Как из зерна вырастает колос, несущий в себе множество новых зерен, так и пресловутый доклад академика Яковлева о пакте Молотова - Риббентропа, поставивший на одну доску социализм и фашизм и ставший идеологическим обоснованием ликвидации Советского Союза, дал начало пересмотру истории Второй мировой войны, увенчавшемуся в Прибалтике и Галиции реабилитацией коллаборационизма.
Разумеется, нехорошо было Молотову жать руку фашисту Риббентропу и ставить вместе с ним закорючки на секретных протоколах. Но политика, в особенности внешняя, есть искусство реальных возможностей. Политик, не видящий реальности, продержится недолго и потерпит неудачу.
А реальность состояла в том, что Германия была сильнейшим государством Европы, Гитлер - его демократически избранным главой, а его цели мало чем отличались от целей некоторых сегодняшних лидеров исламского мира. Еще не было мировой войны, Бухенвальда и холокоста, Германию старались умиротворить на Западе и на Востоке; шла большая игра, в которой каждый преследовал собственные интересы и надеялся перехитрить противную сторону, то есть занимался обычной дипломатией.
Сталин и Молотов были прагматиками и делали то, что было возможно, для предотвращения войны и безопасности руководимого ими государства. И если Гитлер не дошел до Москвы несколько километров, а до Волги - сотни метров, то каков бы был исход войны, начнись она на старых границах, на двести километров восточней?..
И если Германия оккупировала Польшу, то Советский Союз воссоединил украинский и белорусский народы и возвратил им земли, в 1920 году захваченные Польшей; а, кроме того, заодно были спасены от истребления миллионы проживавших там евреев.
Но все это не интересовало прорабов перестройки. В соответствии с политическим моментом нужно было сочинить обвинительный вердикт сталинизму, в осуждении которого все были единодушны. В годы перестройки политические движения Балтии находились вне критики. Идейное родство, ненависть к советскому строю объединяли ниспровергателей прошлого. Но были посеяны зубы дракона. Духовным братьям в новом зарубежъе милее социализма оказался фашизм. Наши национальные увлечения - ниспровержение памятников и перенос могил - аукнулись тем, что на окраинах СССР стали сносить памятники советским воинам и ставить их новым героям - эсесовцам, "лесным братьям", Бандере и Мазепе.
Новая идеология и ее деятели в России оказались в неудобном положении. Чем хуже идут дела, тем больше у них клеветы на прошлое; они закатали его под асфальт, но правда он нем, как трава, все равно прорастает. Они дошли до черты, которую не посмели преступить - Великой Отечественной воины. Конечно, это не их победа, и они бы ее не добились, хотя они вовсю эксплуатируют память о ней, и в конце концов ее девальвируют от чрезмерного употребления. Одержимые геноцидом истории, скудные умом и нищие духом эпигоны Запада, они не имеют ничего иного, что помогло бы им сплотить разделенную несправедливым социальным неравенством страну. Их не тревожит судьба русскоязычного населения в Прибалтике, но апартеид осужден мировым сообществом, а кроме того, это население теперь должно служить в армиях НАТО и быть готовым воевать против соотечественников.
Так ложные предпосылки, одностороннее толкование и искажение событий в угоду сиюминутной политической выгоде завели их в тупик.
Можно повлиять на будущее, но ничего нельзя изменить в уже состоявшемся прошлом, - ни плохого, ни хорошего, и более того - содеянное в прошлом определяет настоящее.
Прошлое - построенный нашими предками дом, и не годится его крушить без ума и разбора: мы в нем живем и обязаны передать его потомкам. Оно не бывает дискретным: с нами живут дела тех, кто давно умер. Отрекаясь от них, мы обворовываем себя. Князь Владимир Киевский выбрал для нас когда-то веру, Дмитрий Донской научил единству и победе, Петр Великий приучал к труду, ремеслам и наукам; а в двадцатом веке мы попытались осуществить общечеловеческую мечту о социальной справедливости, заплатив за нее неслыханную цену, - и не было другого народа - богатыря, способного подняться на такое дело.
Владимир Петропавловский