«Все, что происходит в фильме, основано на реальных событиях».
Ринат Давлетьяров
Вопросы к фильму начинаются, как водится, с названия и заявленной на афише неправды.
Первая неправда заключается в том, что нас в очередной раз водят за нос – обещают показать всю правду, пишут - «основано на реальных событиях» а выдают за правду чисто сказочный, не встречавшийся в жизни сюжет. Но об этом чуть позже.
Вторая, ещё большая неправда, заключается в том, что жители Донбасса, равно как и жители «материковой» Украины/Окраины это в большинстве своем не украинцы/окраинцы, а забывшие свое происхождение русские. И эта правда одинаково не нравится по обе стороны конфликта. Настоящие украинцы – это униаты-галичане и близкие к ним по менталитету, характеру, поведению люди. Собственно говоря, они и есть окраина, как в историческом, так и в культурном смысле. Донбасс «окраиной» Украины не является – это русский промышленный центр начала ХХ века, в состав «Нэньки» втиснутый только при советской власти, да и то с трудом. Никогда в истории, никакой окраиной-украиной он не был, ни по названию, ни по смыслу. Но об этом уже писано-переписано не мало, да только слышать это СМИ не хотят.
Ну, а теперь от названия перейдем к самому фильму.
Все события киноленты укладываются в одни сутки 16-17 августа 2014 года. Что же мы видим на экране? Сначала некий подполковник СБУ Колосовский расстреливает пленного. Кадром позже появляется главный герой – солдат ВСУ, едущий на грузовике с товарищем в Марьинку на окраине Донецка забирать людей. Едут почему-то без оружия и сопровождения, будто это не боевые действия, идущие четвертый месяц, а поездка в колхоз за картошкой. Въехав в городок, грузовик останавливается, главный герой отходит «до ветру», внезапно прилетают мины и разносят грузовик в хлам. Причем впечатление такое, что стреляют именно по грузовику, непонятно, правда зачем (если стреляла ВСУ – то по своим, если ополченцы – то слишком много чести для одного грузовика). Да и вопрос чисто практический – как без артиллерийского корректировщика и координат можно стрелять откуда-то издалека и так точно попадать прямиком в цель…
Андрей Соколов (водитель машины) убегает от минометного обстрела, получает легкое ранение и … встречается со вторым главным героем фильма – капитаном Анатолием Тимошенко, который отправляет его передохнуть в подвал, где уже укрываются – местная жительница, волонтер из Киева, «бандеровка» и … тот самый полковник СБУ, только переодевшийся в гражданку. Затем к ним присоединяется и сам десантник-ополченец Анатолий, для полноты компании. Если вы думаете, что такое сочетание героев в одном месте чрезмерно – вы не далеки от истины. Но герои успешно общаются, сорятся, мирятся, ищут лекарства и еду (у них на руках ещё и больной мальчик). И все это достаточно интересно, динамично, заставляет переживать за происходящее на экране, если абстрагироваться от жизни и поверить кино-реальности.
Тем не менее, возникает вопрос - на каких реальных событиях это основано? Где и когда вместе переживали обстрел «волонтёрша» из Киева, «бандеровка», боец ВСУ, ополченец, сбушник и местные жители? Все вместе. В фильме это все красиво показано – но это не живые герои из жизни, а картонные мультяшные образы очередного «американского» кино, что в России, что на Украине. Снимают фильмы вроде бы по разные стороны и разные режиссеры, но в одном почти все картины похожи – настоящей правды в них не встретишь.
Ну, а для любителей сказать, что «режиссер так видит» (основано на реальных событиях – да?), добавим пару вопросов из жизни. Почему капитан из ВДВ в фильме ходит в форме «афганке», да ещё и новенькой. Где он ее добыл – в костюмерной соседней киностудии, где снимали «шедевр» Лунгина про Афганистан? Купил в донецком военторге? Нашел в шкафу у ветерана Афгана? Все бы хорошо, но ополченцы в «афганке» не часто ходили, а десантники тем более (а если ходили, то чаще всего в популярной «горке»). Почему водитель машины – солдат ВСУ одет не в украинский пятнистый камуфляж, который носили тогда, а в российскую «цифру»? Почему «бандеровка» говорит и ведет себя не так как в жизни, и спасает, в итоге, совсем не тех, за кого воюет? Почему, наконец, главный отрицательный герой (почти что Штирлиц) пройдя массу испытаний и опасностей, в самом финале убивает главного положительного героя? Когда он мог сделать это в первый же момент, когда капитан повернулся к нему спиной?
Наконец, зачем капитан-ополченец остался один искать своего друга (по сюжету вроде как именно его и убивают в начале картины) но так его и не нашел, хотя умудрился найти всех местных жителей, похоронить всех погибших (включая солдат противника, местных жителей и липовую «бандеровку», спасшую его и нападавшую на своих). Конечно, все это красиво – сампожертвование и примирение вчерашних противников, но хоть доля реалистичности в этом всем должна быть?
В целом если поменять фразу «основано на реальных событиях» на «все события и персонажи вымышленны, любое совпадение имен и событий с реальными являются случайностью», то фильм не самый плохой – по крайней мере, не злобный. Динамика в нем есть, напряжения за героев тоже хватает. Из хорошего в фильме – честно показанная неприглядная сторона войны, которую так старательно избегают – похороны погибших во дворах, быстрая перестройка отношения к смерти и к жизни. И попытка избежать ненависти между вчерашними врагами… Но в том то и дело, что примирение на экране не выглядит логичным – нам бы хотелось, конечно, чтоб все посидев вместе в опасности стали вдруг друзьями, но по факту так легко это не получается. Потому что, правда у каждого своя, и эта правда – спасти самого себя, как правило. А правды Божьей тут по определению нет, и не потому, что Бог нас забыл или оставил, а потому что люди сами Его забыли, и поступают в жизни и в кино на Божьи Заповеди не оглядываясь.
Идея фильма понятна – «окунуть» рядового украинского и российского обывателя внутрь этой войны, в подвал где сидят, укрывшись от обстрела, все ее участники (ну, почти все, кроме собственно тех, кто эту бойню развязал и продолжает геноцидить русских на Донбассе). И сказка в итоге выходит красивая – герои все вместе решают уехать от проблем и войны … в Россию! Только вот проблемы-то от этого не решаются – война и тут идет, только невидимая. Но от этого не менее смертоносная. Война за души и судьбы людей – не на жизнь, а на смерть… Но про это в кино, ни с той, ни с другой стороны нам не расскажут.
Подводя итоги обзора кинокартины «Донбасс. Окраина», хочется процитировать слова одного священника – о. Александра Лебедева, думается, вполне уместные. «На извечно мучивший человечество вопрос «Что есть истина?» сейчас предлагается своеобразный, и одновременно очень жесткий, не терпящий возражений ответ: «Истина – это то, что вам сегодня сказали по телевизору».
P.S. Дорогие ура-патриоты ридной неньки. Не надо писать о том, что этот фильм – «вражья пропаганда». К сожалению или к счастью, пропаганды тут нет. Кино по американским лекалам – так. Освоение бюджета? Возможно. Пропаганда? Увы, нет…