Прочитать роман Д. Н. Юдкина "Эхом вдоль дремлющих улиц" посоветовала мне приятельница: "не смотря на то, что события, описанные в романе, вообще далеки от сегодняшнего дня, в нём можно найти ответы на мучающие нас вопросы по поводу ныне происходящего".
****
Подробное описание организма опустившегося бомжа мало увлекало. Однако, прерывать чтение не стала, в поисках ответа на свои вопросы. Постепенно втянулась в рассказ о Сивом, который уже начинал вызывать сочувствие к своей незавидной участи.
– Мало ли у нас таких, опустившихся до безобразия, утраченных человеческий образ бомжей?! И отношение к ним неоднозначное – не только презрительное, но и сочувствующее. Это, как правило у тех, кто сам не превратился в духовных бомжей.
Кольнуло сердце: "Он привык к насилию за долгие годы своих скитаний по бескрайним просторам бывшего Советского Союза. И как он мог к нему не привыкнуть, если по просторам некогда великой державы он скитался бомжем – человеком Без Определенного Места Жительства".
– Ну да, речь идет о СССР. Хорошо ведь жили, всем всего хватало, просили одного - только бы не было войны, желая друг другу "мира во всем мире", "миру мир". Мир и был с тех пор, как одержали победу в 45-м. Любимой песней была "Хотят ли русские войны?" ТОЛЬКО ЭТИМ И ЖИЛИ! А проклятые 90-е что с нами сделали?! Мы оказались "бомжами" на обочине дороги под названием Жизнь!
Горькие воспоминания отзывались эхом в покалеченной душе.
Чтение становилось увлекательным, исключая равнодушие к главному герою. Невозможно было удержаться от слез, когда Сивый во сне разговаривал со своей матерью, Любящее сердце которой пыталось достучаться до СПЯЩЕГО сына, желая пробудить, вытащить его из наркотического состояния, лишающего какой либо надежды на человеческий образ жизни. Первые признаки пробуждения Сивого – это осознание незаживающей боли сердца, жаждущего встречи со своей дочерью.
– Многие из нас пережили подобное, когда самый родной человек взывал к нашей совести, умоляя взяться за ум. Мы же все (почти все) не оправдали возложенных на нас материнских надежд, предпочтя не заморачиваться Вечными Ценностями. А жили-то хорошо... Как же такое могло случиться? Это один из вопросов.
С появлением Баркашика в сюжете романа, уже трудно оторваться от чтения. Вслед за Сивым, поверившим этому молодому человеку, начинается просветление событий нашего времени.
Будто рентгеном просвечивает организм Сивого Баркашик, подвергая его тщательному допросу. Для бомжа, не привыкшего к подобному обращению в отношении него, требуется преодолеть это испытание, иначе – прощай мечта о встрече с любимой дочерью. И Сивый, превозмогая самого себя, выдерживает этот экзамен!
Удовлетворившись результатом допроса, Баркашик доверительно посвящает Сивого в свои планы на будущую жизнь, которая предполагает прежде всего веру в Бога и уважение к истории своего Отечества, именуемого Великой Державой – Российская Империя.
Как же тут не сбиться с толку Сивому, для которого совсем недавно именно так (Великой Державой) именовался Советский Союз. А НАМ? – Вспомнились дискуссии на эту тему. Тогда наши споры базировались на школьной программе, из которой следовало, что большевики уничтожили "тюрьму народов" - "проклятый царизм". Находились, правда, отдельные знатоки (Баркашики), которые пытались переубедить, рассказывая о той России, которая была совсем не такая, как нас учили в школе, но кто же их тогда слушал!
Баркашик рассказывает именно о такой России бомжу Сивому. Рассказывает то, чего мы не желали не то, что знать, но и слушать. А Сивый слушает внимательно, не всегда соглашаясь, пытаясь отстоять свою Родину Советский Союз, где ему хорошо, по крайней мере раньше, хорошо жилось.
Иван Николаевич, слушает о сокровенном Баркашика – наболевшем, затаившемся в глубине его души, и до конца еще никому не высказанном. Со скорбью по утраченному Отечеству, рассчитывая на понимание, Баркашик пытается постепенно пробудить уснувшую, а скорее забитую историческую память Сивого, доказывая тому, что он изначально русский, а не советский человек. Рассказывает о героях прошлых лет, будто ластиком стертых властной рукой борзописцев из "исторической" т.н. литературы, о вере наших предков, о наших святынях – попранных и отданных на забвение!
"Организм" Сивого, не в состоянии переваривать обрушившуюся на него информацию, продолжает сопротивляться, отстаивая привычные каноны. Слабое сопротивление по поводу интеллигенции вмиг разбивается Баркашиком – "Бесы" Достоевского, когда "Россия сходила с ума"!
– А нынешняя интеллигенция, которая всячески извращает нашу историю, не есть ли продолжение этой бесовщины? Баркашик рассказывает о величии России, нынешние это величие опускают ниже плинтуса! Баркашик возвеличивает подвиги русских полководцев, нынешние бесноватые (медийные интеллигенты) эти подвиги тщательно оплевывают! Баркашик с гордостью за свой народ цитирует русских классиков, воспевавших наше Отечество, которые с болью писали о том, как безчестят Его христопродавцы, а современные, опошляя этих классиков, продолжают безчестие!
– Стоп! Что-то не складывается! Если тогда интеллигенция расшатывала государственные устои, которые, по словам Баркашика, были идеальными в своем роде, то сейчас эта же интеллигенция – по идеи, как "бесы", в силу своего характера, тоже должна раскачивать государственные устои существующего строя. Но она больше зациклена на оплевывании той России, которую победили большевики в 1917 году! А кажущаяся оппозиция по отношению к существующему строю всего лишь фикция. Может, именно это и предвидел Достоевский наперед, говоря о "бесах"? Тогда для чего это делается?
И на это у Баркашика есть ответ: "У интеллигенции всегда прописано в мозгу, как должен себя вести человек из народа". Вот и получается, что идеология современной интеллигенции, заполонившая миллионы душ, сводится к уничижению нашего прошлого, умалению славной истории нашего Отечества!
Программируют? Похоже на то! Мы же молчим, когда разного рода шурики глумятся на нашей верой, когда в бесноватом балагане пляшут на Кресте (!!!!), когда карикатурно издеваются над русским народом, внушая, что и народа такого уже не осталось!
Безусловно, есть люди, которые, как и Баркашик свято чтут свое Отечество, именно то, которое было разрушено революцией, но почему допускается такое глумление? Что с нами произошло? Главное – для чего все это программирование?! Не иначе, как разъединяя народ, который, поставив по разные стороны баррикад, задумано довести до безумной бойни – стенка на стенку. И что тогда останется от народа, которого уже не желают видеть в живых НЫНЕШНИЕ?!
Один из ответов? Несомненно!
Не доверять Баркашику Иван Николаевич не мог, потому что "особое уважение в Баркашике вызывало то, что у этого парня слова не расходились, как у большинства людей, с его делами". До чего же заслуженное уважение! Много ли мы видим сейчас таких людей, которые не словоблудием, а делами показывают свое неравнодушие к происходящему в стране? Единицы. Основная масса "патриотична" лишь на словах!
Убит Баркашик. Подло, исподтишка, как это принято в бандитской среде! Потрясает безразличие Рязанца к содеянному преступлению! А сколько таких Рязанцев шастает по стране, равнодушно взирающих на невинно убиенных!!!
С этим убийством и у Сивого убиты планы на восстановление человеческого образа жизни, следовательно и надежда на встречу с любимой дочерью тоже убита. А "баркашовцы", лишенные вожака, возвращаются в свое привычное состояние, в котором уже не услышать призыва – «Алкоголь – оружие порабощения, рабские цепи». Подтверждением тому рассказ овдовевшей подруги Баркашика Вики, предостерегающей Сивого от встречи с бывшими "единомышленниками", успевшими разворовать сбережения их лидера, употребив их для насыщения организма. ОРГАНИЗМА, жаждущего крови и зрелищ!
– Как же не вспомнить таких лидеров в реальной жизни, которые ушли в мир иной, будучи убитыми, после чего их соратники превращались в однородную массу! Один из ответов? Безусловно!
Сивый вновь превращается в бомжа... Но автор романа дает главному герою еще один шанс на воскрешение своего имени. Судьба улыбается Сивому. Его признаёт бывший однокурсник. Из романа мы уже знаем о прежней жизни Ивана Николаевича, где было и образование, и хорошая должность, и семья, где осталась любимая дочь, ради которой Сивый стремится преобразиться в прежний образ Ивана Николаевича. Совершенно очевидно, что такое преображение невозможно по мановению волшебной палочки. Переодевшись в новую одежду, не станешь новым человеком. Может тут и помогает Сивому есенинское:
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!».
Не утративший способность любить, Иван Николаевич от Самого Бога получает награду – преданную женщину, готовую разделить с ним судьбу. Не ту, оставленную в прошлом, для которой всегда было важным материальное состояние их быта, а Людочку!
– "Надежное прибежище его, истерзанного злосчастным роком сердца. Со своих уст, собственным дыханием, она щедро поит его любовью, лаской и нежностью, рядом с ней он забывает обо всех горестях и неурядицах. Людмилочка – оазис, расцветший для Ваньки Крепилина посреди выжженной безжалостным адовым солнцепеком пустыни. Женщина, отозвавшаяся на его зов о любви, зажившая его чувствами, его пониманиями, женщина, удесятеряющая его силы стойко выдерживать предназначающийся ему путь".
Великолепное описание любимой женщины Ивана Николаевича, по умолчанию говорит о настоящих семейных отношениях. "Семья – это малая церковь", – часто слышим мы, не задумываясь над тем, что и эта малая церковь порушена. Любовь и отношения — это, совершенно разные вещи. Но большинство людей живут все-таки в отношениях, хотя и называют это любовью. Чтоб не хуже чем у людей. Так и проживаем, Богом данную жизнь, не в состоянии услышать материнское ПРОСНИСЬ!
– Почему же мы не способны на преодоление случившегося с нами? И почему не получаем от Бога награды, какой был удостоен Сивый? А мы сами то помним о Боге? В нашей жизни были Баркашики, которые приучали бы нас молиться, свято чтить свое Отечество? Не "избавителей" и "дарителей" всевозможных свобод" в стране Советов, где не оставалось места нашей славной истории, которая началась не с 1917 года, а с купели городов русских? Были, но мы их не услышали! Постигли мы Бога Живаго так, как уразумел Его Иван Николаевич, решившийся войти в горящий дом, чтобы спасти ребенка?
Нет! Сначала привыкали к обрядам, потом постепенно приучали себя молиться, а дальше, только что начавшие воцерковляться, получили удар под дых. Оказывается молимся не в той церкви, не в настоящей! Ладно бы спокойно свалилась эта "правда-матка" о неодолимом "сергианстве", которого мы отродясь не знали, так опять же столкновение лбами до искр из глаз! Ну а те, кто в "правильной", вознесясь до небес, впадая в грех гордыни, угодны ли Богу? И того ли Бога мы пытались узнать, которого знали наши предки до революции? Может, не так уж был неправ "Петруша", как называет Баркашик Петра Первого, который отменил патриаршество? Именно с революционного Собора, на котором избирался патриарх всея Руси, и началось предательство Царя-Удерживающего Православие от христопродавцев, за что сейчас расплачивается весь наш народ, как ясно было сказано Баркашиком! Вопросы, вопросы....
И вновь стенка на стенку до матерной брани, в защиту Своей веры. Неужто Веры? Не курам ли на смех себя выставляем, уподобившись бесноватым?! Когда-то плясали под Высоцкого "да и в церкви все не так, все не так, ребята". Доплясались - сами же и растоптали свое "розовое" православие.
"Бог есть Любовь", – сказано в Писании. А по Достоевскому: "Если Бога нет, то все дозволено". Получается, что Бога мы не знаем, иначе бы следовали первой Заповеди Его: "Возлюби ближнего, как самого себя". Но если мы рассеяне, как нарек нас незабвенный ЕБН, то есть – бомжи, о какой любви к себе, и тем более к ближнему может идти речь?
Ответы на вопросы получены? Однозначно!
Все события, описанные в романе происходят на фоне жизни бомжей. Бомжей, не помнящих своего родства, многочисленных Иванов! Получается, что мы, уподобляясь бомжам, по любому поводу вступаем в рукопашную, от чего предостерегал еще Пушкин: "Не дай Бог увидеть русский бунт, безсмысленный и безпощадный"!
Очень интересный момент в романе, когда один бомж по дружески признается другому, что всегда считал того кацапом, а он оказался хохлом. Сейчас этот вопрос возведен превыше всего! Легионы бесноватых муссируют эту тему, разжигая ненависть между братским народом. Для чего им это надо?
Чтобы до конца ответить на данный вопрос потребуется тщательное изучение истории. Не той, которой нас в школе обучали, а подлинной документальной, которую в свои двадцать с небольшим лет знал Баркашик. Благо, сейчас в открытом доступе много документальных материалов.
Невзирая на сказанное Сивым о Баркашике – "мне кажется, он чересчур перебарщивает с национализмом, порой, до откровенного тупизма. Не понимает парень, что фанатизм в любой идее очень опасная вещь", наверное как раз и стоит фанатично защищать Свою Веру, Свое Отечество, Свой народ, не забыв при этом осознать, что национализм это не нацизм, от которого Баркашик сразу отвратил Сивого.
Ну а главный вопрос – как могло случиться то, что сейчас происходит? Так ведь на него был дан ответ еще Достоевским : "Без Бога все дозволено"! Но мы же все считали себя православными, русскими себя считали! Как мы могли такое допустить, как докатились до сатанинской радости по поводу убиения наших братьев во Христе?
Вот и ответ – никакие мы не православные и не русские, если, не потрудившись выучить уроки истории, позабыли заветы отцов о братстве!
Наверняка, Баркашик знал стихотворение Ивана Савина, поэта той России, которую нас в школе приучали не знать:
ВОЗМЕЗДИЕ
Войти тихонько в Божий терем
И, на минуту став нездешним,
Позвать светло и просто: Боже!
Но мы ведь, мудрые, не верим
Святому чуду. К тайнам вешним
Прильнуть, осенние, не можем.
Дурман заученного смеха
И отрицанья бред багровый
Над нами властвовали строго
В нас никогда не пело эхо
Господних труб. Слепые совы
В нас рано выклевали Бога.
И вот он, час возмездья черный,
За жизнь без подвига, без дрожи,
За верность гиблому безверью
Перед иконой чудотворной,
За то, что долго терем Божий
Стоял с оплеванною дверью!
1923 г.
Возмездие, именно – ВОЗМЕЗДИЕ!
Спасибо русскому писателю Дмитрию Николаевичу Юдкину за ответы на многие вопросы, главный из которых – русские ли мы люди, которые в состоянии подняться с колен, или совки безродные, обреченные на вечное бродяжничество!
Тем и ценен роман "Эхом вдоль дремлющих улиц", что заставляет думать, вопреки тоннам макулатурных изысков, славы ради пишущих, лукаво увиливающих от злободневных вопросов!
Господи, милостив буди нам грешным!
Прихожанка катакомбной церкви с 2016 года. Любовь Глушко.
г. Белгород.