Лиля Брик воспринимается чуть ли не единственной роковой женщиной сталинской эпохи, но, на самом деле была не только она. Одной из ярких femme fatale являлась и Серафима Суок (1902-1982), прототип девочки Суок в романе Ю.Олеши "Три толстяка". Вообще, в среде творцов и гениев этого революционного времени перемен царил непреодолимый шовинизм в отношении женщин. Получалась довольна странная ситуация - вроде бы женщину освободили - строился новый мир и формировался новый человек, который попрал все гендерные стереотипы. Ан нет, именно ими по прежнему держался этот пресловутый новый мир - женщина либо кухарка, либо муза. Кухарки восхищенно стирали портки творцам, разделяя с ними все тяготы существования. А музы - а музы, как водится, вдохновляли, открыто заявляя о своей неспособности голодать, и пожимая плечиками в ответ на страдания творцов.
Этот дуализм воплотился в судьбе Ольги и Серафимы Суок. Первая была женой писателя Ю.Олеши, а вторая - его музой.
Впрочем, сейчас речь именно о второй. Юную Серафиму Олеша повстречал в Одессе, и был сражен на всю оставшуюся жизнь. Для него - повод страдать, а для нее - начало путешествия в мире, где она стала центром притяжения и "королевой сердец" писателей и поэтов, влюблявшихся в нее сильно и слабо, по-настоящему и понарошку.
Поэтому замуж пришлось выходить пять раз. Но началось все с Ю.Олеши. Затем Серафима вышла замуж за бухгалтера, с которым познакомилась на одном из поэтических вечером. ФИО бухгалтера история не сохранила, известно, что он кропал стихи под псевдонимом МАК. Официального брака с Олешей не было, да и время полного раскрепощения этого не требовало. Толстого Олешу Сима величала слоненком, его поэтический и писательский дар льстил ей чрезвычайно, за такой и скромные внешние данные можно простить. Но ко времени встречи с Маком Симочка оголодала, а тот предложил ей руку и сердце вкупе с продуктовыми карточками - ну как можно от такого было отказаться? Молодой ведь, еще растущий организм - Симе было 18 лет.
Пока Олеша покорно страдал, глядя на хорошо питающуюся Серафиму, в Одессу прибыл писатель Катаев, сразу определивший Симу как Манон Леско, и вернувший ее из этого брака в поэтическую компанию к Олеше. А далее Симочка перезжает вместе с Катаевым и Олешей в Харьков, где встречает своего второго мужа - литератора В.Нарбута, вместе с которым переезжает уже в Москву. И не то чтобы Симочка сразу побежала к Нарбуту, она создавала преценденты и "давала понять", пока Нарбут не пригрозил самоубийством, в итоге чего в 1922 г. она вышла за него замуж. В 1936 г. Нарбута арестовали, и безутешная Серафима через некоторое время покоряет сердце Николая Харджиева - писателя и историка, слывшего нелюдимым и сторонящимся женщин. Брак был недолгим, но благодаря Харджиеву Симочка уехала в эвакуацию в Алма-Ату.
В эвакуации она вынуждена работать и начинает стенографировать для В.Шкловского, который быстро разводится с женой и женится на Симочке.
Вот, собственно, и все. Приключения Симы если и продолжаются, то уже только в роли режиссера в этом конкретном браке.
Серафима и Шкловский:
О Серафиме Суок вспоминают не только как о жене писателя Шкловского или прототипе куклы Суок из романа "Три толстяка". Она никого не оставляла равнодушным - судя по сохранившимся письмам, воспоминаниям, произведениям, она занимала умы и эмоционально трогала всех людей, так или иначе с ней столкнувшихся. Тот самый В.Катаев в мемуарах "Алмазный мой венец" отзывается о Симочке весьма нелицеприятно, но какая разница? Главное - неравнодушно вспоминает.
А Ю.Олеша женился на старшей сестре Симы - Ольге Суок. Ольга терпела гения и его причуды, смирялась с его способами саморазрушения - Олеша стал пьяницей и всю свою жизнь ретиво избавлялся от всех денег, попадавших в его руки - швырялся ими в буквальном даже смысле. Ольге достался статус жены гения и его комментарии относительно ее интеллектуальных способностей - когда она говорила, что ей пришла в голову мысль, пистель хихикал и ерничал "и как ей там живется? в пустом и темном помещении?".
Ольга терпела, но невозможно представить такое обращение с Симой Суок.
Симочка и Олеша (рядом) на похоронах Маяковского:
Симочку никогда не обвиняли в меркантильности, о которой она открыто заявляла. Там, где имя другой женщины склонялось в истеричном припадке обвинений в бездуховности, имя Симочки воспевалось с придыханием и преклоненьческими интонациями.
Симочка хочет кушать, и пахнуть духами "Лориган", нуждается в тепле и комфорте - а как же иначе? И это никак не унижает ее человеческую природу, наоборот, нужно в лепешку разбиться, чтобы ей все это обеспечить. И тут даже гений начинает думать о насущном - и, удивительно, обнаруживается, что все это ему совсем не в лом, а за счастье.
Серафима никогда не думала о своей верности как о главном женском достоинстве, скорее, она мыслила себя переходящим знаменем для победителя. С какой наивной непосредственностью она вышла замуж за МАКа, потому что хотела кушать, а "слоник, друзик и гений" Олеша страдал, придумывая оправдания, а не сыпля обвинениями в адрес порочной природы музы.
У нее был удивительный инстинкт самосохранения (как будто в противовес тенденции саморазрушения, в принципе отличающей творцов, ее окружающих). Когда арестовали ее мужа Нарбута, разве она пошла на Лубянку узнать, что и как с ним? Нет. Симочка под благовидным предлогом просит это сделать свою сестру Лидию, в результате чего именно Лидия отправляется в лагеря. А про Серафиму НКВД благополучно забывает.
Секрет Симочки был в ее двойственной природе, которую художественно попытался изобразить Олеша в персонажах механической испорченной кукле Суок и ее двойнике - живой девочке. Очевидно, что люди никогда не знали, с чем в лице Симочки можно иметь дело истинным образом - с ее разрушающей тебя злой сущностью либо с вдохновляющей живостью, веселостью и внушающим надежду душевным теплом. Для Олеши эти две стороны ее натуры представляли загадку, которую он решил доступным писателю способом, но, по всей видимости, он так и не интегрировал их в своем образе ее личности.
Но для Симочки это не являлось никакой проблемой. По сравнению с сестрой Ольгой она была воплощением железной воли - знала, что хотела, и всегда подчиняла окружающих себе. По сравнению с другой сестрой Лидией она никогда не стремилась служить гениям и прочим окологениальным гражданам в своей орбите. Вроде муза, но муза, которая готова перелопатить не один десяток поэтов, коли ей вкусно покушать захотелось. Ведь поэты приходят и уходят, а муза остается.
Серафима - в центре, Ольга - справа, Лидия - слева:
Серафима Суок прожила долгую жизнь, отрежиссировав в соответствии с собой и жизнь Шкловского. У нее было удивительный дар - она мгновенно становилась цензором жизни оказавшегося с ней рядом человека, барометром его самоотношения, судьей, который определял, что есть истинное и ложное для данной персоны.
Это сегодня такой дар мы можем раскодировать как бессознательную стратегию нарциссичного человека, но от этого она то своей эффективности не теряет.
Из воспоминаний В.Катаняна "Прикосновение к идолам": "Виктор Борисович (Шкловский) был взволнован... У него навернулись слезы, но вдруг:
- Когда Эльза (Триоле) спросила меня, отчего я ушел от жены к Серафиме, я ей объяснил: "Та говорила мне, что я гениальный, а Сима - что я кудрявый".
Вот она, собственно и разница - поклонница и жертвенная служительница гениев, которой не преминут заметить о ее интеллектуальных способностях, вторит гению о его гениальности.
А роковая женщина заметит, что он или слоненок толстый, или котик кудрявый.
А ей романы посвящают и стихи строчат.