По-моему это случилось на втором году моей службы, а именно в апреле 1971. Был выходной день и экипаж нашей подводной лодки "К - 302" отдыхал в казарме, а я вместе с товарищами спустился по длинной деревянной лестнице, ведущей от казармы к пирсу, у которого стояла наша подводная лодка. Мы молча шли на дежурство закрывая лицо руками от сильного ветра идущего снизу от воды. Спустившись через люк в подводную лодку, мы пошли в свои отсеки, чтобы сменить вахту. Я пошел в свой турбинный отсек и, приняв вахту, занялся изучением вахтенного журнала, а также проверил работу оборудования. Это заняло около получаса. Вдруг, совершенно неожиданно, в отсеке раздался сигнал пожарной тревоги. Я сначала подумал, что тревога учебная, но по "каштану" поступил приказ дежурного офицера, срочно прибыть в четвертый отсек. Я понял, что это не учебная тревога, а настоящий пожар. Быстро схватил свой "ИП - 46" и бегом побежал в четвертый отсек. По пути я встретил трюмного Юру Чебитько, который бежал не на пожар, а от пожара в свой пятый реакторный отсек. Я попытался силой вернуть его назад, но у меня ничего не вышло. Он задраил люк в пятый отсек и заблокировал его изнутри. Войдя в плохо освещенный четвертый отсек, я увидел очень сильную задымленность, а от едкого дыма я стал задыхаться, из глаз потекли слезы. Выбежал из отсека и быстро надел "ИП - 46". Он работал идеально и я повторно вошел в отсек. Там я нашел электрика Александра Голубева и электрика Квашнева. Фамилии третьего сослуживца я не помню. Александр немного паниковал, но действовал очень решительно. Он приказал искать очаг возгорания визуально и мы разошлись по отсеку. Время шло, а результата не было. Покидать отсек было категорически запрещено и мы поняли, чем все это может закончиться. Не хотелось погибать в таком молодом возрасте, но ведь присягу давали. Полчаса прошло и дым стал настолько густым, что наступила кромешная темнота. Мы потеряли друг друга, и я подумал о матери. Что будет с ней, если я погибну на пожаре? Эта мысль в голове была, а совсем не было никакого страха. Я был полностью уверен, что все закончится благополучно как в кино. Неожиданно появилась мысль, как будто кем-то вложенная в мою голову. Бог или Ангел Хранитель, видимо, решили мне помочь. Мысль была такая – проверять все предметы в отсеке руками на нагрев. Я стал проверять двумя ладонями оборудование и очень быстро обнаружил, что обратимый преобразователь – штуковина размером с машину "Запорожец" раскален, как утюг. Обратимый преобразователь – это устройство, которое позволяет переводить одну форму энергии в другую. На подводных лодках он преобразует энергию от двигателей судна в электрическую энергию, которая затем используется для питания различных систем и оборудования на борту. Когда лодка находится на поверхности воды и движется с использованием электрической энергии, обратимый преобразователь производит обратный процесс и преобразует электрическую энергию обратно в механическую, чтобы привести в действие двигатели и обеспечить передвижение судна. Я стал звать Голубева и он прибежал, вернее, приполз ко мне в полной темноте. Я молча взял его ладонь и прислонил к обратимому преобразователю. Александр вскрикнул от боли, но в этом крике я уловил радость. Он стал крепко обнимать меня и запрыгал от радости, и сразу побежал отключать этот проклятый агрегат. Включив вентиляторы, отсек был проветрен, и только после этого дежурный офицер разрешил нам покинуть отсек. "Игорь, тебе видимо дадут медальку" – сказал Александр. Медальку мне не дали. Друзья сказали, что если бы я был татарином, украинцем или евреем, то меня бы наградили, а русскому человеку положено быть таким. Меня это ничуть не расстроило, поскольку мне дали двухмесячный отпуск домой. Матери и отцу я ничего не рассказал, чтобы их не расстраивать. Когда Александр Голубев уезжал домой, он прощался с выстроенным в казарме экипажем. Подойдя ко мне он крепко обнял меня, и заглянул в глаза так глубоко, что я все понял. Он благодарил меня за возможность вернуться домой живым. Ремонт обратимого преобразователя занял два месяца. На боевую службу ушли 4 июля. При пожаре пострадал старшина команды электриков мичман Шапошник Михаил Иванович – сильный ожёг дыхательных путей. Его после пожара долго лечили и списали по инвалидности.
Вахтенный офицером в тот день был КДЖ Зайцев В.Г.
На пульте ГЭУ старший лейтенант Юдаш В.И.
Голубев Саша – КИП ОКС, пост микроклимат, нижняя палуба.
Квашнёв Сергей – электрик на ПУ Ока в пульте ГЭУ 4 отсек.
Горбачев Игорь – машинист – турбинист
Шапошник Михаил Иванович – старшина команды электриков, мичман
P.S. 16 июня того же года произошло возгорание торпеды на стеллаже, но это уже другая история.