Комиссия спортсменов Олимпийского комитета России заявила о создании опасного прецедента, когда ни один спортсмен в мире впредь не может быть уверен, что его гражданские права будут соблюдаться. Тем временем, МОК жёсткие решения, способные окончательно вычеркнуть нас из большого спорта, принимать боится. Быть может, только пока?
28 марта Международный олимпийский комитет рекомендовал международным федерациям допускать до соревнований спортсменов из России и Белоруссии, которые "не поддерживают СВО", в качестве нейтральных атлетов. При этом тем атлетам, которые связаны со спортклубами вооружённых сил и органов безопасности, а также со сборными командами, рекомендовано отказывать в участии.
Российские представители заявили, что полностью разделяют позицию, озвученную президентом Олимпийского комитета России Станиславом Поздняковым, о том, что предлагаемый нейтральный статус для участников соревнований — это очевидная дискриминация по национальному признаку и применение двойных стандартов в спорте.
Ранее глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе заявила, что запретит своим спортсменам выступать на международных соревнованиях под нейтральным флагом. По её словам, раньше это было допустимо потому, что было наказание за "допинговые грехи". Сейчас же причина запрета другая.
Мир пытается уничтожить наш флаг и гимн, им не нужна страна Россия, — заявила она.
Ведущий "Первого русского" Юрий Пронько обсудил эту тему с олимпийской чемпионкой депутатом Госдумы Светланой Журовой в программе "Царьград. Главное".
Перешли уже все границы
Юрий Пронько: На ваш взгляд, как быть в этой ситуации? Я разговаривал без камер с вашими коллегами, профессиональными спортсменами, которые мне, в общем-то, говорили так: понимаешь, мы годами занимались... Там в мужской компании даже более крепкие слова применялись. И сейчас в силу разных политических обстоятельств нам надо либо менять спортивное гражданство, либо не участвовать. Либо участвовать на тех условиях, дискриминационных, которые предлагаются. Это с одной стороны. С другой стороны, такие люди, как Вяльбе, говорят: слушайте, ну, это уже унижение! Как она сказала: "Это унижает наш флаг, наш гимн, и им не нужна страна под названием Россия". Светлана, как быть в этой ситуации? С одной стороны, олимпийская чемпионка, с другой стороны, действующий политик. А с третьей стороны, человек, которого я очень хорошо, и давно знаю, и порядочный человек. Вот что скажете?
Светлана Журова: Вы знаете, я соглашусь с Еленой Вяльбе. С 2014 года так или иначе нас отстраняли за допинговые истории. Какие-то плюс-минус причины для этого были, будем честными. Да, там коллективная ответственность. Нам всё это не нравилось. Но мы понимали, что есть ситуации, когда целые страны отстраняли за допинг.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Но допинговое отстранение — это одно. И мы выполнили "дорожные карты". Но сейчас ситуация совершенно другая.
Вы знаете, бойцы, которые находятся на передовой, говорят, что это неприемлемо без флага защищать честь Родины. Потому что ты защищаешь честь Родины, но без флага и гимна. А самое неприятное то, что мы не знаем, какие условия в итоге нам будут предъявлять. Может случиться так, что мы подписываем какую-то там бумагу, а дальше всё хуже и хуже. Вот они же подписали, давайте теперь ещё что-то их попросим.
Вот, например, польская авиакомпания не пустила на борт нашу теннисистку Виталию Дьяченко, имеющую визу, есть все разрешения. Сказали, что не приемлют русских на борту.
Нет никаких гарантий, что с нами так не поступят и другие страны. Скажет международная федерация: всё, мы допускаем русских в нейтральном статусе — и нам могут отказать просто во въезде на территорию. Могут инциденты произойти в отелях и на стадионах. Может быть всё что угодно. То есть это просто небезопасно для наших спортсменов. И вопрос: как жить?
Выступать там, где нам рады
— Да, и что делать спортсменам? Ведь мы прекрасно понимаем, что активная жизнь спортсмена, в общем-то, не такая большая, как хотелось бы.
— Я вспоминаю Советский Союз. Всё-таки я выступала ещё в Советском Союзе и принимала участие только в одном соревновании в году за рубежом — это чемпионат мира. Всё. Ну и следующее соревнование — это Олимпиада. То есть по большму счёту за четыре года за границей мы оказывались пять раз. И в том случае, если тебя отобрали на чемпионат мира и Олимпиаду. Но это не мешало нам классно выступать, выигрывать и становиться олимпийскими чемпионами и чемпионами мира.
Сейчас мы можем участвовать в Боливарианских играх, которые скоро состоятся. Мы участвуем с флагом и гимном на территории латиноамериканского континента. Уверена, что сейчас подписываются соглашения с Кубой. Вот, пожалуйста. Мы можем на Кубе тренироваться. Там многие страны готовы принять с флагом и гимном.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Надо выбирать те страны, которые дают нам такую возможность. Например, Китай. С Китаем у нас 500 спортивных мероприятий запланировано.
То есть если говорить про соревновательный опыт, то нам есть где его получать. Поэтому, я думаю, просто нужно успокоиться. И МОК тоже ждёт, они же не знают, что будет к лету. А вдруг СВО закончится и будут мирные переговоры? А они сейчас наворотят всяких новых санкций или условий, а потом их будет странно отменять. И будет действительно очень неприятно.
Почему я и согласна с Вяльбе. Сейчас мы что-то подпишем, а через месяц МОК всё это отменит. И наших граждан-спортсменов будут считать непатриотами в этой ситуации. Поэтому стоит, наверное, подождать.
Я думаю, что если бы собрался весь состав МОК, а не вот эта кучка так называемого исполкома МОК, где очень ангажированные страны находятся, то вряд ли бы мы в такой ситуации, без флага и гимна, оказались. Надо, чтобы все: Азия, Африка, Латинская Америка… Тогда бы, скорее всего, большинство… Как, например, Федерация фехтования, проголосовала: 89 на 46. Это серьёзная разница.
Я допускаю, что если бы все члены МОК голосовали и ещё страны Ближнего Востока, то, возможно, была бы совсем другая конфигурация. Возможно, мы бы выступали сейчас с флагом и гимном.
— Да, Светлана. Спасибо большое!
Вместо послесловия
Международная федерация дзюдо (IJF) ранее торжественно разрешила нашим спортсменам принимать участие в чемпионате мира 2023 года. А 2 мая стало ясно, что восьми нашим представителям не дали возможности показать себя. Поскольку они не прошли так называемые критерии лояльности.
По большому счёту это значит, что восемь русских спортсменов отказались выступать против специальной военной операции (СВО) России на Украине, поэтому и были наказаны. С другой стороны, тут следует знать, что представители IJF не объяснили, в чём именно проявилась поддержка спортсменами СВО.
Пройдёт чемпионат в Дохе. Имена допущенных спортсменов известны. Это, например, олимпийские призёры Тамерлан Башаев, Нияз Ильясов и Мадина Таймазова. Кроме того, выступать будет чемпион мира Яго Абуладзе. Всего представлять Россию будут 20 спортсменов.
Очевидно, федерация должна была предложить всем спортсменам пройти одинаковые тесты для выявления критериев лояльности. Выходит, допущенные представители России не поддерживают СВО? Или как понимать представленный стандарт?