Тень казачьего «единства»

Опубликовано 14.11.2019
Тень казачьего «единства»

Смотрите, кто пришёл…

Появившийся в постсоветскую эпоху новый «красный день календаря», приходящийся на 4 ноября, официально именуется «Днём народного единства», а реально многими россиянами воспринимается как всего лишь дополнительный выходной, а часть населения РФ (большей частью – представители старшего поколения) расценивает нововведение как попытку вытеснить из памяти народной воспоминание о «Великой Октябрьской социалистической революции» и о дне 7 ноября, когда этот действительно судьбоносный переворот свершился.

Так или иначе, но в текущем году дата 4 ноября стала особенной: именно в этот день подписаны указы Президента России, одним из которых произведено назначение атамана Всероссийского казачьего общества, а другим утверждён Устав этой организации, дано поручение Правительству РФ о размещении штаба всероссийского казачества в Москве и о выделении субсидий новоиспечённой структуре.

На высокий пост «всероссийского атамана», как полагали наблюдатели, претендовали несколько человек, но одним из наиболее вероятных кандидатов называли вице-губернатора Краснодарского края Николая Долуду. Бывший военный (он родился на Украине в 1952 году, окончил Полтавское высшее военное зенитно-ракетное училище, служил в войсках ПВО), в 1998 году стал заместителем главы кубанского города Ейска, с 2001 года приступил работе в администрации региона: сперва – в управлении делами, а с 2006 года – в должности заместителя губернатора. С 2007 года эту государственную должность Николай Долуда совмещает с должностью атамана Кубанского казачьего войска.

По случаю обретения нового статуса президентский назначенец провёл пресс-конференцию. О некоторых её аспектах оповестили СМИ, в том числе – сетевое издание «Краснодарские известия». К официально декларируемым задачам Всероссийского казачьего общества – координации деятельности всех реестровых казачьих войск, патриотическому воспитанию детей и молодёжи, участию в реализации государственной политики в отношении российского казачества, развитию культурно-исторического наследия казаков – Николай Долуда добавил такие приоритетные направления, как взаимодействие с казачьими объединениями в России и зарубежных странах и формирование информационной площадки для освещения деятельности казачества. Речь идёт даже не о тематическом казачьем портале в сети интернет (сайты казачьих войск функционируют уже довольно давно), а о создании некоего информационно-аналитического центра, ключевой задачей которого видится взаимодействие с телеканалами федерального и регионального уровней, печатными СМИ и ресурсами интернета.

Про «гадёныша» Обаму, казачьи детсады и не только

Сказать про личность всероссийского атамана, что она неординарная, – ничего не сказать. Официозные СМИ, естественно, отмечают намерения Николая Долуды распространять опыт Кубанского казачьего войска на всю территорию России, а следовательно, можно ожидать появления казачьих классов и казачьих же групп в детских садах даже в весьма удалённых от «23 региона» субъектах РФ. Как и других, специализированных, учебных заведениях. Реализация «многого из кубанского опыта» действительно может оказаться «огромным шагом в развитии всего казачества России», о котором так мечтает атаман. Другое дело, в каком направлении этот «шаг» будет сделан…

Далёкие от официозного визга представители прессы и других информационных ресурсов напоминают и о тех, явно – непарадных, высказываниях и действиях кубанского вице-губернатора и казачьего генерала. Так, интернет-ресурс «Югополис» напомнил о весьма своеобразном проявлении «патриотизма» Николая Долуды. Высокопоставленный чиновник, очевидно, забыв, что положение обязывает его быть в бóльшей степени дипломатом, чем солдафоном, на сессии Совета депутатов Ейского района Краснодарского края в феврале 2017 года, назвал экс-президента США Барака Обаму «гадёнышем» и «самым подлым, наверное, президентом США, который за всю историю был». Как говорится, слава Богу, что не на светском рауте. А в апреле 2018 года, в ходе съезда координационного совета казачьей молодёжи выдал такой вот «перл изящной словесности», который выдаёт в нём «патриота» (или шовиниста?): «Помните, западные руководители говорили – мол, ну какая у вас страна, какой у вас народ? Так вот, это наша страна, наш народ, наша Россия! Мы сами разберёмся с этим. У нас прекрасный, великий народ. И ни одна западная мразь не посмеет к нам полезть, зная, что у нас такой народ. Мы привыкли объединяться в тяжёлых ситуациях и бить по роже всякой мерзкой погани. И американской, и западной. Я не боюсь этих слов. Не лезьте к нам, мы сами разберёмся в своей стране».

Показательно и другое. Когда в феврале (ещё не будучи войсковым атаманом) тогдашний вице-губернатор сожалел о малочисленности реестровых казаков на Кубани: их насчитывалось на тот момент лишь 45 тысяч при пятимиллионном населении края – Николай Долуда высказывался о том, что региону нужны один миллион, а то и два с половиной миллиона казаков. Однако категорически возражал против приёма на службу женщин-казачек (эта мысль была озвучена в ходе проведённой в июле 2018 года пресс-конференции).

Нужны миллионы казаков… Но каких?

Многократное увеличение численности реестровых казаков, о котором как о ключевой задаче говорил сегодняшний всероссийский атаман, как-то не очень согласуется с тем, что есть в России и не относящиеся к реестру казаки. Те, кого называют ещё «родовыми» или «этническими». Как быть с ними, предков которых пыталась давить и репрессировать Советская власть, но которые сегодня – не по записи в реестре, а по семейным, родовым традициям – хранят и приумножают традиции подлинного кубанского казачества.

Около года назад в «Новой газете Кубани» было опубликовано письмо как раз родового казака Сергея Попова, в настоящее время – одного из активистов казачьего движения. Автор письма не только высказывал сомнения в численности реестрового казачества (многих значащихся в документе вполне возможно причислить к «мёртвым душам», поскольку их участие в деятельности казачьих обществ ограничивается лишь записью о принадлежности к таким обществам), но и ставил другие острые социальные проблемы. Можно согласиться с доводом казака Сергея Попова: «Ведь под горстку «казакуев» денег не получишь, а вот ежели «войско» создать, то тогда можно миллионами ворочать государственных денег. И не просто просить, а требовать!» Многократное превышение числящихся по «бумагам» над реально действующими казаками наводит на такие размышления.

А чего стоят рассуждения казачьего генерала Николая Долуды «о создании казачьих детсадов и обучении казачат в вузах за счёт бюджета»? По этому поводу в цитируемом письме ставятся вполне резонные (и выходящие за рамки отдельного региона) вопросы и даются столь же очевидные ответы: «Хочется спросить, а что это такое, ежели не разделение по национальным или ещё каким признакам? И как это соответствует действующему законодательству РФ? И почему такие привилегии – именно казакам, а не русским или черкесам? И опять же, кто будет в этих группах казачьих? Так же, как и в казачьих классах, где иногда так называемых «инородцев» – по численности больше, нежели русских, не говоря уже о казачатах… Для кого и для чего всё это создается? А ответ весьма прост: это, опять же, пиар и, конечно, деньги! Ведь на пустом месте такое не делается и из воздуха не создается».

Не только «казачьи» проблемы…

Чем пересказывать всё то же письмо (изучение сегодняшней ситуации показывает, что злободневность его за прошедшие со времени публикации недели и месяцы меньше не стало), лучше уж обратиться, как говорится, к первоисточнику:

«Впрочем, это не самое опасное. Мы всё больше видим и слышим про то, как вооружается наша страна, как она успешно и не очень ведёт военные действия. Я вижу, как наших детей, начиная с детских садов и школ, приучают к оружию и армейскому повиновению… Для чего всё это делается? Чтобы нас боялись в мире? К чему этот милитаризм? Я отработал три года во Вьетнаме и за три года не разу не увидел в магазинах даже игрушечного оружия. Там дети не играют в войну! Там не продаётся даже игрушечное оружие! А в России сплошь и рядом только и видишь то сборы, то «зарницы», то в военной форме стройными рядами маршируем. Скоро так и Северную Корею перегоним!

Но вся эта возня вокруг организации и образования казачьих садиков, школ, кадетских корпусов, просто кажется сущей малостью – по сравнению с тем, что происходит в крае с землей, в том числе – и казачьей. Вопрос о финансировании реестра стоит весьма остро. В своё время я адресовал предложения Н.А. Долуде, писал о создании – по подобию агрокомплексов – казачьего производства сельхозпродукции. Там, где казаки не разучились обрабатывать землю, – выделять под станичников землю. Создавать подобие МТС с необходимой техникой и таким образом обеспечить казаков и рабочими местами, и денежным довольствием. Именно по подобию агрокомплексов организовать казаков, имеющих желание заниматься сельскохозяйственным трудом, в крепкие трудовые коллективы, умеющие зарабатывать деньги. Это позволило бы казакам получить экономическую свободу и реально подняло бы статус казака в глазах общественности. Но что же я вижу в реальности? Земли под казачьи реестровые общества выделены. Но вот вопрос: кто их обрабатывает? Казаки или же те, у кого есть для этого возможности? То есть те, у кого уже имеются земля и сельхозтехника для ее обработки. Или, как их иногда называют, «латифундисты», которые смогли правдами и неправдами этими землями завладеть. Теперь – для виду – этих собственников принимают по-быстрому в казачество, и под этим «видом» получается, что без аренды эти люди получают еще дополнительно земли к своим владениям. А уж прибыль делится, надо предполагать, по взаимной договоренности… На бумаге – всё чисто, а вот, ежели глубь копнуть, то вылезет немало интересного. Кому выгодно таким образом выделять земли под казаков? В реальности рядовому казаку от этого – проку нет. В выгоде остаются те, кто работает в «схеме»… Проверять-то – всё одно «казаков» некому, не для того всё это с землею мутилось. А ведь тут всё довольно просто: кто землю обрабатывал, тот и выгоду имел! Так может, уже пора СКР и прокуратуре проверить, как используется земля, выделенная реестровому казачеству, и как распределяются прибыли, полученные от урожая? А самое главное: какой процент участия в этом принимают казаки?!»

Поскольку не находится тех, кто захотел бы разгрести эту кучу-малу проблем (не такой ли, случайно, кубанский опыт – по их накоплению – намеревается распространить во всероссийском масштабе новоиспечённый атаман федеральных масштабов казачьего войска?), «поэтому и ходят по станицам и городам ряженные в «зелёнку» и мундирчики «казакуи». Маршируют, словно в броню, закованные в медальки записанцы, не помнящие своего родства. А рядовые, потомственные казаки просто потихоньку уходят из реестра».

Нет единства в казачьих рядах. Но будет ли?

Возможно, жители других регионах, где функционируют казачьи объединения (их, кто сколько-нибудь знакомый с темой, знает, именуют «войсками») и не согласятся с доводами кубанского казака Сергея Попова, но его наблюдения за происходящим в Краснодарском крае не могут не волновать. Говоря его словами, деятельность Кубанского казачьего войска «превратилась непонятно во что, но только – не в казачье войско. Ведь Кубанское войско всегда было, прежде всего, гражданско-культурным сообществом и уже затем – военной организацией. Попытки заменить гражданские институты войска воинскими уставами, внедрить беспрекословное послушание, «жёсткий контроль» ни к чему путному не приведут. Именно по этой причине в реестровом казачестве все меньше и меньше остается родовых и потомственных казаков. Раскол идёт весьма быстро. Н.А. Долуда везде видит оппозиционеров и ведет непримиримую борьбу с инакомыслящими. Казачья интеллигенция, родовые и потомственные казаки массово покидают войско, либо игнорируют указания. Ведь опыт и знания казачьей интеллигенции и стариков с их приверженностью к старым казачьим традициям сегодня не востребованы в войске. Видимо потому, что с этими людьми нужно вести диалог: они не понимают команды «стой-иди», а могут аргументировано доказать свою правоту. Казака нельзя воспитать по принципу: «стой здесь – иди сюда», иначе это уже будет не казак!»

Последовавшее после публикации письма в «Новой газете Кубани» развитие событий, в том числе – попытка проведения так называемого «казачьего марша» на Москву с попыткой рассказать Президенту России о творящихся случаях беззакония и срыва этой акции людьми, облачёнными в форму реестрового казачества, наводит на определённые размышления и выводы. А участие неких лиц в казачьей форме в действиях по разгону акций протеста (что наблюдалось в Москве минувшей весной) – убеждает ещё больше. Эти события, в известной мере, конечно, могут свидетельствовать о том, что казачество (или некоторую его часть) власть может использовать в качестве неких «боевых холопов» – тех, кто будет по поручению, от имени, да и за деньги «от государства» подавлять всякое инакомыслие и противодействие, если не заменяя, то дополняя силы полиции и Росгвардии. Противопоставление одной части народа – другой – чревато угрозой общественных конфликтов и даже, как бы о том не хотелось думать, гражданской войны. «Вбивая клин» между группами населения, нагайками и шашками добра не добьёшься.

«Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить!..»?

…Назначение атаманом Всероссийского казачьего войска Николая Долуды (особенно – с учётом его сегодняшнего опыта и репутации) в казачьей среде воспринимается без особого оптимизма. Если даже не как плевок в лицо казакам. По сути, власть окончательно показала, что казаки как народ Кремлю не нужен. Ожидания родовых казаков о признании казачества отдельным самобытным народом, о его не только возрождении по названию, но и о реабилитации (в том числе – и политической) при нынешней системе власти едва ли могут осуществиться.

Георгий Кулаков

Источник: https://acta.tatar/2019/11/12/ten-kazachego-edinstva/?fbclid=IwAR3t4rhNtV5abURPv8GOGl08-bysa8jC7QepP1PFYqkJi3D7fyAqn1r1cqg
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх