Русская Пальмира: что имеем не храним, по чужому плачем

Опубликовано 27.04.2016
Русская Пальмира: что имеем не храним, по чужому плачем

27 марта 2016 года сирийские войска при поддержке российской армии освободили Пальмиру от боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). Уже на следующий день прозвучали первые заявления о предстоящем восстановлении древних памятников. Одну из ведущих ролей в этом процессе, очевидно, сыграет Россия. Об этом свидетельствуют как телефонные переговоры между Владимиром Путиным и гендиректором ЮНЕСКО Ириной Боковой, так и заявления директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Непосредственные формы этого участия пока не ясны, равно как и сама стратегия работы с наследием Пальмиры. Однако сам Пиотровский отметил, что стоимость всех мероприятий может насчитывать сотни миллионов долларов. Разумеется, это будут расходы не только ЮНЕСКО, но и стран участвующих в восстановлении памятников. Оставим в стороне рассуждения о целесообразности подобного расходования средств в разгар экономического кризиса. Но даже следуя логике «не хлебом единым», так ли всё благополучно с сохранением культурного наследия в самой России?

И устарела старина…

Когда речь заходит о российских памятниках архитектуры, в памяти большинства людей оживают блистательные Санкт-Петербург и Петергоф, ряд московских объектов архитектуры, до которых еще не дотянулись безжалостные руки девелоперов. Сведения общественного движения «Архнадзор», ориентированного на защиту исторического облика Москвы, больше напоминают хронику катастрофы. Однако вспоминая горькую шутку «Есть ли жизнь за МКАДом?», хочется отметить, что там имеется еще и богатейшее культурное наследие. Практически в каждом регионе найдется своя «Пальмира»: ценнейшие памятники, разрушенные и разрушаемые, как безразличием чиновников, так и вандалами от бизнеса. Мы приведём лишь некоторые примеры варварского разрушения исторической архитектуры в регионах, но даже по ним можно судить об истинных масштабах происходящего.

Так, в апреле нынешнего года в Туле уничтожено здание XVIII века по адресу улица Октябрьская, 35. Дом имел статус памятника архитектуры регионального значения. Снос осуществляла администрация города Тулы. Причиной такого решения явилось частичное обрушение фундамента дома. Очевидный, на первый взгляд, вопрос о том, что привело памятник архитектуры в такое состояние, был похоронен под слоем строительной пыли.

Снесенный памятник архитектуры в Туле

В тот же период было выявлено уничтожение дома мещанина Г.Е. Кожевникова в Костроме по адресу: ул. Свердлова, 13-а. От построенного в 1817 году памятника архитектуры, признанного объектом культурного наследия, остались лишь немногочисленные фотографии. Формально объект ожидала реконструкция, но инвестор, в чьи руки был отдан старинный дом, распорядился иначе. Отметим также, что нам не удалось найти данных о привлечении виновника к ответственности.

Дом мещанина Кожевникова

В августе 2015 года в Уфе был разрушен Доходный дом Кочкина по адресу ул. Аксакова, 81. Дом Кочкина был абсолютно заброшенным: несколько лет назад здание пережило серьезный пожар. На время проведения саммитов ШОС и БРИКС его стыдливо закрыли баннерами, о реконструкции здания в Минкульте Башкортостана, похоже, и не помышляли. Памятник архитектуры, возведенный в начале XIX века, выдержав смену нескольких эпох в истории России, был снесен тяжелой строительной техникой «Промышленно-строительного комплекса 6». Защитить его не смогли ни запрет Минкульта РБ, ни полиция, к приезду которой значительная часть здания была уже уничтожена. «ПСК-6» уже анонсировал строительство жилого комплекса «Квартал Аксакова» в исторической части города «с красивыми архитектурными памятниками». О том, сколько памятников уцелеет к моменту сдачи ЖК застройщик скромно умолчал.

Дом купца Кочкина в Уфе

Март 2016 года ознаменовался сносом дома Петровских (Москвиных) в городе Пушкин, расположенный на Малой улице, д. 42. Яркий образец деревянного зодчества, построенный в 1836 году А.П. Гильдебрандтом, в годы советской власти был многоквартирным домом. О его исторической ценности мало кто задумывался, хотя дом Петровских и носит статус объекта культурного наследия. В итоге здание было доведено до аварийного состояния, расселено и в 2010 году продано ООО «Строительная компания «Корф», - пояснили в общественном движении «Живой город». Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры провел экспертизу проекта так называемых работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Петровских (Москвиных)», по сути узаконив разрушение памятника и строительство новодела. Причем строительство новоделов на месте снесенных памятников архитектуры стало повсеместной практикой, негласно одобряемой местными властями. Потеря же уникальных деталей экстерьера, таких как редкая лепнина или резьба, мало кого беспокоит.

И старым бредит новизна

Правильное решение в подобных ситуациях кажется до неприличия очевидным: памятники архитектуры следует не реконструировать, а реставрировать. Но восстановление утраченного в наши дни всё сложнее отличить от вандализма. И снова обратимся к живым примерам.

В начале прошлого года широкий резонанс получила история с реставрацией Ропшинского дворца, который на сегодняшний день входит в комплекс музея-заповедника «Петергоф». Выигравшая тендер на проведение противоаварийных работ компания «Феррумленд» (стоимость работ 8 млн рублей) едва не уничтожила памятник, который и без того находился в плачевном состоянии. В результате действий подрядчика 7 января 2015 года рухнул фронтон дворца, повредив каменную лестницу, которая была последним аутентичным элементом архитектурного ансамбля дворца. Когда происшествие стало общеизвестным, специалисты пришли в ужас от «реставрационных» методов «Феррумленда», орудовавшего на объекте ни много, ни мало экскаватором. К слову, присутствие тяжелой строительной техники на территории Ропшинского дворца ничуть не смутило директора «Петергофа» Елену Кальницкую. По ее словам, подрядчик действовал в соответствии с технологией. Итог применения технологий подрядчиком известен. На сегодняшний день реставрация дворца в Ропше практически невозможна. Либо в будущем на его месте появится пресловутый новодел, неизбежно утративший целый ряд ценных архитектурных деталей, либо специалистам придется законсервировать то, что пока еще уцелело.

Руины Ропшинского дворца

Заметим, что «реставрационные» экскаваторы - отнюдь не ноу-хау «Феррумленда». Так, приуроченная к празднованию 1050-летия города Белозерска (Вологодская область) реставрация Моста над Кремлевским рвом обернулась, по сути, утратой древнего памятника и появлением очередной поделки «под старину». Госконтракт на проведение ремонтно-реставрационных работ был заключен с ООО «Промпроект», которое также «восстанавливало» две церкви в Белозерске. На одной только реставрации моста компания заработала свыше 8,6 млн рублей. О грядущем вандализме можно было догадаться еще на открытии тендера: сам термин «ремонтно-реставрационные работы» для специалистов звучит как оксюморон. Но мало кто предполагал, что на реставрацию в Белозерске и намека не будет. Кирпичную кладку XVIII и XIX веков просто на просто ломали, попутно предлагая местным жителям забрать строительный мусор. Сам мост фактически отстроили заново, уродуя и калеча вековые белозерские валы всё той же тяжелой строительной техникой. Все этапы этой «реставрации» запечатленыградозащитниками. Правда, что-то не заладилось у «Промпроекта» с современными стройматериалами и новенький мост покрылся солевыми разводами. Не мудрствуя лукаво, горе-реставраторы щедро покрыли кирпичи штукатуркой. Сейчас белозерский Мост над Кремлевским рвом больше напоминает аккуратную деревенскую печь, от былого величия не осталось и следа.

Мост в Белозерске до реставрации

Мост в Белозерске после реставрации

Пирумов во время чумы

Описанные явления приобретают характер общероссийской катастрофы. В этой связи заявление Михаила Пиотровского о том, что российские специалисты не допустят превращения Пальмиры в новодел, вызывают горькую иронию. Деградацию реставрационного дела в России многие связывают с системой госзакупок, в которой побеждает тот, у кого быстрее и дешевле. В итоге отрасль, где «служенье муз не терпит суеты», заполнилась некомпетентными дельцами. Казалось бы, самое время проявить себя Министерству культуры РФ: предложить иную схему работы с подрядчиками, ввести систему аккредитации с высокими требованиями к реставраторам. Но как выясняется, сие ведомство занято куда более важными делами, не без культурного оттенка, разумеется.

Задержание и арест заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова стало, пожалуй, самой обсуждаемой новостью марта. Ответственному за культуру чиновнику вменяется мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой (ч. 4 ст 159 УК РФ). По версии следствия членами преступной группы также являлись глава ДУИПП Борис Мазо, его заместители Вадим Мурадян и Артем Новиков, а также директор ЗАО «Балтстрой» Дмитрий Сергеев.

Забавно, но погорел высокопоставленный чиновник тоже на реставрации. Весной 2012 года Минкульт РФ объявил тендер на проведение опять же ремонтно-реставрационных работ в рамках ансамбля Изборской крепости (Псковская область). Участниками закупки стали ООО «Псковская реставрационная мастерская № 1» и ЗАО «Балтстрой». Впоследствии Псковскую мастерскую отстранили от участия, мотивировав решение тем, что компания не представила копию(!) «действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)». В итоге ЗАО «Балтстрой» стало победителем, предложив цену выполнения работ чуть более 294,4 млн рублей.

Контракт БалтСтрой1

Контракт БалтСтрой2

Поводом к началу громкого разбирательства стало качество выполненных работ. Чего только стоят покрывшиеся зеленой плесенью стены храма Николы на Труворовом городище! Также по мнению члена Федерального научно-методического совета Минкультуры по культурному наследию Михаила Мильчика, проводившего независимую экспертизу «реставрационных работ» «БалтСтроя» утратили первоначальный исторический облик и другие части ансамбля Изборской крепости. Стоит отметить, чтотехническое задание тендера было на редкость подробным и обстоятельным. Обращает на себя внимание то, что смета техзадания составлена путем перерасчета цен 1984 года по состоянию на 2012 год.

Отметим, что реставрацией ансамбля Изборской крепости правоохранительные органы интересуются не впервые. В 2013 году СКР по Псковской области возбудил уголовное дело по факту превышения должностных полномочий, - сообщает «Коммерсант». Обвиняемыми по делу проходили председатель госкомитета Псковской области по культуре Александр Голышев, директор и главный архитектор филиала ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» Александр Акименко и Владимир Никитин, директор музея-заповедника «Изборск» Наталия Дубровская. Они обвинялись в приемке работ ЗАО «БалтСтрой», которые на момент подписания документов не были проведены. Имелись претензии к скандальной реставрации и у Счетной Палаты РФ. Обратите внимание, что общая сумма расходов на реставрацию оценивается аудиторами уже в 330 млн рублей.

На сегодняшний день следствие предполагает, что из выделенных на реставрацию Изборской крепости было похищено около 186 млн рублей, т.е. больше половины всей суммы. Однако размер хищения еще предстоит доказать. Пока что у следователей имеются доказательства причинения ущерба Министерству культуры РФ в размере 50 млн рублей. Также проверяются на предмет хищений реставрационные работы в Новодевичьем монастыре и Псковского академического театра драмы им. Пушкина, которые также проводил ЗАО «БалтСтрой».

Отметим, что «БалтСтрой» - одна из крупнейших компаний реставрационной отрасли на сегодняшний день. В портфеле «Балтстроя» реставрация таких объектов, как Адмиралтейство, БДТ им. Товстоногова, купол цирка на Фонтанке и даже Запасный дом Зимнего дворца. Последний также вызывает немало вопросов. Тендер на реставрацию Запасного дома был объявлен осенью 2012 г., победителем тендера стало ЗАО «Балтстрой». Однако через год «Эрмитаж» по неизвестным причинам отказывается от услуг «БалтСтроя” и объявляет новый тендер. Осмелимся предположить, что ревностно хранящий наследие «Эрмитажа» Михаил Пиотровский был шокирован методами работы «БалтСтроя». О влиянии же последнего как на реставрационном рынке, так и в Минкульте можно судить по тому, что второй тендер снова выиграл «БалтСтрой».

Как видите, ненасытность коррумпированных чиновников отнимает у нас с вами не только настоящее и будущее. Она уже вовсю поедает наше прошлое. Может случиться так, что сохранив Пальмиру, мы недосчитаемся большинства собственных памятников. Не пора ли нам спасать культурное наследие от себя самих? В том числе и Пальмиру.

Источник: http://crimerussia.ru/corruption/russkaya-palmira-chto-imeem-ne-khranim-po-chuzhomu-plachem/
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх