ЮНОЕ ЛЕТО. Хэвсур Ивэриэли.

Опубликовано 21.08.2020
ЮНОЕ   ЛЕТО. Хэвсур Ивэриэли.

Июнь 1989 год.

Тбилиси. Моя солнечная родина. Мой любимый родной Тбилиси, раскинул свои просторы меж невысоких гор. Юношеская пора. Один из июньских дней знойного тбилисского лета. Город живёт летней раскованной жизнью. Улицы утопают в летней жаре и в яркой зелени листьев огромных многолетних деревьев, которые как терпеливые и преданные старожилы этого древнего города отдают ему из года в год, на протяжении многих десятилетий складывающихся в столетия, добрую природную силу и украшают своими могучими кронами, наполняя весь город яркими незабываемыми ароматами. Дневная жизнь, сложные передвижения огромных потоков транспорта и людей в полуторамиллионном городе создают множество непонятных звуков, которые, когда находишься в тихой прохладе старинной тбилисской квартиры, превращаются в стуки, еле различимые жужжания, щелчки, скрипы, гудки, отдалённо слышный гомон. Из всего этого складывается неповторимая мелодия дневного летнего города. В каждом аккорде этой чарующей городской мелодии ощущается присутствие некой Высшей силы наполняющей живительным дыханием каждый уголок прекрасного, древнего города, страны, да и вообще всей Земли. Город занят весь день своим кропотливым трудом, чтобы на исходе рабочего дня, раскладывая все гудки, скрипы, стуки и щелчки по своим местам, которые завтра с новой необходимостью будут востребованы, погрузиться в томительную негу заслуженного отдыха. Тбилиси в объятиях жаркого вечера. Солнце, опускаясь за горы богато, сочно окрашивает небо и редкие облака дымчато-розовой нежностью. Закат ещё полный хозяин над городом, но город уже зажигает огни, располагаясь поудобнее для спокойного осмысления прожитого дня. Сквозь всю эту современную повседневную жизнь, каким-то очень глубоким краешком юной души, где тоненьким ручейком зарождается предчувствие яркой зрелой жизни, ощущаешь многовековую твердь этого древнего города несущего на своих плечах - и горечь катастрофических поражений от иноверных завоевателей давно ушедших поколений, и радость долгожданного освобождения и возрождения страны из руин многолетнего рабства, и всецелое душевное облегчение от обретения долгожданного союза с братским русским народом, и всенародная радость от общей победы над фашизмом в Великую Отечественную Войну, ведь эта война имела значение - Отечественной для всех народов населявших Советский Союз. И на фоне всей этой непередаваемо богатой палитры чувств и пониманий дует свежий ветер яркого, нового взора на жизнь, который наполнен какой-то особой тревогой свойственной лишь молодому, но очень чуткому и талантливому сердцу, наполненному интуитивным пониманием, что жизнь богата и прекрасна, но что-то всё-же ускользает от пытливого, но неопытного сердечного взора. И в то же время, сквозь эту неясную тревогу пробивается молодой, но твёрдый побег радости от самого ощущения полноты жизни - голос Виктора Цоя поющего свою песню:

Дом стоит, свет горит,

Из окна видна даль.

Так откуда взялась печаль?

И вроде жив и здоров,

И вроде жить - не тужить.

Так откуда взялась печаль ?

http://www.youtube.com/watch?v=SaX-n3Df10w

Поглощающая всю душу радость от осознания всего многообразия жизни, чувств, возможностей и человеческой истории - омрачалась постепенным, но всё более и более конкретно приходящим пониманием политических перемен в стране, ощущение опасности которых уже всё меньше и меньше оставляли юности возможности и сил для погружения в глубоко душевное, романтическое созерцание широты вселенной с её необъяснимыми просторами и глубинами, впечатления от которых усиливались богатым смешением запахов и чувств земной и такой же таинственной жизни. Цой - поэт и музыкант эпохи опасных перемен в нашей многоликой и многострадальной стране. Этот период вполне уместно называть эпохой потому, что эти, с точки зрения большой истории, какие-то пятнадцать лет были насыщены лихорадочным переосмыслением прошедшего столетия. Переосмыслению сопутствовало глубокое душевное перенапряжение всего советского народа. Потому что душа требовала нового правдивого взгляда на историю Российского государства, на переплетение историй России и соседних братских государств, детального пересмотра и разъяснения самим себе сущности глубоко ложных идей советского периода жизни, определения нового направления движения. И все эти глубокие и напряжённые переосмысления уместились в очень короткий промежуток времени. А душа поэта, особенно тонко чувствующая опасности нового времени, наполняющих этот мир - ощущала любые порывы «воздушных потоков», которые ничего доброго и утешительного в себе не несли и поэтому во многих песнях Цоя, несмотря на жизненную мудрость стихов и яркую ритмичность музыки, звучит тревожное восприятие жизни.

Тревога, пронзающая чуткое сердце и не дающая покоя даже во сне, звучит и на фоне романтичного, спокойного повествования о широте человеческой жизни, которая всё же остаётся зримой тайной для поэта, несмотря на повседневную слепоту человеческих масс ушедших в омут социально-материальных проблем, ставшими для этих масс ущербным космосом:

На холодной земле стоит город большой,

Там горят фонари и машины гудят.

А над городом - ночь.

А над ночью - луна.

И сегодня луна каплей крови красна.

Тяжело в эпоху тревожных перемен увидеть вокруг себя что-либо осмысленное, но над всем этим страшным безпорядком встаёт новый день, а значит надо жить:

А вокруг - благодать: ни черта не видать.

А вокруг - красота: не видать ни черта.

И все кричат: «Ура!»

И все бегут вперёд.

И над этим всем новый день встаёт.

Дом стоит, свет горит,

Из окна видна даль.

Так откуда взялась печаль?

И вроде жив и здоров,

И вроде жить - не тужить.

Так откуда взялась печаль?

http://www.youtube.com/watch?v=N4BIskvw3Gc

http://www.youtube.com/watch?v=_gVLXKJZ6xQ

( песня «Печаль», альбом «Последний герой» 1988 год. )

----------------------------------------------------------------------------------------------

Наступали времена, когда каждый здраво мыслящий человек понимал, что многое нужно менять. Эти понимания мгновенно отразились в творчестве поэта и музыканта:

Вместо тепла - зелень стекла.

Вместо огня - дым.

Из сетки календаря выхвачен день.

Красное солнце сгорает дотла,

День догорает с ним.

На пылающий город падает тень.

Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен -

Перемен!

Мы ждём перемен!

Дальше отображена вся простота и неприхотливость советского быта лаконично, ясно и просто умещённая в один куплет:

Электрический свет продолжает наш день.

И коробка от спичек пуста.

Но на кухне синим цветком, горит газ.

Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста.

И больше нет ничего, всё находится в нас…

http://www.youtube.com/watch?v=DXQeabxYZ_s

http://www.youtube.com/watch?v=jKDCW84TsX0

(«Хочу перемен», «Концерт в Рок-клубе» 1985 год. )

----------------------------------------------------------------------------------------------

И всё же энергичная молодость требует активных действий и от себя, и от других не терпя ленивой созерцательности там, где нужны чёткие, конкретные действия. Молодость не хочет сидеть, сложа руки и ждать туманного будущего, особенно когда уже ясна вся ложность прежних дорог:

Мы хотим видеть дальше,

Чем окна напротив.

Мы хотим жить,

Мы живучи как кошки.

И вот мы пришли заявить о своих правах.

Слышишь шелест плащей?

Это мы.

Дальше действовать будем мы.

Новые районы городов нашей необъятно просторной родины, застраиваемые тесными квартирами - абсурд советского мышления неспособного использовать богатые просторы своей страны разумно, для удобства своих же людей.

Потеря невинности в боях за любовь - деградация человеческого сознания потерявшегося в этом мире из-за отсутствия знаний о существовании Небесных законов жизни.

Теснота одежд сшитых вами для нас - это простое объяснение того, что всему молодому поколению, приходящему в этот мир уже были заранее заготовлены жёсткие идеологические рамки, лишавшие человека права на хотя бы относительную свободу творчества и выбора своей дороги. Я уже не говорю о праве каждой души знать о Божественном сотворении мира - такое право, советская власть выжигала когда калённым железом, а когда и ехидной насмешкой:

Мы родились в тесных квартирах

Новых районов.

Мы потеряли невинность в боях за любовь.

Нам уже стали тесны одежды,

Сшитые вами для нас одежды.

И вот мы пришли сказать вам о том,

Что дальше,

Дальше действовать будем мы.

http://www.youtube.com/watch?v=sTW2KuZ3l3A

(« Дальше действовать будем мы», «Группа крови» 1988 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Несмотря на необходимость перемен, мало кто в действительности хотел что-то менять и уж тем более своими руками. Эпоха перемен - очень сложная пора и она сразу обнаруживает и тех, кто готов всем сердцем последовать за правдой, и тех, кто готов копать себе норы любой глубины, лишь бы дали им возможность спокойно просуществовать в своём ущербном мире телесных интересов:

Они говорят: им нельзя рисковать,

Потому что у них есть дом.

В доме горит свет.

И я не знаю точно, кто из нас прав.

Меня ждёт на улице дождь.

Их ждёт дома обед.

Закрой за мной дверь.

Я ухожу.

Двери правды, из которых дует свежий ветерок, открыты для всех и каждый желающий в любой момент своей жизни может выйти в них и попасть в высоту безложного, но наполненного жестокими испытаниями простора:

И если тебе вдруг наскучит твой ласковый свет,

Тебе найдётся место у нас.

Дождя хватит на всех.

Посмотри на часы,

Посмотри на портрет на стене.

Прислушайся там за окном

Ты услышишь наш смех.

Закрой за мной дверь.

Я ухожу.

https://www.youtube.com/watch?v=ouBg99bZJaQ&feature=youtu.be

( «Закрой за мной дверь, я ухожу», « Группа крови » 1988 год. )

----------------------------------------------------------------------------------------------

Искреннему сердцу поэта всегда близка тема судьбы родной страны. Эпоха перемен, навалившаяся всей своей непосильной тяжестью на простого человека, наполняла каждый новый день ощущением опасности, неотвратимости беды и нарастания напряжения борьбы за своё существование. День - символ добра и света призывает своих воинов к решительным действиям, к борьбе. Ночь - символ зла и лжи, для слабых духом неизменно остаётся повелителем их жизней, и призывает к сознательному уходу от действительности в состояние сна. И только ясное, дневное небо, в какой бы момент ты на него не посмотрел, всегда напоминает о доброй и разумной вечности:

Крыши домов дрожат под тяжестью дней.

Небесный пастух пасёт облака.

Город стреляет в ночь дробью огней.

Но ночь сильней, её власть велика.

Предел терпения, смелых сердцем, исчерпан. И настал их черёд сказать своё слово, и сделать своё дело:

Я ждал это время, и вот это время пришло.

Те, кто молчал, перестали молчать.

Те, кому нечего ждать садятся в седло.

Их не догнать, уже не догнать.

Смелые действия тех, кто способен к осмысленным и разумным переменам, безусловно, раздражают тех, кто настроен на сладкий и пленительный сон. Смелость спасает от гибельного сна, который может никогда не выпустить ленивую душу из своего плена. Впервые за всё время своего творчества поэт касается темы «спасения», спасения от лжи, что само по себе свойственно искреннему сердцу. Любая душа от рождения - христианка и сердце поэта имея навык пребывать в искреннем состоянии, рано или поздно, познает одно из главных жизненных стремлений - спасение души от всякой лжи:

Соседи приходят: им слышится стук копыт,

Мешает уснуть, тревожит их сон.

Те, кому нечего ждать отправляются в путь.

Те, кто спасён.

Те, кто спасён.

А тем, кто ложится спать, -

Спокойного сна.

Спокойная ночь.

http://www.youtube.com/watch?v=aA06IMfO3Ec

http://www.youtube.com/watch?v=QcJVrlWbM50

http://www.youtube.com/watch?v=IN0PEePlXR8

http://www.youtube.com/watch?v=tbSQe1ZSzaQ

(«Спокойная ночь», «Группа крови» 1988 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Тема афганской войны для поэта и музыканта не прошла стороной. В песне звучат слова молодого человека уходящего на неизвестную для него войну. Ему конечно с великим трудом даётся этот шаг, и он понимает, что обязан его сделать, несмотря на то, что здесь остаётся мирная, солнечная жизнь, которая будет существовать теперь вдалеке, отдельно от него, от его страха перед неизвестным для него понятием - смерть - но которое неумолимо и очень быстро приближается:

Тёплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног.

Звёздная пыль на сапогах.

Мягкое кресло, клетчатый плед, не нажатый вовремя курок.

Солнечный день в ослепительных снах.

Молодость, радостное будущее, девушка ставшая почти родным человеком - всё это с острой болью в сердце оставляется молодым солдатом потому, что его зовёт - высокая в небе звезда - вероятно это ощущение долга перед родиной, которое есть у каждого честного человека:

Мне есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой.

Я никому не хочу ставить ногу на грудь.

Я хотел бы остаться с тобой.

Просто остаться с тобой.

Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь.

Группа крови на рукаве -

Мой порядковый номер на рукаве.

Пожелай мне удачи в бою,

Пожелай мне

Не остаться в этой траве,

Не остаться в этой траве.

Пожелай мне удачи.

http://www.youtube.com/watch?v=SoPb02lX5WQ

http://www.youtube.com/watch?v=zvQpgLkprDs

http://www.youtube.com/watch?v=awEeT2_DWWk

http://www.youtube.com/watch?v=m3L_op5npSU

( « Группа крови », « Группа крови » 1988 год. )

----------------------------------------------------------------------------------------------

Чуткое сердце поэта, конечно же, улавливало темы проявления войны и в мирной жизни, где нет выстрелов и взрывов, но есть безконечная война зла против добра. И, несмотря на гибель всего полка, кто-то один останется в живых и станет тем самым «золотым» ключом, вскроет замок, отворит дверь и перевесит чашу весов в этой борьбе:

Покажи мне людей уверенных в завтрашнем дне.

Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.

Покажи мне того, кто выжил один из полка.

Но кто-то должен стать дверью,

А кто-то замком, а кто-то ключом от замка.

Кому-то отведена Свыше размеренная жизнь, а кому-то придётся пожертвовать собой, чтобы своим крепким плечом закалённым в неравных боях развалить злобные стены:

Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь.

Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.

Где-то есть люди, для которых теорема верна.

Но кто-то станет стеной,

А кто-то плечом, под которым дрогнет стена.

Войну между землёй и небом можно понять как: - земля, населённая человечеством находится в состоянии постоянной войны против неба. Вероятно, здесь, слово «Небо» нужно писать с большой буквы. Но можно понять и так - между землёй и небом есть пространство, населённое людьми, которые ведут непрестанную войну друг с другом. Кто-то принял сторону зла, кто-то непреклонен в своём выборе добра. Впрочем, оба смысла логичны в едином русле и друг другу не противоречат, а лишь свидетельствуют о философски развитом мышлении поэта и музыканта:

Земля.

Небо.

Между землёй и небом - война.

И где бы ты ни был,

Что б ты ни делал, -

Между землёй и небом - война.

http://www.youtube.com/watch?v=iGAuo99OROU

http://www.youtube.com/watch?v=mrNXIDoHC30

https://www.youtube.com/watch?v=Gexrr7o5DxQ&feature=youtu.be

(«Война», «Группа крови» 1988 год. )

----------------------------------------------------------------------------------------------

Печальная баллада о неотвратимом приближении решающего боя. И крик, застрявший в горле - возможно от горечи и обиды за упущенное время и от предчувствия неготовности к этому бою:

Среди связок в горле комом теснится крик.

Но настала пора: и тут уж кричи не кричи.

Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,

Как, шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи.

Чёрное племя подлых ворон всегда слетающихся поживится чем-нибудь после решительного боя смелых. Дрожание тела и души от осознания своего участия в поворотных событиях. И как меняются мир и время в глазах человека перед лицом смерти и Суда:

И как хлопало крыльями чёрное племя ворон.

Как смеялось небо, а потом прикусило язык.

И дрожала рука у того, кто остался жив.

И внезапно в вечность вдруг превратился миг.

И горел погребальным костром закат,

И волками смотрели звёзды из облаков,

Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь.

И как спали вповалку живые, не видя снов.

На фоне печали проступает яркий луч радостного света - Любовь. Жизнь человека трудна, но ярка и осмысленна, когда в ней есть Любовь - она достойна терпеливого, наполненного добросовестным трудом ожидания. Смерть, вовсе не уход в небытие - это подведение итогов прошедшей жизни, её осмысленности и полезности для мироздания и самого человека. И сам факт подведения итога свидетельствует о продолжении жизни, но в ином качестве:

А жизнь - только слово.

Есть лишь любовь, и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить.

А любовь стоит того, чтобы ждать.

http://www.youtube.com/watch?v=JukAkYx6jqE

http://www.youtube.com/watch?v=mic8Yi2G47E

( «Легенда», «Группа крови» 1988 год.)

==============================================================

Жанр рок-музыки, по своей сути являясь детищем крикливой и разнузданной западной культуры нагромождён, довольно пахабным ассортиментом исполнителей, которые мало заботятся об итогах и последствиях своего творчества. Они поглощены лишь мечтами о почитании и славе и выглядят как разноцветные попугаи на блудном торжище болтунов и похотливых искателей развлечений. Талант Виктора Цоя оказался реализован в этом довольно неприглядном жанре, но его творчество, безусловно, облагородило пространство рок-музыки. Поэзия Виктора Цоя глубоко философская, но в то же время выражена простыми словами и понятиями доступными каждому читателю и слушателю, музыка отличается особенным ненавязчивым ритмичным звучанием и мелодичностью. Музыка, в каждой песне, своей талантливой неприхотливостью дополняет и усиливает смысл стихов серьёзными и в то же время романтичными интонациями, обогащает общее восприятие смысла песни, тем самым, делая её целостным, законченным произведением. Яркая самобытность таланта и непохожесть на других позволяют личности Виктора Цоя и его искреннему творчеству быть изученными в особом порядке, отдельно от общего неприглядного и нелепого строя разномастных рок-музыкантов.

Несмотря на обширное богатство и неповторимую красочность русского языка, я вряд ли смогу в полной мере передать все те чувства, ощущения, внутренние интуитивные предчувствия и рассуждения, которые, я испытывал под влиянием песен Цоя, но его творчество воспринимается мной особенно ярко и незабываемо ещё и потому, что оно было явлено советскому человеку в нужное время и в нужном месте. Цой, появившись в поэтическом и музыкальном пространстве России в непростое для неё время, раскрыл в своём творчестве, романтическую философию своей души, способной смотреть правде в глаза и высказанную с неповторимой искренностью и простотой для многих родного по духу человека.

Тема борьбы, которая слышна и видна каждому искреннему поэту, независимо от его местоположения на планете присутствует в каждом песенном альбоме Виктора Цоя. В человеческом мире на фоне ясного неба и пока ещё незыблемых законов природы идёт непрекращающаяся война:

Песня без слов, ночь без сна.

Всё в своё время - зима и весна.

Каждой звезде свой неба кусок,

Каждому морю дождя глоток,

Каждому яблоку место упасть,

Каждому вору возможность не красть,

Каждой собаке палку и кость.

И каждому волку зубы и злость.

Если есть стадо, есть пастух.

Если есть тело, должен быть дух.

Если есть шаг, должен быть след.

Если есть тьма, должен быть свет.

Хочешь ли ты изменить этот мир?

Сможешь ли ты принять как есть?

Встать и выйти из ряда вон?

Сесть на электрический стул или трон?

Снова за окнами белый день.

День вызывает меня на бой.

Я чувствую, закрывая глаза:

Весь мир идёт на меня войной.

http://www.youtube.com/watch?v=7uE7awMjGWY

http://www.youtube.com/watch?v=2RQCIv2lDq8

http://www.youtube.com/watch?v=MhVCdEBpmVM

http://www.youtube.com/watch?v=UajGPN6VM1c

(«Песня без слов», «Звезда по имени Солнце» 1989 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Настаёт время пика творческой зрелости поэта и музыканта. Эта песня свидетельствует о его способности обозреть жизнь во всей её полноте и временнОй протяжённости. На фоне поэтического повествования о красоте и многогранности мироздания, о войне и судьбе молодых поколений, которые во все времена отдавали своих лучших представителей на алтарь побед, о законах времени и памяти - в общих чертах проступает судьба некой личности, пускай за свою недолгую жизнь, но способную сделать что-то очень важное для других, не жалея себя. Песня достойная искреннего, доброго мастера способного в одной песне сказать о многом, почти обо всём:

Белый снег, серый лёд

На растрескавшейся земле.

Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом - жёлтый дым.

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом звезды

По имени Солнце.

И две тысячи лет война,

Война без особых причин.

Война - дело молодых.

Лекарство против морщин.

Красная-красная кровь -

Через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава,

Через три она снова жива.

И согрета лучами звезды

По имени Солнце.

И мы знаем, что так было всегда:

Что судьбою больше любим,

Кто живёт по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слова «да» и слова «нет».

Он не помнит ни чинов, ни имён.

И способен дотянуться до звёзд,

Не считая, что это сон.

И упасть опалённым звездой

По имени Солнце.

http://www.youtube.com/watch?v=VaHNhySd0eg

http://www.youtube.com/watch?v=XnbS16pTxYU

http://www.youtube.com/watch?v=rDVZj8KLnj4

http://www.youtube.com/watch?v=dmIQU2AIa3s

http://www.youtube.com/watch?v=1sRpAN28yQg

http://www.youtube.com/watch?v=auE4MHBbgy8

(«Звезда по имени Солнце», «Звезда по имени Солнце» 1989 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Тяжёлые времена в стране, потеря твёрдых жизненных ориентиров в политических, общественных и личных взаимоотношениях. И только ночь поэт воспринимает, как единственную возможность для анализа своих сложных, печальных впечатлений и приведения мыслей в необходимый порядок:

Наши реки бедны водой.

В наши окна не видно дня.

Наше утро похоже на ночь.

Ну а ночь - для меня.

Глядя в жидкое зеркало луж,

На часы, что полвека стоят,

На до дыр зацелованный флаг,

Я полцарства отдам за коня.

Многие десятилетия жизни по ложным ориентирам отучили нас от полезной деятельности, и мы не знаем: как и где правильно употребить знания, накопленные предыдущими поколениями; знания, от которых мы сами, добровольно отреклись:

Командиры армии лет,

Мы теряли в бою день за днём.

А когда мы разжигали огонь,

Наш огонь тушили дождём.

Мы сидим у разбитых корыт.

И гадаем на Розе Ветров.

А когда приходит время вставать,

Мы сидим, мы ждём.

Играй, невесёлая песня моя, играй, играй!

Играй, невесёлая песня моя, играй, играй!

http://www.youtube.com/watch?v=B-5pc7IAWfg

(«Невесёлая песня», «Звезда по имени Солнце» 1989 год. )

----------------------------------------------------------------------------------------------

Печальная поэтическая музыкальная повесть о поэте, которому всё труднее найти своё место в этой сложной жизни, существующей по каким-то немыслимым и неприемлемым для поэта законам, придуманными злобными чужаками:

Снова новый начинается день,

Снова утро прожектором бьёт из окна.

И молчит телефон.

Отключён.

Снова солнца на небе нет.

Снова бой - каждый сам за себя.

И мне кажется, солнце - не больше, чем сон.

Даже природа восстаёт против неприемлемых для нормальных людей законов - слезами дождя, болезнью деревьев:

И стучит пулемётом дождь,

И по улицам осень идёт,

И стена из кирпичей-облаков крепка.

А деревья заболели чумой,

Заболели ещё весной.

И слетят в ладони листья,

Махавшие нам свысока.

Размышления о смерти посещают каждого творчески здорового поэта и это наверно, первые ясные, чёткие мысли о смерти, о неотвратимости конца земной жизни, пропетые вслух за весь, до сих пор, творческий путь поэта:

А потом придёт она,

Собирайся, скажет, пошли.

Отдай земле тело,

Ну а тело не допело чуть-чуть.

Ну а телу не додали любви.

Странное дело.

Там за окном

Сказка с несчастливым концом.

Странная сказка.

http://www.youtube.com/watch?v=Pk99weLt3rI

http://www.youtube.com/watch?v=6FCchOuVExU

http://www.youtube.com/watch?v=JFYrnAXPSu0

http://www.youtube.com/watch?v=tgzWaNd-EQ0

( «Странная сказка», «Звезда по имени Солнце» 1989 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Песня всё того же поэта, которому по прежнему трудно найти своё место в этой сложной, запутанной жизни, но сквозь тучи уже пробивается солнечный луч и он даёт светлую надежду на благополучный исход очень непростого поиска:

У меня есть дом, только нет ключей.

У меня есть солнце, но оно среди туч.

Есть голова, только нет плечей.

Но я вижу, как тучи режет солнечный луч.

У меня есть слово, но в нём нет букв.

У меня есть лес, но нет топоров.

У меня есть время, но нет сил ждать.

И есть ещё ночь, но в ней нет снов.

Уже всё громче звучит бодрый голос надежды, питающей сердце живительной силой и дающей полное право на мысли о будущем:

У меня река, только нет моста.

У меня есть мыши, но нет кота.

У меня есть парус, но ветра нет.

И есть ещё краски, но нет холста.

У меня на кухне из крана вода.

У меня есть рана, но нет бинта.

У меня есть братья, но нет родных.

И есть рука, и она пуста.

По настоящему смышлёному, умелому и деятельному человеку на самом деле нужно не так уж много - искренне сердце, ясный белый день, чистота белых вершин, искреннее слово и немного пространства для талантливой деятельности. Это есть у каждого:

И есть ещё белые-белые дни.

Белые горы и белый лёд.

Но всё, что мне нужно, -

Это несколько слов.

И место для шага вперёд.

http://www.youtube.com/watch?v=E1iym7rk2sM

http://www.youtube.com/watch?v=0NKCJxkCbwg

http://www.youtube.com/watch?v=S0R3DVIeESY

(«Место для шага вперёд», «Звезда по имени Солнце» 1989 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Верное сердце всегда вовремя разбудит сознание взволнованным биением о том, что уже пришла пора: начинать дело, отправляться в путь - то же сердце, что звало в дорогу солдата вслед за путеводной звездой, несмотря на страх перед смертью в песне «Группа крови». Сидя дома испытываешь тоску по дороге. В дороге тоскуешь по дому. Странствия всегда были заветной мечтой истинных поэтов. Странствия не блуждающие, а осмысленные, целенаправленные и встревоженное биение чуткого сердца - это как знак Свыше, что уже настала пора идти:

Струн провода, ток по рукам.

Телефон во все голоса говорит: «Пока! Пора!»

И пальто на гвозде, шарф в рукаве,

И перчатки в карманах шепчут:

«Подожди до утра, до утра…»

И опять на вокзал,

И опять к поездам,

И опять проводник выдаст бельё и чай.

И опять не усну,

И опять сквозь грохот колёс

Мне послышится слово «Прощай!»

Самое главное перед долгой и тревожной разлукой это искренняя просьба о верности и вере:

Но странный стук зовёт в дорогу.

Может - сердца, а может - стук в дверь.

И когда я обернусь на пороге,

Я скажу одно лишь слово: «Верь!»

Быть может, в этой песне, мы стали свидетелями не совсем ясного отображения поэтом такого понятия как - «двери сердца», в которые на протяжении всей жизни человека, время от времени стучит Бог.

http://www.youtube.com/watch?v=2omBOGGfy5k

http://www.youtube.com/watch?v=JKkEIcZRzq8

(«Стук», «Звезда по имени Солнце» 1989 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Душа поэта, окутанная зимней стужей, смертельно тоскует по Весне, по тёплому и ласковому солнцу, которое отогреет и наполнит измученную душу искреннего поэта новой большой радостью. Апрель - как добрый вестник, свидетельствующий о полной победе Весны над зимой:

Над землёй - мороз,

Что ни тронь, всё - лёд.

Лишь во сне моём поёт капель.

А снег идёт стеной,

А снег идёт весь день,

А за той стеной стоит апрель.

Душа исколота, изрезана суровой зимой и этих ран не счесть. От обилия ран тяжелеют шаги, но в душе горит звездой надежда на скорое приближение Весны. Вероятно апрель умирает от вернувшихся заморозков, но потом воскресает уже навсегда и приводит к вечной победе Весну. В смерти и воскресении Апреля можно увидеть образ смерти и воскресения безсмертной души человека, что свидетельствует о религиозном развитии мышления поэта и музыканта:

На теле ран не счесть,

Нелегки шаги.

Лишь в груди горит звезда.

И умрёт апрель,

И родится вновь,

И придёт уже навсегда.

А он придёт и приведёт за собой весну.

И рассеет серых туч войска.

А когда мы все посмотрим в глаза его,

На нас из глаз его посмотрит тоска.

И откроются двери домов.

Да ты садись, а то в ногах правды нет.

И когда мы все посмотрим в глаза его,

То увидим в тех глазах солнца свет.

http://www.youtube.com/watch?v=2MHiy6nTADo

(«Апрель», «Звезда по имени Солнце» 1989 год.)

==============================================================

Печальная радость наполняющая поэзию и музыку «Последнего альбома», совершенно необычна, неповторима и наверное никого из тех, кто хотя бы отчасти прислушивался к песням Виктора Цоя не оставит равнодушным к этому последнему венцу его романтического творчества. Вероятно, добросовестно развитый и обогащённый искренними размышлениями талант поэта и музыканта, делает тончайшие струны его души настолько чувствительными, что он, в некоторые моменты искреннего, тихого уединения становится способен ни столько сознанием уяснить, сколько интуитивно ощутить завершённость своего земного пути и возможно, приближение своего ухода. Невозможно даже предположить: чтО именно человек чувствует в эти минуты? Свидетельством могут стать искренние слово и мелодия - поэта и музыканта, честно поведавшие нам об этих сложных состояниях души. Печаль на фоне радости - печаль от того, что человека не оставляет интуитивное ощущение приближения последнего дня, а радость как фон всей жизни от осознания полноценно развитого таланта и выполненности своего предназначения.

Борьба продолжается и во внешнем мире, и в душе поэта. Конец 80-ых и начало 90-ых - это особенно сложное время, когда в стране происходили отвратительные политические процессы, которые своим уродливым смысловым содержанием влияли и на личные жизни людей. Человеку, стремящемуся к искреннему состоянию души невыносимо наблюдать безпорядок вокруг себя, а особенно невыносимо, трезво понимать всё происходящее. Но где-то далеко, есть очень близкая по духу девушка, которая способна, с поэтом, разделить скорбь пополам:

Я выключаю телевизор,

Я пишу тебе письмо.

Про то, что больше не могу

Смотреть на дерьмо.

Про то, что больше нет сил.

Про то, что я почти запил,

Но не забыл тебя.

Про то, что телефон звонил,

Хотел, чтобы я встал

Оделся и пошёл,

А точнее - побежал.

Но только я его послал.

Сказал, что болен и устал.

И эту ночь не спал.

Вечно не сбывающийся прогноз погоды, как свидетельство того, что люди слишком много на себя берут, и не в состоянии это многое понести на своих плечах, всегда ошибаются в своих прогнозах, и погоды, и жизни. Единственное и последнее, во всём этом бедламе, пристанище поэта - тишина:

А с погодой повезло:

Дождь идёт четвёртый день,

Хотя по радио сказали -

Жаркой будет даже тень.

Но, впрочем, в той тени, где я

Пока и сухо и тепло.

Но я боюсь пока.

А дни идут чередом:

День едим, а три пьём.

И в общем весело живём.

Хотя и дождь за окном.

Магнитофон сломался -

Я сижу в тишине,

Чему и рад вполне.

Вокруг кипит деятельность, но душе она не приносит ничего полезного и радостного и от этого становиться ещё больнее и страшнее, но сквозь тёмную пелену печальных настроений всё же проступает тонкий луч надежды, что нам когда-нибудь повезёт:

За окном идёт стройка,

Работает кран,

И закрыт пятый год

За углом ресторан.

А на столе стоит банка.

А в банке - тюльпан.

А на окне - стакан.

И так бежит за годом год,

Так и жизнь пройдёт.

И в сотый раз маслом вниз

Упадёт бутерброд.

Но, может, будет хоть день,

Может, будет хоть час,

Когда нам повезёт.

Лето - образ свободы и радости, и когда лето кончается, всегда появляется грусть по лету. Вместе с тишиной у поэта есть ещё одна сокровенная надежда - надежда на искренний и скорый ответ любимой:

Я жду ответа.

Больше надежд нету.

Скоро кончится лето.

Это.

http://www.youtube.com/watch?v=OI3E5FpxAps

http://www.youtube.com/watch?v=n_tiMYk34wg

http://www.youtube.com/watch?v=w6xm8x0N890

http://www.youtube.com/watch?v=wDxm9v4tt90

(«Кончится лето», «Последний альбом» 1990 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Снова настаёт пора отправляться в путь с близкими друзьями-попутчиками - ветром и осенью:

Застоялся мой поезд в депо:

Снова я уезжаю, пора.

На пороге ветер заждался меня,

На пороге осень, моя сестра.

Жизнь, драмой жестоких испытаний выстраивает храмы из разбитых сердец, но в них есть место каждому, кто не боится испытаний правдой:

Расскажи мне о тех, кто устал

От безжалостных уличных драм.

И о храме из разбитых сердец.

И о тех, кто идёт в этот храм.

Сны - обманчивые видения, порой они дразнят картинками мечты, но сны проходят и приходиться пробуждаться к реальной и суровой жизни:

А мне приснилось: миром правит любовь.

А мне приснилось: миром правит мечта.

И над этим прекрасно горит звезда.

Я проснулся и понял: беда.

Даже перед приходом вечно холодного зимнего сна природы, теплится надежда на скорейшее пробуждение вместе с яркой и радостной весной. Душа находясь в состоянии постоянной скорби из-за много понимающего ума, ждёт прихода весны как компенсации Свыше, приходящей дать долгожданный отдых и радостное умиротворение. И что бы не сулило опасное путешествие, возвращение домой всегда радует и обещает долгожданный покой после тяжёлых испытаний:

После красно-жёлтых дней

Начнётся и кончится зима.

Горе ты моё от ума,

Не печалься, гляди веселей.

И я вернусь домой.

Со щитом, а может быть - на щите.

В серебре, а может быть - в нищете.

Но как можно скорей.

http://www.youtube.com/watch?v=D4E0a_OLwtQ

http://www.youtube.com/watch?v=RmF4oWslG-c

(«Красно-жёлтые дни», «Последний альбом» 1990 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Уродливый передел страны, который происходил под личиной необходимых перемен болезненно бил по истерзанным душам людей, запутавшихся в лицемерных идеях и лозунгах уже разваливающейся системы. Необходимые душе ориентиры когда-то существовали в сознании людей, но сейчас…, сейчас дезориентирована вся страна, когда-то могучая и сильная она пребывает в жуткой растерянности. Поэт, особенно остро воспринимающий действительность, облекает всё происходящее вокруг в искренние и всем понятные слова, которые сочетают в себе и мудрость и простоту:

Здесь непонятно, где лицо, а где рыло.

И непонятно, где пряник, где плеть.

Здесь в сено не втыкаются вилы,

А рыба проходит сквозь сеть.

И не ясно, где море, где суша,

Где золото, а где медь,

Что построить и что разрушить.

И кому и зачем здесь петь.

Многие десятилетия фальшивых идеалов и надуманного счастья, привели к тому, что человек, разучился отличать - белое от чёрного, правду от лести, мужество от наглости, отвагу от безрассудства, любовь от страсти. Но пришедшие на смену старому режиму люди выглядели не лучше, а порой даже хуже и такое положение дел, как подлый вор похищало у сердца надежду на лучшее:

Здесь камни похожи на мыло,

А сталь похожа на жесть.

И слабость как сила.

И правда как лесть.

И не ясно, где мешок, а где шило.

И не ясно, где обида, где месть.

И мне не нравиться то, что здесь было.

И мне не нравиться то, что здесь есть.

Не надеясь на улучшение окружающего мира людей, поэт ищет защиты у мира природного, питает последнюю надежду найти возможность для совместной жизни с любимой под навесом чистого неба и за надёжной защитой доброго леса. Но зыбкая надежда, всё же, остаётся как спасительный луч перед необходимой разлукой:

Нам с тобой голубых небес навес.

Нам с тобой станет лес глухой стеной.

Нам с тобой из заплёванных колодцев не пить.

План такой - нам с тобой.

Чёрная ночь да в реке вода.

Нам с тобой и беда станет - не беда.

Ну решай!

Эх, была не была, прости и прощай.

План такой - нам с тобой.

http://www.youtube.com/watch?v=xacxs6PtEOI

(«Нам с тобой», «Последний альбом» 1990 год.)

----------------------------------------------------------------------------------------------

Умирающая система прежней власти была похожа на волчью стаю, которая уходя в небытие, истошно воет. На фоне этого воя всё отчётливее слышался бодрый и наглый лай новой системы. Несмотря на то, что многое очень тревожит, сердце поэта живёт верой, надеждой и любовью:

Волчий вой да лай собак.

Крепко, до боли сжатый кулак.

Птицей стучится в жилах кровь.

Вера да надежда, любовь.

«За» голосуют тысячи рук.

И высок наш флаг.

Синее небо да солнца круг.

Всё на месте, да что-то не так.

Суровое время «грозовых дождей» заставляет терпеть, стиснув зубы. Грусть, естественное состояние поэта понимающего всё происходящее вокруг. Но что-либо изменить не в его силах. Всё, что у него есть это искреннее слово и мелодия души:

Ночь пришла, а за ней гроза.

Грустный дождь да ветер шутник.

Руки в карман и вниз глаза.

Да за зубы язык.

Ох, заедает меня тоска,

Верная подруга моя.

Пей да гуляй, пой да танцуй.

Я с тобой пока.

И как всегда, только высокая в небе звезда, горит для тех, кто не хочет сдаваться:

В небе над нами горит звезда.

Некому кроме неё нам помочь

В тёмную, тёмную, тёмную

Ночь.

https://www.youtube.com/watch?v=7812jGVkqlw&feature=youtu.be

(«Вера-надежда-любовь» («Звезда»), «Последний альбом» 1990 год. )

----------------------------------------------------------------------------------------------

Грусть поэта выражена в вопросах, обращённых к жизни, хотя ответы на них он вряд ли найдёт потому, что грусть не то состояние души, находясь в котором можно услышать ответы. Грустны стихи и мелодия, они свидетельствуют о тяжести пережитого:

Песен, ещё не написанных, сколько,

Скажи кукушка,

Пропой?

В городе мне жить или на выселках?

Камнем лежать или гореть звездой,

Звездой?

Властная система живёт, поедая лучших сынов своего народа, тем самым обрекает страну на гибель - оставшиеся худшие, мало на что способны:

Кто пойдёт по следу одинокому?

Сильные да смелые головы сложили в поле,

В бою.

Мало кто остался в светлой памяти,

В трезвом уме да с твёрдой рукой в строю.

В строю.

Поиск освобождения от гнетущей грусти - мечта о вольной воле. Без неё, голова и терпеливые плечи несут на себе удары плети-судьбы:

Где же ты теперь, воля вольная,

С кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь?

Ответь!

Хорошо с тобой да плохо без тебя.

Голову да плечи терпеливые под плеть.

Под плеть.

Глубокая скорбь прекрасна потому, что итог её пребывания в душе - это поиск надежды и поэт её находит, он знает, где она - в ярком, чистом небе и добром, горячем солнце:

Солнце моё, взгляни на меня:

Моя ладонь превратилась в кулак.

И если есть порох, дай огня.

Вот так.

http://www.youtube.com/watch?v=ApCFuALHIk4

http://www.youtube.com/watch?v=HQ9SpMQAMjc

(«Кукушка», «Последний альбом» 1990 год.)

==============================================================

Интересно, загадочно устроено существование человека. Безсмертный дух человека - тайна. Человеческое тело - тайна. Силы души человека - тайна. Безсмертный дух, помещённый в тело и наделённый ясными, бодрыми силами души - единение тайн. И всё это является в мир, чтобы мыслить, чувствовать, осознавать. Единение этих процессов рождает идеи, стремления. В основе всего этого лежит главная мотивация - стремление познать глубину тайн объединённых в самом человеке, вместе с ними необъятность вселенной и осознавать их непостижимость. Всё это разнообразие красок, знаний и чувств умещается в одном человеке. Человек, переживая всю эту красоту и вместе с тем переживая всем сердцем борьбу лжи против красоты и правды, рождает в мир, простое на первый взгляд, но на самом деле очень сложное по чувственной насыщенности явление - поэзию - плод единения тайных процессов в человеке. Поэзия ложится на новую тайну, самобытно рождённую от переживания красоты и борьбы - музыку. Всё это живёт в одном человеке и является в мир в виде исполненного, воплощённого в жизнь таланта, который как прекрасное, плодовитое древо вырастает на почве способности переживать и осознавать красоту и борьбу человека, красоту вселенной и вообще жизни. Имя этому таланту - Виктор Цой. В некоторые времена, западная цивилизация - родитель всех необузданных свобод, родила такое похабно-крикливое явление как рок-музыка. Россия, всегда богатая и щедрая в деле рождения талантов, явила одного из таких талантов - Виктора Цоя, ярко свидетельствуя то, что она способна облагородить своими сынами даже не совсем приглядные западные изобретения и наполнить эти изобретения жизненной, талантливой красотой. Человек живёт, воплощает в жизнь с радостью и печалью свои поэзию и музыку, которые находят живой отклик в сердцах людей на просторах огромной страны. Единомыслие и единодушие, не зависящие от расстояний, рождают чувство и понимание неразрывного родства с человеком, воплотившим свой яркий талант в жизнь. И вот, этот талант внезапно умирает, уходит в иной мир, но единомыслие, единодушие и живой отклик на его искреннее творчество, чувство и понимание неразрывного родства продолжает жить в сердцах людей. Жизнь вечна, а значит и талант, воплощенный в этой жизни ради других, и как яркая, истинно драгоценная жемчужина не тускнеющий, несмотря на скоротекущее время, тоже вечен.

Огромное число юношей и девушек конца 80-ых и начала 90-ых по зову своих душ оказались в рядах слушателей, ценителей и почитателей творчества поэта и музыканта Виктора Цоя. Они находясь под сильным влиянием его творчества и после его трагической гибели пребывали в состоянии душевной пустоты, видимо от того, что были слишком глубокими единомышленниками его творчества, его пониманий и взглядов относительно положения в нашей стране, относительно идеи жизни и смерти, любви и предательства современного человека.

Цой - поэт-романтик, поющий о судьбе человека живущего в эпоху нравственно-социальных перемен. Перемены эти явились как итог, как неизбежные последствия нагромождения преступлений и неразрешённых проблем множества предыдущих поколений. Перед человеком живущим в эпоху нравственно-социальных перемен возникает необходимость детально рассмотреть эти нагромождения, разъяснить их самому себе, понять все последствия и принять тот факт, что он живёт в этих последствиях, подвести итоги и сделать выводы - как жить дальше. То есть провести титаническую, очень болезненную для души работу по разбору идеологических, нравственных, духовных проблем возникших вследствие преступлений против совести. Юноши и девушки, поколение современников В. Цоя оказались, видимо, не в состоянии провести эту титаническую работу. И это действительно очень болезненный и тяжкий труд. Надо признать, что далеко не каждый человек решится на такой мужественный труд, который заставляет вывернуть свою душу на изнанку, промыть её от всех нечистот и попытаться начать жизнь «с чистого листа». Да, фактически, здесь идёт речь о покаянии. О покаянии, которое было жизненно необходимо принести за себя и за предыдущие поколения. И именно это является очень болезненным трудом для души. Именно болезненность этого покаянного труда оказалась «камнём преткновения» для нового поколения молодых людей. И они ушли в сторону от этой трудной необходимости, в сторону романтического созерцания жизни. Для лучшего понимания высказанного необходимо разъяснить смысл фразы - романтическое созерцание.


Романтика - это некая глубокая убеждённость души в том, что «всё будет хорошо!» При том, что в настоящем времени - здесь и сейчас - многое плохо и даже муторно-невыносимо, но вот потом, в будущем непременно «всё будет хорошо!» Будет хорошо, но непонятно на основе чего. На основе какого-либо труда? Какого труда? На основе терпения? Кого и что надо терпеть? На основе любви? Если любви - то какой? И к кому? Ответы на эти вопросы, такое понятие как «романтика» не даёт. Получается, что эта убеждённость имеет в своей основе, пустое и необъяснимое мечтание.


Созерцание - это наблюдение каких-либо процессов без деятельного участия в них. В итоге получаем - романтическое созерцание - это наблюдение жизненных процессов вокруг себя без деятельного в них участия сопровождаемое рассуждениями и надеждами основанными на пустых и необоснованных мечтаниях выраженных в определении - «всё будет хорошо!»


Конечно, такое положение и состояние души оказалось для целого поколения молодых людей более доступным и приятным, чем труд над осмыслением своего тяжёлого духовного положения.


Я пишу о своих размышлениях вовсе не из соображений и желаний осудить целое поколение своих соотечественников. Пишу во-первых потому, что я сам принадлежу этому поколению;

во-вторых потому, что я сам оказался под влиянием творчества В. Цоя и его судьба мне совсем не безразлична;

в-третьих потому, что его искреннее творчество пробудило во мне ответную искренность в созерцании внешнего мира и так же пробудило во мне множество вопросов, ответы на которые я могу найти только сейчас, уже будучи взрослым человеком. И вероятно череда этих вопросов не прекратится ещё очень долго.

Хэвсур Ивэриэли. http://www.stihi.ru/avtor/xevsuriverieli

Июль – август 2007 года.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх