого числа

германцев − 250 000 пленных и 550 орудий,

австро-венгров − 1 850 000 пленных и 2 650 орудий и

турок – 100 000 пленных при 650 орудиях.

За то же время Францией было взято 160 000 пленных и 900 орудий,

Англией − 90 000 пленных при 450 орудиях, а Италией − 110 000 пленных и 150 орудий.

Русские трофеи в шесть раз превысили трофеи остальных армий Согласия, взятых вместе»89.

Таким образом, по главному критерию оценки полководца – его военному успеху, по одержанным его армиями победам, − высокая оценка Императора Николая II сомнению не подлежит.

Сообща против Америки и Англии

Раскроем чуть подробнее значение тайного стратегического договора с Японской Империей, заключенного осенью 1916 года. После войны гросс-адмирал Тирпиц называл это договор прообразом оси «Петроград-Токио», к которой он мечтал бы присовокупить и Германию. Кстати сказать, − вполне реальная вещь. И кому как не России пришлось бы после войны содействовать восстановлению Германию. А свергнуть там монархию Государь, при наличии армии в центре Европы, однозначно бы не позволил.

Стратегическое значение договора с Японией вытекает уже из того, что он фактически относил к зоне нашего влияния весь Северный Китай, примерно по параллели Владивостока. Не поленитесь взглянуть на карту.

По мнению специалистов “прорусская (!) ориентация членов японского кабинета министров создавала хорошие условия для сотрудничества двух стран”. Партнерство Российской Империи и Японии “могло изменить весь ход международных отношений в Восточной Азии”90.

Что характерно, известный русофоб товарищ Ленин был почему-то настолько возмущен русско-японским договором 1916 года, ставящим точку во враждебных отношениях между державами, что предал его гласности с соответствующими комментариями немедленно после Октябрьского переворота. Считая это одной из первых и важнейших задач советской власти.

Советский комментарий 1917 года характеризует договор года 1916-го как “Тайное соглашение между Россией и Японией, имеющее в виду вооруженное выступление сообща против Америки и Англии на Дальнем Востоке ранее лета 1921 года91.

Комментарий этот наводит, между прочим, на мысль, что не немецким все же агентом был товарищ Бланк, а, скорее,«англосаксонским».

Но с большевистскими комментариями или без них, договор 1916 года настолько существенно менял в нашу пользу геополитическую конфигурацию на Дальнем Востоке и не только на нем, что стоил хорошей выигранной войны.

Еще полгода…

Таким образом, останься Государь еще полгода на троне, и перед глазами изумленного человечества возник бы несокрушимый геополитический колосс от Берлина и Вены до Константинополя и, возможно, Багдада с Иерусалимом, с решающим влиянием в Персии и выходом к Индийскому океану, и уже к 1918 году с третьим в мире флотом.

О флоте стоит немного сказать отдельно. В уже цитированном труде Сергея Виноградова «Последние исполины Российского Императорского Флота» впервые подробно рассказано о проектах создания нового поколения русских сверхдредноутов с 16-дюймовой артиллерией, то есть артиллерией главного калибра 406 мм и о реальности воплощения этих проектов. Мощность русских заводов и верфей позволяла осуществить их уже к началу 1920-х годов.

На оперативных картах уже были отмечены районы действия нового океанского флота Империи. Приведем для наглядности одну из них (Схема 1).

На карте нанесены все основные районы, где планировалась деятельность флота в 1920-е годы. Ясно видно, что основная активность флота перенесена в океаны, с опором на северную базу в Романове-на-Мурмане.

В Средиземном море, кроме базы в Эгейском море, планировалась создание базы в Бизерте, для обеспечения военно-морского преобладания в Восточном Средиземноморье.

Оперативная переброска морских сил на Дальний Восток в этих планах обеспечивается Северным Морским путем. Именно для разведки этого пути служили экспедиции А.В. Колчака и Б.А. Вилькицкого, осуществленные Морским министерством в 1911-1914 годах, а также экспедиции В.А. Русанова и Г.Л. Брусилова.

А присутствие Российского Императорского Флота в Мировом океане должны были обеспечивать мощнейшие в мире сверхдредноуты новых проектов, один из которых приведен на рис. 1.

«В последних проектах тяжелых артиллерийских кораблей, созданных накануне и в период Мировой войны, отечественная военно-морская и конструкторская мысль зачастую опережала зарубежную.

Таким морским державам, как Англия и Япония, удалось приблизиться к уровню русского проекта 16-дм линкора 1916-1917годов лишь на рубеже 1920-х годов, в то время как флоту США это оказалось не под силу…

Схема 1. Основные районы действия Русского Императорского Флота по предвоенным планам

Выход России к 1914 году на передовые позиции в мире по темпам роста ее морских вооружений, наибольшему среди других государств росту уровня расходов на создание первоклассного флота, [планы претворения в жизнь новых широких морских программ, с мощными сверхдредноутами во главе], свидетельствуют о стремительно набиравшем силу политико-экономическом развитии страны, ее крупных исторических перспективах.

Рис. 1. Сверхдредноут проекта И.Г. Бубнова с четырехорудийными башнями и 16-дм орудиями

Надолго забытые после смены власти в стране в 1917 году, эти проекты, в конечном итоге, являются историей нереализованных возможностей России начала XX столетия, историей прерванной перспективы ее развития и процветания»92.

На десять лет раньше

Итак, к началу 1917 года Российская Империя была страной с «самой успешной военной экономикой» по компетентному мнению Ангуса Мэддисона, экономикой выросшей во время войны по крайней мере на 22%. Страной с передовой наукой и лучшим в мире продвинутым и высшим образованием, по крайней мере техническим, с разработанной во время войны системой научно-исследовательских институтов, которую частично сумели воплотить потом большевики.

Страной, в которой к 1920 году должен был завершиться проект «школьные сети», обеспечивающий население гигантской империи школами в часовой доступности. Страной, сельское хозяйство которой, даже в условиях тяжелейшей войны могло создать в ней «излишки продовольствия».

Уже в 1914 году Россия была сильна как никогда за всю свою историю. Столыпин говорил в 1911 году, что еще двадцать лет и Россия будет непобедима. Война ускорила темпы всестороннего развития, и все это должно было свершиться на десять лет раньше.

Таких успехов, действительно, не было ни у одного из Императоров Дома Романовых. И что бы ни говорили об этой династии – именно она создала величайшую в мире Империю.

Нехватка репрессий?

Часто даже расположенные к Государю люди говорят, да и сам я считал до недавнего времени, что да, Он сделал все это, но вот репрессий надо бы было побольше, чтобы боялись93.

И это отсутствие «должного числа репрессий» воспринималось как признак слабости, снижающий ореол величия Государя. Но внимательно вчитываясь в тексты Его рескриптов и Манифестов, просто физически ощущаешь за ними непреклонную волю, не говоря уж о заложенных в них стратегических основах русской политики.

На самом деле, Государь вполне знал Себе цену, и хотя Ему категорически не хватало рядом людей «правды и совета», Он считал себя в состоянии преодолеть всех своих врагов. Врагов что думских, что бюрократических, что революционных. Преодолеть, миновать, обойти и вопреки врагам достичь своей цели.

Спокойно, неотвратимо, твердо и без лишних репрессий: их Он, будучи православным монархом по сути своей, а не по видимости, действительно не любил, считая и ощущая себя Отцом нации.

Даже к преступникам Он относился как к непутевым детям.

У нас будет случай убедиться в этом лично.

И безпристрастные факты показывают, что цели своей Он достиг.

Уже во время войны Россия вышла из кризиса вооружений и была готова поставить победную точку в войне. После чего можно было и показать, когда наступит момент истины, неожиданное для многих укрепление позиций России в Азии в результате русско-японского союза. Фронтовая, действующая армия была за Царя, а тыловая обстановка, не считая столицы, была даже спокойнее, чем в японскую войну.

От заговора же и убийства никакие репрессии и охрана не спасут. 20 июля 1944 года тот же фюрер, который охраной не пренебрегал и на репрессии был скор, уцелел от взрыва бомбы полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга чудом. И охрана к этому чуду ни малейшего отношения не имела.

И вновь вынужден повториться.

Руку заговора Февраля 1917 года направляла, в конечном счете, не Дума и не Ставка, и даже не английская разведка, а неумолимая идея «прогресса», обратившая большую часть образованного слоя de facto в материалистов и атеистов и этим лишившая их духовного зрения.

Возможность видеть правду у них сохранялась, а способность увидеть ее была безвозвратно уничтожена их собственной склонностью ко лжи.

Трудно в это поверить, но они действительно не видели гигантских достижений и успехов Императора Николая II и Его политики, и, вопреки очевидности, доказывали себе и окружающим ее гибельность. И при этом, не стесняясь, измышляли для обоснования и оправдания своей неспособности и нежелания воспринимать правду гнусную ложь, вроде «распутинской легенды»

И эта духовная слепота по сей день делает недоступной правду об Императоре и Императорской России для огромного числа наших современников.

Никакие книги, несущие эту правду, здесь не помогут, поскольку написаны они для людей, способных чувствовать правду сердцем, но лишенных знания конкретных фактов. Только таким людям правдивая информация может помочь.

Наиболее ярко и вместе с тем очень просто и убедительно силу духовной слепоты проиллюстрировал Клайв Стейпл Льюис в «Последней битве», заключительной книге о Нарнии, волшебной стране, Творцом и Благим Повелителем которой является Лев Аслан, «Сын Императора страны за морем», у нас на земле «известный под другим именем».

Глава 13 этой книги называется «Как гномы отказались быть обманутыми».

Как гномы отказались быть обманутыми

Воины Нарнии, оставшиеся в живых в последней битве с силами зла, через волшебную дверь простого хлева попадают в чудесный, можно сказать райский, сад. С ними попадает туда же несколько из сражавшихся некоторое время на их стороне (но весьма из своих соображений) гномов-«материалистов».

Но если герои Нарнии Эдмунд, Юстэс, Люси, последний король Нарнии Тириан и другие – в восторге от райского сада, где они встречают тех, кого давно не чаяли увидеть, − то с гномами обстоит все иначе.

Они сидят в темноте хлева, ощущая только его тесноту, грязь и соответствующие запахи. Позволю небольшую цитату.

«Люси повела их, и вскоре они увидели гномов. Это было странное зрелище. Гномы не прогуливались, не радовались и не отдыхали (хотя связывающие их веревки исчезли), они сидели маленьким тесным кружком, лицом друг к другу, не глядели по сторонам и не замечали никого, пока Люси и Тириан не подошли так близко, что смогли прикоснуться к ним.

Гномы разом подняли головы, как будто ничего не видя, а только прислушиваясь и пытаясь по звукам угадать, что происходит.

Осторожней! − угрюмо сказал один, − соображайте, куда идете, вы сейчас наступите нам на головы!

Вот еще, − возмутился Юстэс. − Мы не слепые, у нас есть глаза.

У тебя, должно быть, прекрасное зрение, если ты можешь здесь хоть что-нибудь разглядеть, − буркнул тот же гном (звали его Диггл).

Здесь? − спросил Эдмунд.

Какой ты тупица, конечно здесь, − ответил Диггл, − в этой черной как смоль, вонючей маленькой дыре.

Вы ослепли? − спросил Тириан.

А разве ты не слепнешь в темноте? − отозвался Диггл.

Но ведь здесь светло, глупые гномы, − воскликнула Люси. − Разве вы не видите? Посмотрите! Посмотрите вокруг! Разве вы не видите неба, деревьев, цветов, разве вы не видите меня!

Как, во имя всех Обманщиков, я увижу то, чего нет, и как я могу видеть тебя лучше, чем ты меня, в такой темнотище?

Но я вижу тебя, − возразила Люси. − И могу это доказать. У тебя во рту трубка.

Так может сказать каждый, кому знаком запах табака, − отозвался Диггл.

О, бедняги! Это ужасно, − огорчилась Люси. И тут у нее возникла мысль.

Она сорвала дикую фиалку: “Послушай, гном, если у тебя что-то не то с глазами, то с носом, наверно, все в порядке. Понюхай это”.

Она наклонилась и поднесла свежий влажный цветок к безобразному носу Диггла. Но ей пришлось быстро отскочить назад, чтобы избежать удара маленького тяжелого кулака.

Как ты смеешь? − закричал он. − Зачем ты суешь этот мерзкий помет прямо мне в лицо? Тут еще и чертополох. Что за нахальство! Кто ты?

Подземный житель, − сказал Тириан, − она − королева Люси, посланная сюда Асланом в глубоком прошлом. И только ради нее, я, Тириан, ваш законный король, не снесу вам головы немедля, ведь вы предали дважды.

Ну, это уж слишком! − воскликнул Диггл. – Как ты можешь нести такой вздор? Разве твой чудесный лев пришел на помощь?И теперь − даже теперь − когда вы разбиты и брошены в эту темную дыру, вы продолжаете старую игру. Придумали бы новую ложь! Пытаетесь заставить нас поверить, что никто не заперт в темноте, и еще неизвестно во что.

Это не темная дыра, пойми, глупец, − закричал Тириан. − Выходи отсюда, − он подался вперед, схватил Диггла за ремень и колпак и вытащил из тесного кружка гномов. Как только Тириан поставил его на землю, Диггл метнулся назад на свое место, потер нос и завыл:

О-о-о, что ты сделал! Стукнул меня лицом о стену! Ты расшиб мне нос.

Боже мой! − сказала Люси. − Что мы можем сделать для них?

Оставим их, − предложил Юстэс.

В этот миг земля задрожала, сладкий воздух внезапно стал еще слаще, что-то яркое вспыхнуло позади.

Все повернулись.

Тириан обернулся последним, потому что боялся.

Мечта его сердца − огромный, настоящий, золотой Лев, сам Аслан был там. Все стояли на коленях вокруг его передних лап, спрятав руки и лица в гриве, а он поворачивал голову, касаясь их языком.

Затем он устремил взгляд на Тириана, и тот, дрожа, подошел, стремительно обнял лапы Льва, а Лев поцеловал его и сказал:

Отлично, последний король Нарнии, твердо стоявший в последний час”.

Аслан, − попросила Люси сквозь слезы, − можешь ли ты… сделаешь ли ты что-нибудь для этих бедных гномов?

Дорогая, − ответил Аслан, − я покажу тебе, что я могу сделать, и чего не могу.

Он подошел к гномам поближе и издал низкое рычание, сотрясшее воздух.

Гномы заговорили друг с другом:

Слышишь? Это та шайка на другом конце Хлева. Пытаются испугать нас. Они делают это специальной машиной, не будем обращать внимания.

Не дадим снова обмануть нас”.

Аслан поднял голову и потряс гривой.

Внезапно на коленях у гномов оказались роскошные яства: пироги, языки, голуби, трюфели, мороженое, а в правой руке у каждого бокал с отличным вином.

И все было бесполезно.

Они начали жадно есть и пить, но было ясно − они не понимают, что у них в руках. Им казалось, будто они едят то, что можно найти в Хлеву.

Один говорил, что пытается есть солому, другой − что нашел кусок старой репы, а третий − что ест сырой капустный лист.

Потом они подняли к губам золотые бокалы с красным вином и сказали:

Нравится ли вам пить грязную воду из того же корыта, что и осел? Никогда не думали, что дойдем до такого”.

Вскоре каждому стало казаться, что другой нашел что-то более вкусное; они начали драться и отнимать друг у друга куски и ссорились до тех пор, пока не завязалась настоящая драка, и вся изысканная еда была размазана по их лицам и одежде и растоптана под ногами.

Наконец они сели, чтобы привести в порядок кровоточащие носы, и сказали:

Во всяком случае, здесь нет Обманщика. Мы никому не позволим обманывать нас. Гномы для гномов.

Вот видите, − промолвил Аслан, − они не позволяют нам помочь им.

Они выбрали хитрость вместо веры.

Их тюрьма внутри них, и потому они в тюрьме.

Они так боятся быть обманутыми, что не могут выйти из нее».

Нет никакого оправдания

Даже Высшее существо, как видим, не в состоянии открыть гномам-«реалистам» глаза.

Государь был обречен на непонимание окружавших Его «гномов» в генеральских и придворных мундирах, в думских фраках и сюртуках.

А от народа они закрывали Его плотной завесой. По-научному еще любят употреблять слово «средостение».

Тем не более нам важно понять и «установить ту правду, что между Царем и Народом если и было «средостение», то не было антагонизма.

Что если Государь Император делал для России и для народа все, что только было в человеческих силах, − но и Народ отвечал Ему своим доверием.

Что революция − обе революции: и Февральская и Октябрьская вовсе не вышли из народа, а вышли из «средостения», которое хотело в одинаковой степени подчинить себе и Монархию и Народ»94.

Причем «средостение» было тройным: бюрократическое, общественно-либеральное и революционное.

От них всех и пошла ложь о Феврале, а как следствие, и обо всей истории императорской России. Правду же о Феврале ни правые, ни левые «средостенники», ни их духовные потомки сказать в принципе не могут: они и осознать-то ее не могут

«Правые, которые сделали революцию, признаться в этом не могут никак.

Именно поэтому правая публицистика эмиграции ищет виновников Февраля в англичанах, немцах, евреях, масонах, японцах, цыганах, йогах, бушменах, в нечистой силе и в деятельности темных сил, ибо как признаться в том, что “темными силами”[хуже того – бессловесными холуями действительно темных сил!Б.Г.] были как раз помещики, фабриканты и генералы?

Не могут об этом говорить и левые, − ибо что тогда останется от народной революции?

От великих завоеваний Февраля?

И от “восстания масс против проклятого старого режима”?

Правые не могут признаться в том, что страшная формулировка Государя Императора о предательстве и прочем относится именно к их среде,

левым очень трудно признаваться в том, что февральская манна небесная, так неожиданно свалившаяся на них, исходила вовсе не от народного гнева, не от восстания масс и вообще не от какой “революции”,

а просто явилась результатом предательства, глупости и измены в среде правившего слоя.

Таким образом, фальшивка Февраля декорируется с двух сторон:

левые пытаются все свалить на народ,

правые − на народ, “обманутый левыми”»95.

На самом деле, повторим еще и еще раз, «никакой “народ” никакого участия в Феврале не принимал.

Но кое-какие массы принимали кое-какое участие в “углублении Февраля” − а что им оставалось делать?

Веками и веками привычная власть пала.

Кому было верить?

Массы не верили никому»96.

А потому нет и не может быть никакого оправдания заговорам и революциям.

«Нет, нет никакого оправдания революции − ни Февралю, ни Октябрю.

Нет, никаких положительных сторон ни в Феврале, ни в Октябре нет.

Нет, революции нет никакого оправдания. И в ней не было никакого “народа”.

Была грязь, предательство, бездарность, бесчестность − немецкие деньги, английские влияния, безмозглое своекорыстие, − кровь и грязь, грязь и кровь…

В грязи и крови родился Февраль.

В грязи и крови погибнет Октябрь, его законный наследник.

А платить − придется нам.

И не только нам: платит, и еще будет платить все человечество.

Заплачена уже поистине страшная цена, но заплачена еще не вся.

Кровь Царя-Искупителя и на нас и на детях наших.

Тут просто ничего не поделаешь.

Это уже факт»97.

Если подытожить все сказанное, то мы вновь неизбежно приходим к выводу, согласно которому первопричиной наших несчастий было безверие. Прежде всего, в так называемом «образованном слое», в представителях которого неискажаемый образ Божий бы существенно омрачен человеческими мудрованиями.

Но и в простом народе маловерие уже глубоко пустило свои корни.

Да, во многом оно было следствием того, что мы называем прогрессом, но и в этом случае, первопричиной неверия была леность мысли, тяга к простым объяснениям, и конечно, явное или скрытое желание освободить себя от голоса Бога в себе, от «химеры, именуемой совестью».

Невероятные зверства XX века, успешно переползшие в век XXI, не могли быть вызваны чем-либо иным.

А началось это именно в Феврале 1917 и в «предфевральские» дни.

Неверие рождало неверность. Неверность – измену.

Они верили, что есть с кем сговариваться…

И здесь считаю должным окончательно прояснить вопрос о тех «патриотах», все помыслы которых в последние дни февраля 1917 года якобы «сводились, прежде всего, к тому, чтобы не допустить крушения фронта любой ценой».

Прежде всего, о генеральской верхушке на уровне командующих фронтами. Ведь не только С.В. Волков, но и С.С. Ольденбург почти оправдывает некоторые из действий генералов М.В. Алексеева и Н.В. Рузского тем, что они действительно хотели погасить надвигающуюся анархию. Но просто сделали, как считает Ольденбург, неверный анализ обстановки, поскольку «победить анархию мог только Государь во главе верных Ему войск, а не “ответственный кабинет”»98.

И продолжает: «Между тем, руководители армии, − как ген. Алексеев и ген. Рузский, − имели совершенно ложное представление о происшедшем. Они верили, что в Петрограде – правительство Г. Думы, опирающееся на дисциплинированные полки; ради возможности продолжать внешнюю политику они хотели, прежде всего, избежать междоусобия.

Они не знали, что все движение происходит под красным флагом.

Они верили, что в Петрограде есть с кем сговариваться…»99.

Как трогательно, еще чуть-чуть и заплакать можно.

Они верили, бедняжки, а тут грубые дяди из Петроградского совдепа вдруг раз − и Приказ № 1!

Я уж не говорю, что почтенный, и достойный историк приписывает боевым генералам откровенное слабоумие. Откудамогли взяться в Петрограде дисциплинированные полки?

Но допустим, не было бы красных флагов, приказа № 1, и сговориться бы нашлось с кем. Даже как-то еще повоевать. Хотя на Босфоре и Дарданеллах все равно можно было сходу ставить большой крест. Союзники требовали наступлений только на германском фронте, а Алексеев всегда послушно проводил их линию. Константинопольская операция была подготовлена исключительно стратегическим гением и политической волей Государя.

А так, «никогда я не был на Босфоре, ты меня не спрашивай о нем…».

Так вот, в случае, если удалось бы провести такую, «среднюю», линию и даже вылезти в победители, куда-нибудь в третий ряд, тогда что, генеральская инициатива была бы в глазах Сергея Сергеевича оправдана, как оправдана она и без каких бы то ни было генеральских успехов в глазах Сергея Владимировича?

Похоже, что понятия о вере и верности даже в теории забыты даже монархическими историками. А клятвопреступление, оказывается, может быть оправдано «высшими», но опять же государственными соображениями. Ведь выше-то ничего, получается, нет?

Ежели кому-то покажется, что клятвопреступление − это слишком жестко, и вообще они – генералы − присягу не нарушали, а только советовали Государю, а уж Он Сам все надумал, и все решил и сделал Сам: и Державною волей Своею освободил их бедных от всего-всего. Ведь многие историографы, даже из «белых», до сих пор так считают.

Присяга на верность

Для внесения ясности в этот, на мой взгляд, специально затемненный вопрос, приведем полный текст воинской присяги, правильнее именуемой присягой на верность.

ПРИСЯГА

на верность службы Царю и Отечеству

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь

Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том,

что хочу и должен Его Императорскому Величеству,

своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору

НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, Самодержцу Всероссийскому,

и Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику,

Его Императорскому Высочеству Государю Цесаревичу и Великому Князю

АЛЕКСЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ,

верно и нелицемерно служить, не щадя и живота своего, до последней капли крови,

и все к высокому Его Императорского Величества Самодержавству,

силе и власти принадлежащия права и преимущества,

узаконенныя и впредь узаконяемыя,

по крайнему разумению, силе и возможности исполнять.

Его Императорского Величества Государства и земель Его врагам

телом и кровью,

в поле и крепостях,

водою и сухим путем

в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях

храброе и сильное чинить сопротивление,

и во всем стараться споспешествовать,

что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной

во всяких случаях касаться может.

Об ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке,

как скоро о том уведаю,

не токмо благовременно объявить,

но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся,

и всякую вверенную тайность крепко хранить буду,

а предпоставленным надо мною начальникам

во всем, что к пользе и службе Государства касаться будет,

надлежащим образом чинить послушание,

и все по совести своей исправлять,

и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды

против службы и присяги не поступать.

От команды и знамя, где принадлежу,

хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться,

но за оным, пока жив, следовать буду,

и во всем так себя вести и поступать

как честному, верному, послушному, храброму и расторопному

офицеру (солдату) надлежит.

В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий.

В заключение же сей моей клятвы,

целую Слова и Крест Спасителя моего.

Аминь.

А теперь позволю спросить, как соотносятся с текстом этой «крестоцеловальной» присяги на верность, − на верность конкретно Государю и Его Наследнику, − вполне доказанные контакты высших генералов, например, с думскими заговорщиками еще до 1917 года, с намерением отстранения Государя от власти и многое другое, о чем есть целая, ныне всем доступная, литература, и что не требует специальных дополнительных доказательств?

Государь же, между прочим, даже армейскую контрразведку согласился ликвидировать, сказав, что доверяет своим офицерам. Ведь по тексту и смыслу присяги все только узнавшие о таких разговорах не только обязаны были немедленно доложить по команде, но и предупредить и пресечь враждебные Императору действия любыми силами и средствами, вплоть до применения оружия:

«Об ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке,

как скоро о том уведаю,

не токмо благовременно объявить,

но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся».

То есть по букве и духу присяги, офицеры, да и все военнослужащие Русской Императорской Армии, равно, как Императорского Флота, только услышав изменнические, против Его Императорского Величества направленные разговоры, должны были немедленно доложить по команде вплоть до самого верха, или если это представлялось им делом не офицерским, просто пристрелить изменника как собаку, будь он хоть председателем Думы или командующим фронтом.

Интересно, все ли офицеры Русской Императорской Армии пусть только прошедшие мимо таких вот случаев латентной измены, раскаялись в грехе клятвопреступления и исповедали этот свой грех до смертного своего одра?

И на какие боевые успехи могла рассчитывать руководимая таким начальством армия, когда результаты этого клятвопреступления овеществились?

Воинская присяга на верность службы Царю и Отечеству

Есть ли в тексте и смысле Присяги малейшая неясность и двусмысленность, позволяющая военному русскому человеку не считать измену Государю изменой России?

Никак!

Отечество в присяге вообще фигурирует в форме «Его Императорского Величества Государства и земель».

И никак иначе.

В этом историческом тексте, на котором основывалась служба Престолу и Отечеству, речь в первую очередь идет именно о верности Царю и Его Наследнику.

Все основано на ясном понимании, что служить России означает служить Государю.

Потеря территории, временные неудачи, несовершенные законы − все исправимо,

но нарушение верности Царю − ведет к катастрофам непоправимого характера.

Мы знаем это слишком хорошо.

От клятвопреступления генеральского ко всенародному

или

О роли верности в истории

Никем и никогда не была отменена

Но клятвопреступление генеральское это еще полбеды. Беда в том, что клятвопреступление в первую декаду марта 1917 года было распространено уже на весь русский народ.

Не является секретом или тайной, но крайне малоизвестно, что присягой на верность Государю были связаны отнюдь не только воинские чины.

Нет, присягу на верность, присягу верноподданного давали, или вернее сказать, к присяге на верность подданства Императору приводились все лица мужского пола в пределах Империи, начиная с 12-летнего возраста, «всякого чина и звания»100.

Приведем для полноты текст и этой присяги101.

Форма всенародной присяги на верность подданства Государю Императору

7 октября 1894 года102

Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь

Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том,

что хощу и должен Его Императорскому Величеству,

своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору

НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, Самодержцу Всероссийскому,

и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику103

верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться,

не щадя живота своего до последней капли крови,

и все к высокому его Императорского Величества Самодержавству,

силе и власти принадлежащие права и преимущества,

узаконенные и впредь узаконяемые,

по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять,

и при том по крайней мере стараться споспешествовать все,

что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной

во всяких случаях касаться может;

о ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке,

как скоро о том уведаю,

не токмо благовременно объявлять,

но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися,

и всякую вверенную тайность крепко хранить буду,

и поверенный и положенный на мне чин,

как по сей (генеральной), так и по особливой,

определенной и от времени до времени Его Императорского Величества именем

от предуставленных надо мною начальников

определяемым инструкциям и регламентам и указам,

надлежащим образом по совести своей исправлять,

и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды

противно должности своей и присяги не поступать,

и таким образом весть и поступать,

как верному Его Императорского Величества подданному

благопристойно есть и надлежит,

и как я пред Богом и Судом Его страшным в том всегда ответ дать могу;

как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет.

В заключение же сей моей клятвы

целую Слова и Крест Спасителя моего.

Аминь.

Верноподданный: ________________________

Самый текст присяги был сформулирован еще Императором Петром Великим, и, по словам Льва Тихомирова, является лучшим ему памятником, поскольку в ней «Петр формулировал то, что у него всегда велико, − личное его монархическое ощущение своей связи с подданными. Формула эта, … ни в каком законодательстве не имеет ничего высшего по глубине монархического сознания…

В этом замечательном документе безусловная подчиненность подданного превращается в его нравственное причастие властиГосударя. И Катков, впоследствии правильно говорил, что в присяге − наша “конституция”, по которой мы имеем “больше, чем политические права, мы имеем политические обязанности”...»104.

Забегая немного вперед, скажу сразу самое неизвестное и неожиданное для большинства. Присяга эта, которую дало все мужское население Российской Империи, никем и никогда не была отменена.

Также как не были никогда и никем отменены присяги, которые давали при вступлении в должность различные категории граждан, здесь уже не только мужского пола. От народных учителей, до священнослужителей и даже членов Госдумы, кои также «своеручно» подписывались на верность его Императорскому Величеству.

Для лиц «христианских вероисповеданий»

Между тем, в недрах Временного правительства была разработана и уже 7 марта 1917 года утверждена новая форма присяги, для лиц «христианских вероисповеданий», выглядевшая так105:

«Присяга на верность службы Российскому государству

для лиц христианских вероисповеданий

7 марта 1917 г.

Клянусь честью гражданина и обещаюсь пред Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству.

Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства.

Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею Народа при посредстве Учредительного Собрания.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества.

Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг гражданина пред Отечеством.

Клянусь быть честным, добросовестным гражданином и не нарушать своей клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды.

В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижеподписуюсь».

На самом деле текст был универсальным и легко приспособлялся для вероисповеданий любых. Скажем, лютеране и иудеи освобождались от крестного знамения, а мусульмане перед «нижеподписанием» целовали Коран. Но нас сейчас интересуют православные, составлявшие на тот день «квалифицированное большинство» населения Империи.

Так вот им, православным, Св. Синод своим Определением за № 1277 от 9 марта 1917 года повелел исполнить приведенную выше форму присяги Временному правительству106:

«Определение Св. Синода № 1277 об объявлении для исполнения формы

присяги на верность службы Российскому государству

для лиц христианских вероисповеданий

9 марта 1917 г.

Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали предложенную господином Обер-прокурором Святейшего Синода новую форму присяги или клятвенного обещания на верность службы Российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий.

ПРИКАЗАЛИ: Настоящую форму присяги или клятвенного обещания на верность службы Российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий, для исполнения, объявить по духовному ведомству; о чем подлежащим лицам и учреждениям духовного ведомства послать циркулярные указы, с приложением самой формы».

Любопытно, что присягать Временному правительству православным предлагалось ранее, чем Св. Синод вообще призвал их подчиниться этому правительству.

Действительно, Определение Синода «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием», хотя и датировано тем же 9 марта 1917 г., но номер носит 1280. Так что пусть формально, но православному народу повелевалось присягнуть новому правительству ранее, чем Синод хотя бы обратился этому народу с призывом о подчинении этому правительству.

А начиналось это Обращение так:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. …

Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, … доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы … »107.

Торжественное обещание

Заметим, что присягу для себя, для своих членов, названную Торжественным обещанием, Временное правительство утвердило несколько позже, чем присягу для прочих граждан возникшего из мартовской грязи Российского Государства.

И были в этой присяге нюансы, уже сами по себе отменяющую ту сомнительную легитимность, которой якобы обладало это правительство в результате Телеграммы в Ставку Государя Императора Николая II (даже если она не является продуктом творчества безымянного телеграфиста), именованной Манифестом об отречении. И последующей за этой телеграммой действительно маловразумительной собственноручной записки Великого князя Михаила, ставящей под сомнение любовное прозвище в его Дикой дивизии «наш джигит Миша». На «джигита» Михаил в своем послании никак не тянет. Но и оно ясно свидетельствует о том, что слагает Михаил Александрович власть с себя вполне условно, до решения Учредительного собрания. И решение его, в частности, формально не отменяло привычный русскому человеку вообще, а воину в особенности, призыв «За Веру, Царя и Отечество».

Заметим также, что, по крайней мере, теоретически, Учредительное собрание могло быть собрано в ближайшие дни и недели 1917 года, когда Россия еще не вполне разболталась, а фронтовые части, по крайней мере, месяц еще были сколько-нибудь управляемы. И, опять же, по крайней мере, теоретически, нельзя было уже в первой половине марта семнадцатого года предвидеть, а тем более отрицать возможность народного движения за восстановление православной монархии.

Движение это могло вылиться, например, во всенародный референдум или плебисцит по вопросу государственного строя. Понятно, что легитимность этого референдума была бы на порядок выше легитимности любого Учредительного собрания. О том, что идея такого плебисцита не фантазия автора свидетельствует следующий документ:

Письмо членам Св. Синода Одесского Союза русских людей

9 марта 1917 г.

Святейшему Правительствующему Синоду.

Ваше Святейшество.

Боголюбивые Отцы и Архипастыри!

Возвысьте Ваш голос: просите Государственную Думу и Временное Правительство не насиловать народной совестислучайным большинством Учредительного Собрания.

Пусть русский православный народ всенародным голосованием (плебисцитом) выразит сначала свою волю, чему быть, Царю или Республике.

Ведь только один русский православный народ, собиратель земли, имеет на это право, а Учредительное Собрание должно иметь одну задачу: опираясь на выраженную уже волю русского народа, выработать новые основные законы.

Председатель Союза Ив. [...]108.

Понятно, что на обрадованных полученною гражданской свободою членов Синода письмо это впечатления произвести не могло, но в курсе подобных настроений и возможностей они были. Поэтому у них были все основания обратить внимание на нюансы в Торжественном обещании членов Временного правительства. Теперь конкретно:

«Торжественное обещание членов Временного правительства

11 марта 1917 г.

По долгу Члена Временного Правительства, волею народа по почину Государственной Думы возникшего, обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом и своею совестью служить верою и правдою народу Державы Российской, свято оберегая его свободу и права, честь и достоинство, и ненарушимо соблюдая во всех действиях и распоряжениях моих начала гражданской свободы и гражданского равенства, и всеми предоставленными мне мерами подавляя всякие попытки, прямо или косвенно направленные к восстановлению старого строя.

Клянусь приложить все разумение мое и все мои силы для осуществления в полноте всех обязательств, Временным Правительством всенародно на себя принятых.

Клянусь принять все меры для созыва в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительного Собрания, передать в руки его полноту власти, мною совместно с другими членами Правительства временно осуществляемую, и преклониться пред выраженною сим Собранием народною волею об образе правления и основных законах Российского Государства.

В исполнении сей моей клятвы да поможет мне Бог»109.

Насколько искренне члены Временного правительства готовы были преклониться перед народною волею в рамках Учредительного Собрания, показывает факт объявления Временным правительством Российского Государства республикой в сентябре 1917 года, не дожидаясь вовсе созыва пресловутого собрания. Но в любом случае свое благое намерение они откладывали на неопределенное время. А вот подавить все попытки восстановить «старый строй», они торжественно обещали немедленно и сейчас.

И призывая православных присягать правительству, начавшему свою деятельность с демонстративно заявленного превышения своих полномочий, Синод, фактически солидаризовался с явно выраженным правительственным курсом на подавления любых попыток к возвращению старого строя, то есть к православной самодержавной монархии.

Принесение в десятых числах марта присяги Временному правительству духовенством РПЦ по указанию Синода, и активное участие духовенства в приведении населения, и особенно воинских частей к этой присяге, подтверждает эту солидарность.

Но вот что действительно поражает, что в этой солидарности, за радостью об обретенной гражданской свободе, Св. Синод не обратил свое высокое внимание на отмену действия предыдущей присяги на верность Императору. И никаких действий по «освобождению» свободных граждан свободной России от действия «царской» присяги не последовало.

А значит прежняя, верноподданническая присяга, по сути, осталась действующей. А значит православных подданных Российской Империи по-прежнему, хотят они того или не хотят, связывало клятвенное, на Кресте и Евангелии, обещание верности Императору Николаю II.

Продолжение следует

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Павел Рыков
г.Оренбург
Николай Зиновьев
станица Кореновская, Краснодарский край
Иван Жук
Москва
Наверх