«Либералы терпеть его не могут»

Опубликовано 21.09.2020
«Либералы терпеть его не могут»

Заслуженному деятелю искусств РСФСР, оператору и фотохудожнику Анатолию Заболоцкому — 85

Сегодня Заслуженному деятелю искусств РСФСР, оператору и фотохудожнику Анатолию Дмитриевичу Заболоцкому исполняется 85 лет.

Юбиляра поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Примите сердечные поздравления с 85-летием со дня рождения.

Вы внесли немалый вклад в развитие кинематографа и фотоискусства. Более сорока лет Вы посвятили художественной фотографии и сохранили для потомков сотни ярких картин российской жизни. Отрадно, что на Ваших работах запечатлены также священнослужители и монахи, храмы и монастыри как зримое свидетельство неразрывного единства Русской Православной Церкви и окормляемого ей народа. Замечательно, что Ваше творчество вносит свой вклад в сохранение исторической памяти и утверждение духовно-нравственных ценностей в современном обществе.

Желаю Вам крепости душевных и телесных сил, неоскудевающей помощи Божией и новых творческих свершений», - говорится в Патриаршем поздравлении, размещенном на Патриархии.ru.

Редакция «Русской народной линии» присоединяется к поздравлению Предстоятеля Русской Церкви, желает уважаемому Анатолию Дмитриевичу душевного и телесного здравия, Божией помощи в творческих трудах!

Напомним, на «Русской народной линии» размещена видеозапись беседы главного редактора РНЛ Анатолия Степанова с Анатолием Заболоцким. Беседа, опубликованная в рубрике РНЛ «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать», состоялась в конце 2016 года.

Мастера поздравляет в телефонном интервью «Русской народной линии» его давний друг и единомышленник, сопредседатель Правления Союза писателей России, член Президиума Всемирного Русского Народного Собора, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы Владимир Николаевич Крупин:

Мы смотрим фильмы глазами операторов. И роль Анатолия Заболоцкого как оператора чрезвычайно велика. Недаром Василий Шукшин для съемок фильмов «Печки-лавочки», «Калина красная» избрал из многочисленных операторов того времени именно Анатолия Дмитриевича. Заболоцкий изумительный оператор!

Мне посчастливилось дружить с Анатолием Дмитриевичем Заболоцким. Когда Василий Макарович ушёл из жизни, Анатолий Заболоцкий отошёл от операторской деятельности, ибо не видел режиссёров такого же уровня, как Шукшин. Хотя он работал с Кончаловским, Абдрашитовым, Никоненко и другими режиссёрами.

Уйдя из кинематографа, он взялся за благороднейшее дело – за оформление книг. Он оформлял книги Василия Белова, вместе с ним мы выпускали издания о Святой Земле, о святой горе Афон. Я видел его в работе – это было незабываемо, его ничто не могло оторвать от задуманного, он, как охотничья собака, гнался за кадром.

А где ныне находится наш юбиляр? На Камчатке, где снимает медведей, рассветы и закаты Родины своей Хакасии. Я ему говорю: ну, куда ты едешь? «Нет, - твердо и неумолимо парировал он, - на Камчатку!»

Анатолий Дмитриевич не просто в строю, он подаёт нам пример, как быть в строю, он всегда на правом фланге! Причём, надо отметить, его непростой характер. Но его непростота – очень мужская: Заболоцкий не терпит фальши, предательства и двуличия. Поэтому у него недоброжелателей больше, чем друзей. Но это правильное его качество, ведь в современном мире расплодилась двуличность. Взгляните на события во МХАТе: ранее многие бегали и заискивали перед Татьяной Дорониной. А теперь от неё отвернулись. Где ж тогда любовь и преданность к художественному руководителю театра, великой актрисе и режиссёру? Двуличие и двурушничество повсеместно, особенно в нашей творческой интеллигенции.

Об Анатолии Дмитриевиче можно говорить бесконечно. Он оформлял книгу Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь…», а одна из вершин его работ – «Повседневная жизнь русского Севера» Василия Белова. У него формируется иконография нашей России. Его выставки были в московском Манеже, Иркутске и даже в тюрьме. Надо смотреть не только на фотографии, но и на посетителей экспозиции! Анатолий Заболоцкий совершает огромное дело по воспитанию людей нашего Отечества. Недаром либералы терпеть его не могут.

Дорогой Анатолий Дмитриевич! Поздравляю тебя с юбилеем! Дай Бог тебе многая и благая лета! Твой пример жизни светит нам ярко, как небесная звезда!

Человеку, любящему Россию и желающему трудиться на благо Родины, ничего не должно мешать! Пример тому – Анатолий Дмитриевич Заболоцкий.

Биографическая справка:

Анатолий Дмитриевич Заболоцкий родился 16 сентября 1935 года в крестьянской семье в деревне Сыда Краснотуранского района Красноярского края. Среднюю школу окончил в Абакане (Республика Хакасия) в 1953 году. В сентябре 1954 года стал учиться на операторском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.

После окончания ВГИКа (1959), с 1 октября 1960 года работал кинооператором на «Беларусьфильме». Впоследствии работал на киностудиях «Таллинфильм», имени М. Горького, «Мосфильм». Участвовал в создании 15 художественных и 8 документальных фильмов. Среди них «Альпийская баллада», «Через кладбище», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Слово для защиты», «Целуются зори», «Обрыв» и другие. Выступил также как актёр в фильмах «Слово для защиты», «Печки-лавочки», как сценарист и режиссёр документального фильма «Слово матери» (1979).

С 1977 года занимается художественной фотографией. После 1983 года отошёл от кинематографической деятельности, участвуя лишь эпизодически.

Вышло 26 изданий с фотографиями А. Д. Заболоцкого — книги, альбомы, календари. В их числе два издания книги В. Белова «Лад», книга В. Солоухина «Письма из Русского музея», юбилейное издание «"Слово о полку Игореве" — 800 лет» под редакцией академика Д. С. Лихачёва, фотокнига «Лик православия». Неоднократно проводились фотовыставки работ А. Д. Заболоцкого в Москве (в Совете Федерации, Храме Христа Спасителя, Манеже, в Абакане, Минусинске и других городах России.

Пишет в мемуарно-публицистическом жанре. Публиковался в журналах «Москва», «Наш современник», «Роман-газета», «Роман-журнал XXI век» и других. Широкую известность получили воспоминания о соратнике и друге В. М. Шукшине «Шукшин в кадре и за кадром. Записки кинооператора» (1998).

Живет в Москве. Член Московской городской организации Союза писателей России, член редколлегии народного журнала «Роман-газета».

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:

Заслуженный деятель искусств БССР (1967).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия (1998).

Премия Ленинского комсомола (1979) — за фильм «Слово для защиты» (1976).

Международная премия Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2005).

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1962 — Звезда на пряжке;

1962 — Маленькие мечтатели (киноальманах);

1963 — Последний хлеб (совместно с Ю. Марухиным);

1964 — Через кладбище;

1965 — Альпийская баллада;

1967 — Житие и вознесение Юрася Братчика;

1969 — Безумие;

1972 — Печки-лавочки;

1973 — Калина красная;

1976 — Слово для защиты;

1978 — Целуются зори;

1983 — Обрыв;

1984 — Нам не дано предугадать (совместно с В. Межековым);

1986 — Скакал казак через долину (совместно с В. Межековым);

1990 — Всё впереди (СССР—Франция).

Книги и публикации

Шукшин в жизни и на экране: записки кинооператора / Анатолий Дмитриевич Заболоцкий; Послесл.: А.Заболоцкий. — М. : [б. и.], 1999. — 48 с. — (Роман-газета , ISSN 0131-6044 ; 10(1352)). — 20700 экз.

Тяжесть креста. Шукшин в кадре и за кадром: (совместно с В. И. Беловым). М.: «Советский писатель», 2002.

«Но не любить тебя, не помнить, я научиться не могу» / Хакасия, 7 августа 1999 года.

Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2020/09/16/liberaly_terpet_ego_ne_mogut
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх