Прошел войну и выжил в ГУЛАГе: о судьбе поэта-песенника Михаила Танича

Опубликовано 06.05.2023
Прошел войну и выжил в ГУЛАГе: о судьбе поэта-песенника Михаила Танича

«Донос на Михаила Танича»: за что поэту дали 6 лет ГУЛАГа

Когда началась война, Михаилу Таничу еще не исполнилось 18-ти. Но, закончив артиллерийское училище, он тут же отправился на фронт. За проявленную в боях отвагу Михаила представили к званию героя Советского Союза, но заявка была отклонена: Танич оказался сыном врага народа. После победы поэт сам очутился в застенках НКВД за то, что невзначай похвалил немецкий радиоприемник.

На самом деле фамилия поэта вовсе не Танич, а Танхилевич. Впоследствии ставшим известным на всю страну псевдонимом поэт стал пользоваться именно после отбытия 6-летнего срока заключения. Но сначала об отце. Исаак Самойлович служил руководителем коммунального хозяйства города Таганрога. В 1937 году его арестовали, обвинив в хищении социалистической собственности. Через несколько месяцев Танхилевича расстреляли.

Так как заодно с отцом НКВД забрал и мать Миши, 14-летний подросток отправился к своему дедушке в Мариуполь. В начале войны семье снова пришлось переехать: на этот раз в Тбилиси. Именно там Михаил и закончил артиллерийское училище. Он должен был стать лейтенантом, а получил лишь звание старшего сержанта. Ничего не попишешь: «враг народа».

В военных действиях Танич проявлял отвагу, за что был награжден Орденом Славы III степени и Красной Звездой. Командование ходатайствовало о присвоении Михаилу Исаевичу звания героя Советского Союза, но получило отказ. В составе Красной Армии поэт прошагал от Белоруссии до самой Германии, где он и услышал радостную новость о победе. Будучи в немецком городе Бернбурге, Танич случайно познакомился с некой Эльфридой Лане. Между молодыми людьми завязались теплые отношения. Но до брака дело не дошло. Михаил вернулся на родину и подал документы в инженерно-строительный институт в Ростове. Однако доучиться он не успел. В 1947 году Танича увез прочь черный воронок. Кто-то из студенческой братии донес на него. Мол, Танхилевич хвалил заграницу и говорил, что там лучше, чем в Союзе. Но на самом деле в беседе с однокурсниками Михаил восхитился всего лишь германским радиоприемником «Телефункен». Следователя такие детали не интересовали, и молодой человек был обвинен в антисоветской агитации и осужден на 6 лет ГУЛАГа.

Танича отправили на лесоповал неподалеку от Соликамска. В суровых лагерных условиях осужденные умирали один за другим, так и не дождавшись освобождения. Михаил Исаевич наверняка разделил бы их участь. У него уже опухали ноги, и все тело покрылось фурункулами. Но поэту повезло: его перевели с лесоповала в контору.

Танхилевич вышел на свободу в 1953 году, тогда, когда скончался Сталин. Но свобода эта была относительной, так как ограничивалась отметкой «поражение в правах». Поэтому некоторое время Михаил жил на Сахалине. Он писал стихи, которые печатались в одной из местных газет. Именно тогда поэт и взял себе псевдоним Танич.

В 1956 году Танича реабилитировали, в связи с чем он наконец получил право поселиться в столице. Танхилевич окончательно сменил свою настоящую фамилию на ту, которой подписывал свои стихи, и отправился в Москву. Там он вскоре подружился с композитором Яном Френкелем и стал знаменит на всю страну.

Юлия Попова

ИСТОЧНИК: https://russian7.ru/post/donos-na-mikhaila-tanicha-za-chto-poyetu/

Прошел войну и выжил в ГУЛАГе: о судьбе поэта-песенника Михаила Танича

В преддверии годовщины Великой Победы телеканал "Россия 24" вспоминает героев-фронтовиков. Среди них — знаменитый поэт-песенник Михаил Танич, который чудом выжил на войне и дошел до Берлина. С Лидией Козловой, вдовой Михаила Танича, пообщалась журналист Дарья Ганиева.

Лидия Козлова – поэт, автор слов к той самой песне Аллы Пугачёвой про айсберг в океане и вдова поэта Михаила Танича — не любит вспоминать прозу военной жизни:

"Было мне, наверное, года четыре, и товарищ у меня был – Максим. Ему тоже было года четыре, и он ходил, побирался. Наши дома были рядом, эвакуированные, приблизительно 100 метров. Он однажды в февральскую метель шел с куском хлеба, маме нес – она же ему свой отдавала. Он сел с ним и замерз. Поэтому рассказать, что такое война… Это страшная вещь".

Пока голодная девочка Лида в эвакуации в Саратовской области ждала посылок с фронта от теток (они ушли служить медсестрами и наводчицами), ее будущий муж, 20-летний старший сержант артиллерии Михаил Танхилевич (это его настоящая фамилия) воевал на 1 Прибалтийском и 1 Белорусском фронтах. Дошел до Берлина.

"Он рассказывал: "Каждый день мы очень много хоронили, по 12-20 человек мы хоронили. Братские могилы. Очень тяжело мы побеждали", — вспоминает Лидия Козлова. И начинает декламировать стихотворение Михаила Танича:

"Семь танков подбил я с ребятами,
Восьмой повернул и утек.
Всех легче мы с правились с пятым.
Он, глупый, подставил нам бок
".

А ведь там, на фронте, Танич не сочинил ни одного стихотворения. Да и сразу после — попал в ГУЛАГ по пустяковому доносу. Зато в 1956 году, когда был реабилитирован и встретил свою Лидию, не мог писать ни о чем, кроме войны, – издал три книги стихов. Это потом, когда душевная рана затянулась, появились все эти, ставшие шлягерами, "Черный кот", "Комарово", "На дальней станции сойду". Но и спустя 40 лет после Победы он вспоминал, как был едва не похоронен заживо в братской могиле – в последнюю секунду кто-то заметил в нем признаки жизни. Об этом — стихи, которые стали песней в исполнении Юрия Никулина.

Это было в Прибалтике. Потом вместе с семьей Михаил Танич купит там домик.

"Мы ездим туда на скором поезде Москва – Рига и проезжаем Дубосеково. И там стоят шесть каменных солдат – защитников Родины. Танич вставал ночью, чтобы посмотреть на этих ребят. У него даже стихотворение кончалось обращением к машинисту – "Ты, машинист, вези, но где стоит пехота, ты возле них притормози, поговорить охота", — рассказывает вдова Михаила Танича, поэт Лидия Козлова.

Михаила Танича не стало в 2008 году. Память его хотят увековечить в родном Таганроге – не только как поэта, но и фронтовика-героя. А потому за основу макета монумента взяли фотографию – с "родной сестрой моей пушки", как остроумно подписал ее Михаил Исаевич в книге своих воспоминаний.

ИСТОЧНИК: https://smotrim.ru/article/1594626

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Роман Котов
Санкт-Петербург
Наверх