«Расходъ» – новое кино о Гражданской войне. Р.А.Котов

Опубликовано 17.02.2021
«Расходъ» – новое кино о Гражданской войне. Р.А.Котов

В 2017 году к столетию событий революции и гражданской войны был снят короткометражный фильм «Расходъ» – дипломная работа Александра Андреева, закончившего Высшие режиссерские курсы при Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевиденья.

Молодой и талантливый режиссер и сценарист Александр Андреев

За три года фильм успел завоевать призы на многих кинофестивалях не только в России, но и за рубежом. Однако широкая публика смогла познакомиться с ним относительно недавно – после того как сам автор картины выставил её на всеобщее обозрение на своём канале

Как обычно, дорогой Никита Сергеевич (конечно же, ценящий и продвигающий всё новое и лучшее в российском кинематографе) нам ничего о нем не сообщил…

Что можно сказать об этом фильме? Что для дебютанта – это редкий результат и автору удалось точно передать дух эпохи, трагичность пережитых нашим народом сто лет назад событий. Что здесь выполнено прекрасно всё – от операторской работы, погружающей нас в заснеженный уральский лес, в котором лицом к лицу встретились «красные» и «белые», до типажей главных героев отлично вписанных как в канву сюжета, так и в саму жизнь. На фоне уместно и своевременно звучащей музыки, динамично развивающегося сюжета, правильно выстроенной подачи материала, логики и красоты мы видим жизнь одной семьи…

Впрочем, сказать хочется совсем не об этом. «Расходъ» – это, пожалуй, первая в современной России картина, снятая именно о трагедии гражданской войны. Другого такого фильма я лично раньше не видел. В советское время о той войне снимали многое, были порой и кино-шедевры, такие как «Сорок первый» Чухрая или «Бег» Алова и Наумова. Но они, как ни крути, были не свободны от заданной партией и правительством оценки – «хорошие красные» и «плохие белые». Даже при всем таланте режиссера обойти этот штамп было трудно, а уж говорить о глубинных причинах той страшной бойни, о её губительных последствиях на сто лет вперёд и вовсе невозможно.

Современное российское кино, к сожалению, так же чаще всего не свободно от идеологических штампов и выполнения заказа тех, кто платит деньги. А всевозможные кино-эпопеи а-ля «Адмиралъ» и «Крылья Империи» исторически точными не являются, да и от реалий той войны весьма далеки. Есть, конечно, приятные исключения вроде картины «Господа офицеры спасти императора», но это не история о трагедии гражданской войны, это экшен, вестерн, «неуловимые мстители» наоборот – интересное, но не сказать чтобы сильно глубокое зрелище. Был, правда, один фильм 1992 года под названием «Русские братья» показавший гражданскую войну именно как столкновение двух братьев, но за дальностью лет он порядком забыт. Да и времени с той поры утекло не мало.

Что же мы видим в картине «Расходъ»:

«1919 год. В одинокой избе, посреди Уральской тайги, зимует старик, с сиротой Палашкой. Они живут ожиданием отца Палашки с мировой войны. Солдат возвращается, но приходит не один...» с ним в дом приходит и Гражданская война. Как и бывало в жизни, война эта поделила всё в России, в том числе и семью Палашки (Валентина Гольденштейн). Её отец оказывается красным комиссаром, а дядя – белым офицером. Два брата – младший и старший, встречаются после неудавшегося расстрела в доме родного отца. И здесь то и происходит самое главное.

Режиссеру и сценаристу Андрееву удалось в точности передать столкновение двух братьев, их воспоминания о былой жизни, детстве, семье, их спор о будущем, и трагичное настоящее. Эта картина не зря названа автором драмой-притчей, и в ней действительно много от настоящей притчи, глубокой и осмысленной. Начинается кино с эпизода расстрела белых красными, а заканчивается расстрелом красных белыми. И этот «вывод в расход» одних другими глубоко символичен.

Кого мы встречаем на экране? Дед (Анатолий Артёмов) – старый отставной солдат, Георгиевский кавалер, крестьянин своим горбом и трудами поставивший дом, вырастивший сынов и дожидающийся их с фронта. Он, за дальностью таёжной глуши не знает ни о свершившейся революции, ни о цареубийстве. И это вполне реально – таких случаев было не мало, в ряде губерний (особенно в северной глубинке и в Сибири) советская власть появилась только в 1920-е годы. Для миллионов людей живших привычным миропониманием революция стала крахом всех привычных устоев. Именно таким и выглядит в кино весть о свершившемся для деда, чья вера в Бога и служение Царю нераздельны. И понимание гражданской войны в его устах – «это как же надо было согрешить, чтобы семя моё друг-дружку рубило?».

Его сыновья – старший Пётр (Артём Быстров), призванный в армию ещё до войны, получивший Георгия в боях и дослужившийся до офицера, возвращается домой беглецом, уходящим от погони. Он, как и отец верен заветам старины и не меняет авторитетов. Гражданская война лишила его всего, своей семьи создать он ещё не успел, вот и борется за свою жизнь отчаянно (это мы и видим в кадре). Но при всей ожесточенности этой битвы он не способен на подлость, просит прощения и не может казнить своего брата.

Младший брат – Иван (Сергей Яценюк) не такой как отец. Он в чем-то обижен на старшего брата (что в детстве не брал с собой на гулянку, оставляя одного привязанного к печи в хате), решает всё круто изменить. Изменить Вере, изменить Царю. Которого как бы нет, но о нём только и разговора за столом, где столкнулись нос к носу белые и красные. Его правда иная, и даже перед лицом смерти он не жалеет о содеянном, говоря – «братцы, а я бы и сейчас стрельнул».

В картине нет ярко выраженных акцентов за и против, но сам ход развития событий показывает последствия такого страшного предательства и разделения… Ведь как мы знаем из Писания – «Царство разделившееся само в себе опустеет» (Мф. 12:25). Вот и остается опустевшим дом, с одной единственной девочкой-сиротой в которой так ясно видится вся Россия…

Фото с сайта – https://www.kino-teatr.ru/short/movie/ros/125994/titr/

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх